Аналитическая справка о ситуации, сложившейся в сфере начисления платы за потребление электрической энергии на ОДН в Нижегородской области в сравнении с иными регионами России

Сфера деятельности: Электроэнергетика

 

О ситуации, связанной с начислением платы за потребление электрической энергии на ОДН в Нижегородской области в сравнении с иными регионами Российской Федерации

 

1. Ситуация в Нижегородской области

а) В связи с вступлением в силу с 01 сентября 2012 года Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее также – Правила №354),  в платежные документы (счета) на оплату электрической энергии, получаемые гражданами-собственниками помещений в многоквартирных домах с октября 2012 года, гарантирующие поставщики электрической энергии включили плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды (далее также - ОДН).

Указанное послужило основанием для направления многочисленных обращений граждан (более 650 потребителей) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области с просьбой проверить обоснованность действий гарантирующих поставщиков электрической энергии в указанной части.

Специфика правоотношений, сложившихся в Нижегородской области, состоит в том, что в большинстве случаев расчет за потребление населением коммунальной услуги электроснабжения производят не исполнители коммунальных услуг, а непосредственно ресурсоснабжающие организации (гарантирующие поставщики), действия которых, в частности, по вопросам, связанным с соблюдением порядка ценообразования на соответствующие товары (услуги), подлежат непосредственному контролю со стороны территориального антимонопольного органа.

 В ходе проведенных проверочных мероприятий (в рамках рассматриваемых заявлений) Нижегородским УФАС России установлено, что при  расчете платы за названную коммунальную услугу основным проблемным вопросом является определение площадей многоквартирных домов, помещений, входящих в его состав, в том числе относящихся к общему имуществу собственников.

Управлением установлено, что указанные данные о площадях домов, относящихся к зоне ответственности гарантирующих поставщиков,  получены ими от жилищных организаций (ТСЖ, домоуправляющих компаний и др.).

Между тем домоуправляющие компании в своих пояснениях обращают внимание на то, что направленные ими данные могут быть устаревшими; более точными данными может располагать БТИ.

Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее сферу жилищных отношений, не возлагает на ресурсоснабжающие организации (гарантирующих поставщиков) обязанности нести расходы по получению достоверной информации о площадях многоквартирных домов, необходимых для расчета платы за потребление ресурса на общедомовые нужды.

Напротив, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, осуществление в установленном порядке расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги является непосредственной обязанностью исполнителей коммунальных услуг – управляющих компаний, товариществ собственников жилья.

Между тем, как указывают сами жилищные организации, достоверными сведениями о площадях многоквартирных домов, необходимых для осуществления надлежащего расчета за потребление энергоресурсов на общедомовые нужды, они не располагают; необходимых мер для получения (установления, уточнения) указанной информации ими не предпринято.

При таких обстоятельствах в результате бездействия жилищных организаций жители Нижегородской области остаются заложниками сложившейся ситуации и вынуждены оплачивать потребление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в неадекватных размерах, порой в несколько раз превышающих индивидуальное потребление.

При этом в рассматриваемой ситуации гарантирующими поставщиками электрической энергии Нижегородской области, применяющими при расчетах с потребителями (гражданами) данные о площадях многоквартирных домов, предоставленные жилищными организациями, требования антимонопольного законодательства не нарушены.

 

б) Для того, чтобы досконально разобраться со сложившейся ситуацией и понять, какие же данные по площадям являются наиболее правильными Управлением в начале 2013 года разработан план мероприятий, основанный на выборочном анализе данных по площадям по ряду многоквартирных домов г.Нижнего Новгорода, полученных от:

- гарантирующих поставщиков  (в первую очередь, ОАО «Нижегородская сбытовая компания»);                 

- домоуправляющих компаний г.Нижнего Новгорода (по Нижегородскому, Советскому, Сормовскому, Московскому, Канавинскому районам, ООО «Наш дом»);

-  БТИ (Нижегородский филиал ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ»).

Так, Управлением запрошена информация по 12 многоквартирным домам (МКД): характеристики домов (этажности, наличия силового оборудования, наличия КПУ), а также по площадям, используемым в формуле расчета платы за потребление электрической энергии на ОДН.

В ходе анализа полученных данных Управление пришло к следующим выводам:

- из 12 МКД только по 2 домам полностью совпадают данные по площадям из всех источников (ГП, ДУК, БТИ);

- по 10 МКД данные ДУКов не совпадают с данными БТИ не в пользу потребителей, т.е. (1) либо у ДУКа больше показатель площади помещений, входящих в состав общего имущества, либо (2) либо у ДУКа занижена общая площадь всех жилых и нежилых помещений (показатель находится в знаменателе в формуле, поэтому его увеличение приводит к уменьшению объема эл.эн. на ОДН);

Например, по данным ДУКа Sои (площадь общего имущества) = 1187,8 кв.м/ по данным БТИ - 613 кв.м (разница в 1,9 раза).

- из 10 МКД по 5 совпадают данные, использованные ОАО «Нижегородская сбытовая компания» и ЗАО «Волгаэнергосбыт» с данными ДУКов; по 2 домам ГП               (ОАО «НСК») применены данные, хотя и отличающиеся от данных ДУКов, но улучшающие положение потребителя; по 3 домам данные ДУКов и ОАО «НСК» не совпадают не в пользу потребителя, что подлежит дополнительному исследованию.

 

в) Как известно, с начала января 2013 года вступило в силу постановление Правительства Нижегородской области №933, в котором указано, что при расчете нормативов потребления электрической энергии на ОДН не учитывались площади подвалов, технических подпольев, чердаков в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

При этом указанный нормативный акт имеет обратную силу, то есть распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2012 года.

Данные по площадям помещений, входящим в состав общего имущества МКД без учета подвалов, технических подпольев, чердаков по искомым 12 домам также получены Управлением от БТИ.

Согласно полученным данным только в 5 МКД указанные технические площади, не учитываемые в общем имуществе, отсутствуют, то есть данные не изменяются; по остальным МКД объем услуги электроснабжения на ОДН может существенно уменьшиться (в некоторых случаях более чем в 3 раза).

Например, по данным БТИ Soи (площадь общего имущества с учетом тех.помещений)=4879,8; Sои (площадь общего имущества без учета тех. помещений) =1936,4 (разница более чем в 2,5 раза).

Таким образом, Управление пришло к выводам о том, что

- данные ДУКов существенно отличаются от данных БТИ;

- ГП применяют данные ДУКов;

- в случае актуализации информации по площадям плата за ОДН для потребителей может снизиться более чем в 2 раза.

 

г) Проверочные мероприятия проводились Нижегородским УФАС России не только по г.Нижнему Новгороду, но и по г.Дзержинску на основании материалов, представленных руководителем РОО «Дзержинский правозащитный центр». По результатам этого анализа Управление пришло к следующим выводам (на основании представленных данных):

- нарушения порядка ценообразования в действиях гарантирующих поставщиков не выявлено;

- в некоторых случаях при наличии приборов учета отмечен нехарактерно высокий объем потребления электрической энергии на ОДН, что может свидетельствовать о несанкционированных подключениях. Указанный вопрос может быть предметом разбирательства с ДУКами или в правоохранительных органах;

- в отдельных случаях отмечено полное отсутствие в платежных документах информации, используемой для расчета платежей за электрическую энергию. Особенно это касается ТСЖ. Соответствующая информация передана для разбирательства в пределах компетенции Управлению Роспотребнадзора по Нижегородской области.

 

д) Одновременно с этим Управлением установлено, что помимо вопросов, связанных с достоверностью определения площадей многоквартирных домов в случае отсутствия коллективных приборов учета электрической энергии возникает тема с обоснованностью нормативов потребления электроэнергии на ОДН.

В частности, согласно принятому Правительством Нижегородской области постановлению от 30.08.2012 №594 указанный норматив имеет существенную дифференциацию (от 0,71 до 6,52 кВт.ч в месяц на 1 кв.м площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) в зависимости от состава оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома (освещение и силовое оборудование лифтов) и этажности здания.

Норматив потребления электрической энергии на ОДН установлен постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012 №594 и составляет от 0,71 до 6,52 кВт.ч в месяц на 1 кв.м площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в зависимости от состава оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома (освещение и силовое оборудование лифтов) и этажности здания.

Согласно пояснениям региональной службы по тарифам Нижегородской области «при расчете объемов электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды, использовались нормы расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства, утвержденные приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 №283. С учетом положений данного приказа, нормы расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды дифференцированы в зависимости от этажности многоквартирного дома».

Между тем из положений действующих в настоящее время нормативных актов, в частности, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306, не следует, что норматив может быть дифференцирован по этажности домов.

Так, исходя из пункта 37 названных Правил норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:

осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;

силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;

системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.

Какого-либо математического, экономико-технического обоснования принятой Правительством Нижегородской области дифференциации норматива потребления электрической энергии на ОДН (разница нормативов более чем в 9 раз!) найти не представляется возможным.

 

е) Указанные вопросы активно обсуждались представителями Нижегородского УФАС России с экспертным сообществом. Так, в декабре 2012 и феврале 2013 года проведено 2 экспертных совета по энергетике при Нижегородском УФАС России.

Большинство экспертов приходят к выводу о необходимости установки коллективных приборов учета (КПУ), как это требует 261-ФЗ «Об энергосбережении…», поэтому от лица экспертного совета была дана рекомендация органам местного самоуправления и Правительству Нижегородской области предпринять действия, направленные на интенсификацию оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электроэнергии.

Целесообразность такого рода действий подтверждается опытом  г.Сарова, откуда жалоб по вопросам ОДН вообще не поступает. Как заявил генеральный директор ОАО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ», более 90% многоквартирных домов в г.Сарове оборудованы коллективными приборами учета. Кроме того, при расчете ОАО «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ» применяет данные БТИ, услуги которого оплачены по его собственной инициативе.

Экспертное сообщество пришло к выводу о необходимости   законодательной инициативы федерального уровня, направленной на разрешение дискутируемых вопросов, в том числе, в частности:

1) о создании (ускорении принятия решения) единой информационной базы, необходимой для осуществления надлежащего расчета платы за потребление коммунальных ресурсов (электроэнергия, вода холодная и горячая, тепло) на общедомовые нужды;

2) о четкой регламентации порядка утверждения объективных нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, включая показатели, на основании которые осуществляется их дифференциация;

Нижегородское УФАС России направило соответствующее обращение об инициировании вопроса по созданию единой базы в Министерство ЖКХ и ТЭК НО.

О результатах обсуждения данных вопросов Нижегородским УФАС России доложено общественности в рамках проведенного также в феврале 2013 года Общественно-консультативного совета.

В рамках реализации принятых советами решений Управлением направлялись письма в Министерство ЖКХ и ТЭК Нижегородской области, в частности, по инициированию рассмотрения Правительством Нижегородской области вопроса о создании единой базы, содержащей сведения о жилом фонде (площадях, этажности, количестве лифтов и пр.), необходимые для расчета платы за потребление энергоресурсов на ОДН, причем не только по электрической энергии, но и по горячей, холодной воде (с 01.07.2013), а впоследствии – по отоплению (с 01.01.2015).

Кроме того, инициировано рассмотрение данных вопросов Законодательным Собранием Нижегородской области. Так, 20 февраля 2013 года руководителем Управления принято участие в заседании комитета по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, на котором доложена сложившаяся в Нижегородской области ситуация, связанная с начислением платы за потребление энергоресурсов на ОДН, и предложено инициировать обсуждение в Государственной Думе Российской Федерации, а также на региональном уровне следующих вопросов:

-  о создании (ускорении принятия решения о создании) единой информационной базы, необходимой для осуществления надлежащего расчета платы за потребление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды;

- о четкой регламентации порядка утверждения объективных нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, включая показатели, на основании которые осуществляется их дифференциация;

- о рассмотрении вопроса о возможности создания на региональном уровне административных механизмов воздействия на жилищные организации в целях побуждения исполнения требований федерального законодательства об установлении коллективных приборов учета энергоресурсов.

 

2. Анализ ситуации в иных регионах РФ (по данным УФАС)

В целях обобщения и анализа региональной практики различных субъектов Российской Федерации, выработки возможного механизма разрешения сложившейся ситуации Нижегородским УФАС России предварительно произведен опрос ряда территориальных органов ФАС России по проблемам, связанным с введением платы за потребление электрической энергии на ОДН.

Кроме того, в адрес всех территориальных органов ФАС России направлен вопросник по указанным темам (ожидаемый срок предоставления информации – 28.03.2013), который позволит, используя единые параметры, сопоставить и обобщить данные различных регионов Российской Федерации.

Так, Управлением опрошено 15 территориальных антимонопольных органов, среди которых: Санкт-Петербургское, Новосибирское, Ставропольское, Ростовское, Владимирское, Ивановское, Кировское, Костромское, Краснодарское, Марийское, Мордовское, Самарское, Чувашское, Рязанское, Новгородское.

По результатам анализа полученной информации могут быть сделаны следующие предварительные выводы:

а) в отличие от Нижегородской области во всех опрошенных субъектах РФ (кроме Кировской области и Ставропольского края) расчеты с населением осуществляют исполнители коммунальных услуг (ДУКи, ТСЖ), а не ресурсоснабжающие организации (гарантирующие поставщики); при этом, в частности, в Кировской области, где начисления населению производят гарантирующие поставщики, плата за потребление электроэнергии на ОДН вообще не выделена до настоящего времени в качестве отдельного коммунального платежа; в Ставропольском крае расчеты с потребителями осуществляют и исполнители коммунальных услуг (преимущественно в краевом центре), и гарантирующие поставщики (преимущественно в иных муниципальных образованиях);

б)  во всех опрошенных субъектах (кроме Новосибирской области) ситуация, связанная с введением платы за потребление энергоресурсов на ОДН, находится под контролем соответствующих структур региональных органов исполнительной власти (в сфере тарифообразования, ЖКХ), выполняющих функции координации, согласования деятельности (порядка взаимодействия) всех сторон, участвующих в процессе снабжения населения коммунальными ресурсами;

в) одним из применяемых в опрошенных субъектах механизмов оптимизации схемы взаимодействия является создание единой базы, содержащей сведения, необходимые для осуществления расчетов платы за потребление энергоресурсов на ОДН, а также определение, четкая регламентация порядка ее формирования, актуализации, обеспечения доступа к ее данным. При этом под оптимизацией понимается такое положение вещей, когда схема расчетов, начислений платы за коммунальные платежи является понятной каждому потребителю, а взимаемые платежи – обоснованными и, соответственно, основания для обращения с жалобами по вопросам порядка ценообразования на коммунальные услуги, в том числе потребляемые на ОДН, отсутствуют.

В частности, в Костромской области сбор необходимых данных (в том числе по площадям многоквартирных домов) осуществлялся централизованно областным департаментом, регулирующим вопросы тарифообразования, который также продолжает поддерживать полученную информацию в актуальном состоянии;  в Новгородской области указанную работу проводило муниципальное унитарное предприятие (информационно-аналитический центр по ЖКХ).

Согласно данным Новосибирского УФАС России органом местного самоуправления г.Новосибирска ведется подготовительная работа по созданию (формированию) единой базы на уровне органа местного самоуправления по многоквартирным домам в рамках реализации вступившего в силу с 1 марта 2013 года постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».

г) территориальные антимонопольные органы не вовлечены в оперативные действия по решению указанной проблемы, их функции ограничиваются контролем за соблюдением прав и интересов потребителей с точки зрения соблюдения требований антимонопольного законодательства; управление ситуацией полностью взято региональными органами исполнительной власти в сфере ЖКХ и в отдельных случаях (г.Новосибирск) - органами местного самоуправления;

д) в целом в опрошенных регионах количество заявлений от граждан по вопросам начисления платы за потребление электрической энергии на ОДН невелико, проблема, по мнению территориальных органов ФАС России, остро не стоит: о незначительном в оценке территориальных органов ФАС России количестве заявлений, в том числе поступивших в конце 2012 года (в пределах 10), сообщило большинство опрошенных территориальных органов.

С учетом изложенного ситуация, сложившаяся в Нижегородской области по вопросам, связанным с начислением платы за потребление электрической энергии на ОДН, характерна следующим:

·        начисление платы осуществляется не исполнителями коммунальных услуг (как это требует жилищное законодательство РФ), а гарантирующими поставщиками электрической энергии; при этом исполнители коммунальных услуг (в первую очередь, домоуправляющие компании) фактически не участвуют в осуществлении этой деятельности;

·        значительное количество обращений граждан обусловлено, в первую очередь, непрозрачностью, по их мнению, схемы начисления искомой платы в той части, что используемая в расчетах информация о площадях многоквартирных домов является разрозненной, получаемой гарантирующими поставщиками от домоуправляющих компаний, которые, в свою очередь, не подтверждают  достоверность данных (полагают их устаревшими); данные жилищных организаций существенным образом отличаются от сведений БТИ, причем не в пользу граждан (даже в тех случаях, когда гарантирующими поставщиками применяются данные, отличающиеся от сведений, предоставленных жилищными организациями, что приводит к некоторому снижению платежей граждан, однако, при применении информации о площадях, имеющейся в базах БТИ, конечный платеж граждан может быть снижен еще больше);

·        сведения об участии региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в решении в оперативном порядке сложившейся проблемы у заявителей отсутствуют;

·        шагом в направлении частичного решения существующей проблемы является издание Правительством Нижегородской области постановления №933 от 28.12.2012, которым введено примечание следующего содержания: при расчете нормативов потребления электроэнергии на ОДН не учитывались площади подвалов, технических подпольев, чердаков в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дом. Вместе с тем, из указанного акта однозначно не следует, что за период с октября 2012 года, когда вводилась плата за ОДН, должен быть сделан перерасчет, и что указанное примечание не является императивным указанием исключать из расчета платы за потребление электроэнергии на ОДН площадей технических подпольев, подвалов и пр. При этом при наличии соответствующей информации, с января 2013 года гарантирующие поставщики применяют данные по площадям без учета технических помещений.

·        экспертный и общественный анализ ситуации не выявил каких-либо активных действий, направленных на разрешение сложившейся ситуации, в частности, на создание единой базы, содержащей все необходимые сведения, используемые при расчете платы за потребление энергоресурсов на ОДН (не только по электрической энергии, но и по воде, а впоследствии – по отоплению), как это сделано в иных регионах РФ, либо решений о принятии какой-либо существующей базы (например, базы БТИ) в качестве единой.

 

По мнению Нижегородского УФАС России, в целях обеспечения удовлетворенности заявителей ситуацией в данной сфере отношений, на соответствующих товарных рынках, разрешения ситуации в целом необходимо  на основании располагаемого опыта иных регионов, муниципалитетов субъектов Российской Федерации  принятие активных мер по проработке и разрешению обозначенных проблем.