Вопросы и ответы

"Росгосстрах" продолжает навязывать услуги при продаже полисов ОСАГО. Вы в курсе?

Ответ: Добрый день! Спасибо за обращение. 10 ноября 2014 года антимонопольный орган наложил штраф на страховую организацию за неисполнение предписания. Подробная информация >>  

Правда ли, что нужно ставить в квартире газовый счетчик?

Ответ: Спасибо за обращение. Действительно, закон об энергосбережении обязывает собственников жилых помещений в срок до 1 января 2015 года установить приборы учета газа. Вы вправе выбрать любую организацию, имеющие необходимые разрешительные документы, включая допуск СРО.

Как получить полис ОСАГО без дополнительных услуг?

Ответ: Спасибо за вопрос. Подробно об этой проблеме шла речь на пресс-конференции в июле 2014 года. Пожалуйста, посмотрите этот материал >> 

Почему вообще существует ОДН на горячую воду? С отоплением и электроэнергией все понятно: есть батареи и лампочки в подъезде. И где тогда ОДН по холодной воде? Почему его нет в платежах?

Евгений Александрович, г. Н. Новгород

Ответ:  Спасибо за вопрос. Вообще, законодатель утвердил постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. В п.4 Правил №354 говорится, что к коммунальным услугам относится:

а) холодное водоснабжение;

б) горячее водоснабжение;

в) водоотведение;

г) электроснабжение;

д) газоснабжение;

е) отопление.

При этом согласно п.40 Правил №354 потребитель коммунальной услуги в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению), вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, платит за коммунальные услуги, потребленные в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за холодную воду, потребленную на ОДН, при наличии коллективного прибора учета уже взимается в настоящее время; при отсутствии такового  - взимание указанной платы предусмотрено не ранее 01.07.2014.

Как должны взиматься расходы на содержание и ремонт внутридомовых систем? И кем должны взиматься?

Светлана Лебедева, г. Н. Новгород

Ответ:: Расходы на содержание и ремонт внутридомовых систем учитываются при расчете платы за техническое содержание (обслуживание) жилья. Соответствующая строка есть в квитанциях по оплате ЖКУ.

Все выводные коммуникации в деревне передали в руки одного ИП. После этого отменили все льготы пенсионерам и инвалидам. Законно ли это? Кто должен это контролировать? К кому обратиться за помощью?

Сергей Кузнецов, г. Н. Новгород

Ответ: Вопрос достаточно сложный и очень индивидуальный и на него, естественно, можно ответить, лишь точно зная все обстоятельства, относящиеся к делу. Возможны разные варианты, например, удорожание услуги, передача в руки другой организации совпадает с перерасчётами в связи с удорожанием, т. е. льготы фактически не отменяют, но увеличивается сумма, не исключено, однако, что есть ошибка, и действительно эти льготы перестали учитывать. Может быть, это даже и не ошибка, а сознательные действия поставщика услуг и правильнее всего в данной ситуации обратиться в контролирующий орган и, наверное, это была бы прокуратура.

Зависит ли оплата коммунальных услуг от количества людей, которые проживают в квартире? Если я выпишусь из квартиры, будет ли меньше коммунальная плата?

Анна Сергеевна Крайнова, г. Н. Новгород

Ответ: Такие вопросы возникают у многих нижегородцев. Теоретически она должна быть меньше, но здесь есть нюансы. Есть услуги , которые учитываются, например, холодная вода, горячая вода, газ и есть приборы учёта, соответственно, если человек выписывается и не потребляет эти услуги, то нет платы. Есть услуги, которые не учитываются в режиме одной квартиры, ну, например, услуги по отоплению. Нет приборов учёта и сама схема теплоснабжения наших домов такова, что обеспечить приборами учёта конкретное жилое помещение невозможно, поэтому при выписывании из квартиры продолжается в полном объёме взиматься плата за отопление. Что касается учитываемых услуг, то там оплата снижается.

В ноябре пришел огромный счет за воду. Объяснение — нет счетчика, платите по общему минус те счетчики, что в квартирах, заодно прибавили, что управляющая компания таким образом подводит нас к установке счетчиков (установил 4 штуки) два на горячую воду, два на холодную. В декабре уже счет по счетчикам плюс ОДН, насколько законно прибавление показаний с ОДН?

Антон Дмитриевич, г. Н. Новгород

Ответ: Случай совершенно конкретный и, видимо, индивидуальный. Тут очень важно знать историю, платежей, в частности: были ли нерегулярные платежи, является ли этот огромный платеж счётом за конкретный период времени, или он включил в себя не внесённые платежи предшествующих периодов. Не исключено, что действительно счётчик был установлен (внутриквартирный, индивидуальный), с этого момента начисления происходили по прибору учёта, но однако в предшествующие периоды (возможно, это несколько месяцев) начисление происходило по нормативам. Тогда сумма может возникнуть достаточно серьёзная. Но и что касается коллективных приборов учёта: поскольку они появились, то появились и платежи. И в этом случае, если гражданин не согласен с цифрой, которая выставлена в квитанции, её можно опровергнуть самостоятельно, обратившись в ресурсоснабжающую или обслуживающую дом организацию. А можно обратиться в жилищную инспекцию.

Порядок расчета платы за коммунальную услугу строго регламентирован постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Раздел 4 Правил №354 посвящен порядку расчетов. Законодатель установил, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (коммунальные услуги на ОДН) (п. 40 Правил).

Вы можете самостоятельно посмотреть в Правилах (п.44) формулы, по которым считается ОДН. Если в результате не будет найдена ошибка жилищной организации, то, скорее всего, размер выставленного платежа можно считать верным.

Напомним, в соответствии с ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники квартир обязаны были в срок до 01.07.2013 года установить в своих жилых помещениях индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды.

Каковы правила расчета платы за коммунальные услуги по жилым помещениям, в которых отсутствуют зарегистрированные граждане?

Калюжная Ольга Александровна, г.Арзамас

Ответ: В соответствии с действующим законодательством, плата за отопление, техническое обслуживание жилья и плата за электроэнергию и воду, идущая на ОДН, взимается в полном объеме, независимо от того, зарегистрированы или нет граждане в жилом помещении. При отсутствии приборов учета плата за воду, газ и иные коммунальные ресурсы (кроме п.1), при отсутствии в жилом помещении зарегистрированных граждан, на практике взимается из расчета на одного проживающего.

Правомерно ли начисление ОДН в многоквартирном доме от горводоканала, если жильцы там не проживают и услугами не пользуются, но прописаны?

Филатова Виктория Анатольевна, г. Н. Новгород

Ответ: Правомерно, дом живёт своей жизнью и потребления происходят соответственно. Принимая в собственность жилое помещение, собственник принимает на себя и некоторую сумму обязательств, вытекающих из владения. Так же как, например, приобретая автомобиль, собственник принимает ответственность за те риски , которые вытекают из владения источником повышенной опасности, то есть пользование имуществом - это ответственность. Эта ответственность оцифровывается в виде каких-то обязательных платежей и в нашем случае это плата за ОДН.

У нас в многоквартирном доме не установлен счетчик за электричество. Правомерно ли начисление ОДН и могу ли я отказаться его платить?

Ольга Александровна, г. Н. Новгород

Ответ: Начисление ОДН всё равно правомерно, поскольку по факту дом живёт, электричество используется для мест общего пользования и соответственно за него нужно платить. Общая логика состоит в том, что потребление ресурса бесплатным быть не может, потребил — заплатил. Вот, примерно, такой подход, но он детализируется в зависимости от самого ресурса, от его физики и от того, оснащён дом приборами учёта, либо не оснащён. В том случае, о котором спрашивает Ольга Александровна, ОДН начисляется, исходя из нормативов потребления, и отказаться от него невозможно.

Правомерно ли начисление на ОДН больше, чем по счетчику?

Стругацкая Ольга Ефимовна, г. Н. Новгород

Ответ: Вопрос не совсем ясен. Возможно, имеется ввиду индивидуальный прибор учета, если так, то может быть Ольга Ефимовна спрашивает о том, может ли быть счёт по ОДН выше счёта,  относящегося непосредственно к квартире, например, в квартире потребили электричества на 100 рублей, а счёт на ОДН пришёл на 120 рублей. Вот такое возможно, поскольку есть определённая формула и по ней расходы и рассчитываются. Если человек не жил, или жил мало, или отключал холодильник и фактического потребления не было, тогда цифра, относящаяся к квартире, может стремиться к нулю, при этом цифра, относящаяся к общим помещениям, нулём быть не может по формальному даже признаку.

Но и второй вопрос, если под счётчиком понимается «коллективный прибор учёта», то тогда действует формула: из показаний коллективного прибора учёта вычитается сумма показаний индивидуальных приборов, и оставшаяся разница распределяется между квартирами пропорционально площади жилых помещений. В этой доле, в какой мы владеем общими помещениями, мы и оплачиваем этот самый ОДН.

Если плата за ОДН высокая из-за аварийного состояния труб, куда обращаться?

Марина Алексеевна, г. Дзержинск

Ответ: Марина Алексеевна, я думаю, что в этом случае необходимо обращаться напрямую в жилищную организацию, которая обслуживает дом. И в любом случае в спорных ситуациях у Вас всегда остаётся возможность обратиться в жилищную инспекцию. Это компетентный орган, который уполномочен производить необходимые действия: анализ ситуации, анализ экономики, анализ платежей и расчётов, принимать какие-либо решения, касательно законности, либо незаконности тех или иных отношений

Как можно проверить правильность начисления ОДН? Куда нужно обращаться за разъяснениями и перерасчетом?

Светлана Шибалова, г.Дзержинск

Ответ: Можно самостоятельно сделать расчет по формулам, определенным Правилами №354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений (п.44). Если ваши расчеты выявят ошибку начислений платежей, за разъяснениями и перерасчетом необходимо обратиться в жилищную организацию.

Плата за ОДН начисляется пропорционально площади квартиры, а не индивидуальным прибором учета. Получается, что плата за ОДН будет выше для 3-х комнатной квартиры, где проживает 1 человек, чем для 1 комнатной, где, допустим, проживает 4 человека. Где справедливость?

Антон Алексеевич Гуляев, г.Дзержинск

Ответ: Действительно, справедливость этого подхода может вызвать вопрос, она, несомненно, была предметом дискуссий, когда принимались соответствующие решения на законодательном уровне. И тот  подход, который на сегодня утвердился, он, соответственно, не был единственным из тех, которые рассматривались, но так или иначе законодатель пришёл именно к такой схеме расчёта и на данный момент она действует.  Данный порядок расчета (пропорционально площади квартиры) предусмотрен правилами №354 от 06.05.2011. Несомненно, можно обратиться, в порядке, установленном законом, например, через депутатов с предложением  в компетентные органы, к законодателю, к Государственной Думе о рассмотрении иного порядка расчётов. Я думаю, такой путь существует.

Если отсутствует общедомовой прибор учета электроэнергии, то как определяется объём на ОДН?

Анна Дмитриевна, г. Выкса

Ответ: Объем электроэнергии определяется в соответствии с нормативом потребления, которые утверждаются субъектом РФ (п. 42 правил №354). Объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, рассчитывается по формуле, где учитываются:

- норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Норматив потребления электрической энергии на ОДН установлен постановлением Правительства Нижегородской области.

Какой объем электроэнергии на ОДН можно считать допустимым?

Альбина Сергеевна, г.Выкса

Ответ: Каких-либо конкретных допустимых величин коммунальных услуг, предоставленных на ОДН, не существует. Между тем, согласно п.44 Правил, распределенный между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объем коммунальной услуги, рассчитанной  исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (данное правило не применимо, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсосберегающая организация).

Жители 1-го этажа лифтом не пользуются, на каком основании они должны платить за него?

Евгений Колесов, г. Н. Новгород

Ответ: Дискуссионный вопрос. Как мы уже говорили сегодня, это вопрос, в какой-то степени, о справедливости. И единственное, что можно сказать: законодатель принял именно такое решение. Данный порядок предусмотрен Правилами №354 от 06.05.2011.

Как отказаться от начисления ОДН, если в квартире никто не проживает?

Наталия Ливенская, г. Н. Новгород

Ответ: Отказаться от оплаты ОДН невозможно (п.18, п.40 Правила №354). Более того, согласно п. 88 Правил, не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении плата за коммунальную услугу на ОДН.

Могут ли долги за ОДН квартир-неплательщиков быть раскинуты на всех жильцов данного дома в виде ОДН?

Марютина Евгения, г. Н. Новгород

Ответ: Долги за ОДН жильцов – неплательщиков не могут быть отнесены на какое-либо иное лицо, включая добросовестных жильцов.

Вопрос: Каким образом в настоящее время возможно размещение рекламы медицинских услуг, допустимо ли использование в такой рекламе образов медицинских работников, что понимается под специализированным медицинским изданием?

Ответ: Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 317-ФЗ) внесены изменения в часть 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», устанавливающую перечень товаров, реклама которых допускается исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Таким образом, с 01 января 2014 года в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Следовательно, с 01.01.2014 реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках указанных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.
Вместе с тем в силу позиции, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».
Соответственно, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом «О рекламе» местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
С учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия частей 7, 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, неврология, педиатрия и прочее.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама в том числе медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При этом в Федеральном законе «О рекламе» отсутствуют исключения для каких-либо видов медицинских изделий. 
Учитывая изложенное, реклама любых медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением, предусмотренным частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Точной формулировки данного предупреждения Федеральный закон «О рекламе» не содержит.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. 
При этом под образом медицинского работника понимается, в том числе указание в тексте рекламы фамилии, имени, отчества специалиста, наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург и т.п.), а также приведение слов, указывающих на профессиональную принадлежность: врач, доктор, медик и т.п.
Дополнительно информируем, что для целей Федерального закона «О рекламе» под специализированным печатным изданием следует понимать, в частности издания, специализирующееся на вопросах медицины и фармацевтики, которое не распространяется посредством свободной продажи, то есть не может быть доступно широкому кругу лиц, не имеющему специальной профессиональной подготовки.
Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере здравоохранения.
Таким образом, при возникновении вопроса об отнесении какой-либо услуги или какого-либо товара к медицинским услугам или изделиям целесообразно направить обращение в Министерство здравоохранения Российской Федерации (Министр – Скворцова Вероника Игоревна, адрес: ул. Ильинка, д. 21, г. Москва). 
Одновременно информируем, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении находится проект федерального закона № 461801-6 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе», направленный на исключение из сферы регулирования части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» рекламы медицинских услуг, методов профилактики, диагностики и медицинской реабилитации.

Вопрос: У меня в квартире в 2010 году установлен двухтарифный счетчик электрической энергии. Недавно от Энергосбыта пришло уведомление о том, что мой счетчик необходимо перепрограммировать, поскольку изменилось дневное  ночное время.  Насколько правомерны данные требования и обязан ли потребитель осуществлять перепрограммирование за собственный счет?

Ответ: Благодарим за обращение. Согласно пунктам 80 и 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354,  учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Аналогичная норма закреплена в пункте 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, согласно которой обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств. Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

В силу пункта 8 названных положений функционирования розничных рынков электрической энергии действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.

Таким образом, из системного анализа названных норм права следует, что учет объема (количества) коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета, соответствующих утвержденному типу и прошедших поверку, а также требованиям к условиям эксплуатации. При этом ввод приборов учета в эксплуатацию (установка пломб и (или) знаков визуального контроля) осуществляется субъектами розничных рынков без взимания платы. Однако оснащение жилого помещения приборами учета, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения. В связи с этим перепрограммирование двухтарифных приборов учета электрической энергии осуществляется за счет собственников жилого помещения, в случае если данные средства измерения не соответствуют установленным Федеральной службой по тарифам интервалам дневной и ночной зон.

Несмотря на указанное обстоятельство, в начале 2013 года ОАО «Нижегородская сбытовая компания» по собственной инициативе и за собственный счет проводило акцию «Перепрограммирование – в подарок!», условия участия в которой определены соответствующим положением, утвержденным управляющим директором названного общества В. Х. Ситдиковым от 30.01.2013.

Одним из необходимых условий для участия в данной акции являлось отсутствие задолженности за потребленную электрическую энергию на момент подачи/отправки заявки – как за индивидуальное потребление, так и за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (ОДН). Согласно вышеуказанному положению «под задолженностью понимается сумма обязательств гражданина по оплате потребленной электрической энергии (как за индивидуальное потребление, так и за ОДН), не исполненных до 20 числа месяца, следующего за расчетным. Потребители, имеющие задолженность за потребленную электроэнергию на момент подачи заявки, могут принять участие в Акции, если вся имеющаяся задолженность - как за индивидуальное потребление, так и за ОДН - будет погашена до окончания подготовительного этапа Акции (подготовительный этап с 1.02.2013 по 30.04.2013). При этом необходимо было повторно направить заявку на перепрограммирование Организатору Акции. Потребители, допустившие задолженность в основной период проведения Акции (до 30.12.2013), автоматически теряют право на безвозмездное перепрограммирование ИПУ. Отметка об этом будет находиться в счете за услугу энергоснабжения. Для участия в Акции потребители должны в период с 01.02.2013 по 30.04.2013 подать индивидуальную заявку на перепрограммирова­ние прибора учета одним из удобных для них способом: оператору районного абонентского пункта, по почте или через сайт ОАО «Нижегородская сбытовая компания» www.nsk.elektra.ru. В заявке в обязательном порядке должны быть указаны: ФИО и паспортные данные, номер лицевого счета абонента и адрес жилого помещения, в котором установлен прибор учета, контактная информация (адрес, телефон), дата подачи заявки».

 

Вопрос: Я слышала, что вышло новое постановление, определяющие новые правила применения социальной нормы потребления электроэнергии. В частности, то, что величина социальной нормы будет распространяться не только на индивидуальное потребления, но и на потребление на общедомовые нужды. Правда ли это и с какого времени новые правила будут применяться?

Ответ: Благодарим за обращение. 22.07.2013 Правительством Российской Федерации принято постановление №614 (вступило в силу 06.08.2013), которым утверждено Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее – Положение №614).

Так, социальная норма потребления электрической энергии становится обязательным показателем, применяемым в расчетах платы за электрическую энергию населением (домохозяйствами) во всех субъектах Российской Федерации.

При этом в тех субъектах, в которых она уже установлена (к ним относится и Нижегородская область) и не превышает 150 кВт.ч/1чел/мес., величина социальной нормы может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением №614 до 01.07.2014.

В Нижегородской области величина социальной нормы потребления электрической энергии населением утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 №310 и составляет 50 кВт.ч в месяц на человека.

Согласно информации Министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области, являющегося уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по расчету социальной нормы потребления электрической энергии, до 1 июля 2014 года величина указанной социальной нормы пересматриваться не будет.

Таким образом, до указанной даты изменений в подходе расчета платы за электрическую энергию населением с применением социальной нормы потребления не произойдет.

Между тем после 1 июля 2014 года планируется применение вновь утвержденной социальной нормы потребления электрической энергии. При этом при ее расчете будут использованы методики, определенные Положением №614.

Основные изменения согласно названному нормативному правовому акту сводятся к следующему:

- широкая дифференциация величины социальной нормы в зависимости от группы домохозяйств (6 групп) и типу жилых помещений (6 групп);

- введение льгот, то есть повышение социальной нормы потребления электрической энергии путем применения соответствующих повышающих коэффициентов для одиноко проживающих пенсионеров, семей пенсионеров, домохозяйств, жилые помещения которых отнесены к аварийному или ветхому жилому фонду;

- применение социальной нормы потребления электрической энергии ко всему объему потребления ресурса домохозяйством, как индивидуальному, так и на общедомовые нужды.

 

Вопрос: Что происходит с ценами на бензин в Нижегородской области? В чем состоит контроль Нижегородского УФАС России?

Ответ: Благодарим за обращение. В Нижегородской области, также как и практически во всех других субъектах Российской Федерации, уровень конкуренции на оптовых (мелкооптовых) и розничных рынках нефтепродуктов недостаточен. В большинстве районов Нижегородской области доминирующее положение занимает ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», которое владеет самой крупной сетью АЗС (108) в регионе и несколькими нефтебазами (4). Кроме того, в г. Кстово расположен нефтеперерабатывающий завод, также принадлежащий группе компаний  «ЛУКОЙЛ».

Начиная  с 2011 года, на рынки Нижегородской области активно выходят компании группы «Газпромнефть», которые также действуют как в розничном (36 АЗС), так и в мелкооптовом (имеет в собственности 1 нефтебазу и осуществляет хранений продуктов на нефтебазах сторонних организаций) сегментах. 

Крупной региональной сетью АЗС (32) также владеет ООО «Центр-ГСМ» (бренд «Taxioil»).

Всего на территории Нижегородской области располагается более 100 АЗС, однако иные участники розничного рынка по уровню реализуемых объемов и по количеству эксплуатируемых АЗС не сопоставимы с названными выше.

Согласно существующему распределению полномочий Нижегородское УФАС России вправе осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на мелкооптовом и розничных рынках реализации моторного топлива; рынок оптовой реализации нефтепродуктов представляет собой рынок федерального уровня, полномочиями по отношению к действующим на нем участникам обладает только Центральный аппарат  ФАС России.

В Нижегородское УФАС России часто поступают жалобы граждан, указывающих на рост розничных цен на АЗС региона. Между тем в настоящее время государственное регулирование цен на моторное топливо действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено; цены на товар формируются хозяйствующими субъектами самостоятельно, в зависимости от присутствующих на рынке факторов. Непрерывный мониторинг указанных рынков (в части динамики оптовых/мелкооптовых/розничных цен на нефтепродукты, который проводится в ежедневном режиме, динамики наличия объемов топлива на нефтебазах, величины транспортной составляющей) показал, что, как правило, основной причиной роста розничных цен является соответствующее повышение цен на оптовом рынке. В октябре 2009 года Нижегородское УФАС России признало ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» злоупотребившим своим доминирующим положением на розничных рынках реализации моторного топлива в части установления монопольно высоких цен товара; за указанное нарушение общество привлекалось к административной ответственности. Однако после вынесения указанного решения  ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» подобных нарушений не допускало.

Между тем нарушения антимонопольного законодательства, в том числе и в части ведения ценовой политики, неоднократно выявлялись Центральным аппаратом ФАС России (соответствующую информацию можно найти на официальном сайте http://www.fas.gov.ru/).

В августе 2012 года Нижегородское УФАС России признало ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» злоупотребившим своим доминирующим положением на мелкооптовом рынке реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива в части создания дискриминационных условий своим контрагентам; в периоды дефицита топлива в регионе общество распределяло ресурсы, игнорируя принципы равенства и справедливости. Между тем ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» исполнило предписание Нижегородского УФАС России, внеся соответствующие коррективы в правила реализации товаров с нефтебаз.

В настоящее время работа Нижегородского УФАС России в данных сферах в основном направлена на постоянный мониторинг текущего состояния и, в случае выявления признаков, указывающих на возможное обострение ситуации, предупреждение нарушений антимонопольного законодательства (посредством встреч с участниками рынков, разъяснений положений законодательства, направлением рекомендаций).

 

Вопрос: Могут  ли магазины по своей инициативе повышать цены на продукты питания? Законно ли это?

Ответ: Благодарим за обращение. Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию. Это означает, что ни один орган государственной власти, в том числе и антимонопольный орган, не вправе диктовать торговым предприятиям уровень цен на реализуемые ими товары. В рассматриваемой ситуации цены на продукты питания формируются на основе рыночных механизмов (соотношения спроса и предложения, величины затрат и т.д.).

Антимонопольный орган, в рамках предоставленных полномочий, осуществляет контроль за ценообразованием только тех хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на товарных рынках. Что касается рынков розничной реализации продовольственных товаров, то они характеризуются развитой конкурентной средой; ни одна действующая в указанной сфере организация не занимает доминирующего положения (в том числе отсутствует и коллективное доминирование). В связи с этим, Нижегородское УФАС России не обладает компетенцией по реагированию на рост розничных цен на продовольственные товары, в большинстве случаев указанные действия нарушением антимонопольного законодательства не являются.

В то же время в действиях торговых предприятий могут быть усмотрены признаки иных нарушений антимонопольного законодательства (к примеру, признаки согласованных действий или сговора).

Кроме того, отношения в сфере торговли, начиная с 2010 года, регламентируются Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в котором установлены специальные антимонопольные правила как к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, так и к хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров.

Вопрос: По телевидению и радио часто рекламируют БАДы к пище. Устанавливает ли Закон о рекламе какие-либо ограничения при рекламировании биологически активных добавок?

Ответ: В статье 25 Федерального закона «О рекламе» говорится о том, что реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

4) побуждать к отказу от здорового питания;

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Очень часто реклама БАД  может создавать впечатление о том, что добавки оказывают профилактическое и лечебное воздействие на организм человека, способствуют лечению болезней.

Между тем, БАД  не является лекарственным средством.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства  - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно статье 19 Федерального закона от 22.06.1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Таким образом, закон предусматривает, что именно лекарственные средства могут применяться для профилактики, диагностики и лечения болезни.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 года № 736 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

23.07.2013г. принят Федеральный закон от 23.07.2013г. №200-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Данный закон дополнил статью 25 Федерального закона «О рекламе» частью 1.1, которая устанавливает, что реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства)».

Таким образом, употребление в рекламе БАД непосредственно фразы «не является лекарственным средством» будет свидетельствовать о соблюдении требований части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

Федеральным законом от 23.07.2013г. №200-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 14.3 дополнена частью 5, согласно которой нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Вопрос: Положениями каких нормативных правовых актов следует руководствоваться органам местного самоуправления при проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, находящихся в муниципальной собственности? Применяются ли положения Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 при проведении таких торгов?

Ответ: Благодарим за обращение. Порядок заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) и определяет, что заключение такого договора осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Форма проведения торгов устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований (часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе).

Общие требования проведения торгов закреплены положениями статей 447- 449 Гражданского Кодекса российской Федерации.

На основе общих положений о торгах, по мнению специалистов Нижегородского УФАС России, орган местного самоуправления вправе принять локальный нормативный акт, в котором будет подробно изложена форма и процедура проведения торгов. При этом, положения указанных локальных нормативных актов не должны противоречить законодательству Российской Федерации, в частности, статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По вопросу применения положений Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 при проведении торгов на право заключения договоров на установку рекламных конструкций необходимо пояснить следующее.

Согласно статье 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Во исполнение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации издан Приказ от 10.02.2010 N 67, которым утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества ( далее -  Правила).

Пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускается иной порядок распоряжения государственным или муниципальным имуществом в случае установления такого порядка федеральными законами Российской Федерации.

Учитывая, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в порядке, установленном Законом о рекламе, положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и Правила, утвержденные Приказом ФАС Росси от 10.02.2010 N 67, не распространяются на заключение договоров, предусматривающих размещение рекламных конструкций.

 

Вопрос: Может ли антимонопольный орган рассматривать заявления жильцов на действия домоуправляющих компаний в случае некачественного оказания ими услуг (не производится уборка подъездов, не выполняются работы по капитальному ремонту жилья и т.п.)?

 

Ответ: Благодарим за обращение. Согласно общим правилам федерального законодательства защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (пункты 1, 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, антимонопольный орган наделён конкретной предметной компетенцией по контролю в сфере защиты конкуренции и пресечения монополистической деятельности и не полномочен в отрыве от положений Закона о защите конкуренции защищать жилищные и гражданские права граждан. Приведённые нарушения могут пресекаться органами регионального жилищного надзора (Государственной жилищной инспекцией).

 

Вопрос: Орган государственной власти издал акт, который по мнению граждан нарушает их права. Нарушается ли Закон о защите конкуренции?

 

Ответ: Благодарим за обращение. Закон о защите конкуренции (статьи 15 – 18) устанавливает определённые запреты на действия органов власти, но для их квалификации как нарушение антимонопольного законодательства необходимо наличие таких последствий (возможности их наступления) как ограничение, недопущение, устранение конкуренции. Само по себе ущемление интересов физических лиц вследствие действий органов власти не нарушает Закон о защите конкуренции.

 

Вопрос: В извещении-квитанции, предназначенной для оплаты жилищно-коммунальных услуг, не указываются банковские реквизиты. Является ли это нарушением?

Ответ: Благодарим Вас за обращение. 

В соответствии с пп. б п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 г., в платежном документе указываются наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Следовательно, отсутствие данных реквизитов будет являться нарушением законодательства.

Данная информация не является официальным комментарием Нижегородского УФАС России. В случае необходимости получения официального ответа на поставленный вопрос, Вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу с письменным обращением, в котором в обязательном порядке указываются:

1) наименование государственного органа, в который направляете письменное обращение;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя;
3) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
4) личная подпись и дата.
В обращении излагаете суть предложения, заявления или жалобы. Ответ будет дан на бланке Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.

Вопрос: Чем отличаются вывеска и реклама?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» указанный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с приведенными нормами размещение в месте нахождения организации ее наименования, по мнению специалистов ФАС России, служит целям идентификации данной организации для потребителя и не может рассматриваться как его реклама.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Следовательно, размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота.
С учетом изложенного не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг, например, «Универмаг «Седьмой континент», «магазин цифровой техники «Ион», «Итальянская мебель», «Кафе «Атаман», «Крымские вина».
Вместе с тем, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе, с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.
Согласно положениям статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции именно общего собрания собственников помещений, в соответствии с пунктом 3 части 2 указанной статьи, относится принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, при размещении рекламы на общем имуществе многоквартирного дома, необходимо получение согласия собственников помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем, в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», размещение в месте нахождения (месте осуществления деятельности) организации (в том числе магазина) вывески является обязательным. Данная обязанность вытекает из прав владельца организации (магазина) по использованию помещений многоквартирного дома, полученных в установленном порядке.
Следовательно, размещение вывески организации на многоквартирном доме не требует дополнительного согласования с собственниками помещений.