• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Специализация Нижегородского УФАС России «Региональные аспекты конкурентной политики (региональные стандарты развития конкуренции, «дорожные карты» по развитию конкуренции, региональные программы по развитию конкуренции)» за 2017 год

О реализации темы специализации Нижегородского УФАС России «Региональные аспекты конкурентной политики (региональные стандарты развития конкуренции, «дорожные карты» по развитию конкуренции, региональные программы по развитию конкуренции)» за 2017 год

 

 

 

Нижегородским УФАС России на основе анализа результатов:

- внедрения и выполнения положений  Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации   (далее - Стандарт) в Нижегородской области в 2016 году;

- сравнительного с предыдущими периодами мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках и состоянием ценовой конкуренции в Нижегородской области;

- оценки состояния конкурентной среды и административных барьеров субъектами предпринимательской деятельности в Нижегородской области;

- обсуждения практик внедрения Стандарта в других регионах Российской Федерации

подготовлены и направлены в Федеральную антимонопольную службу предложения по внесению изменений в Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на новом этапе его реализации.

Данные предложения неоднократно обсуждались на научно-практических конференциях в субъектах РФ с участием представителей ФАС России, территориальных органов ФАС России, представителей региональных органов власти, научных сообществ, общественных организаций.

Обсуждение и анализ практик внедрения Стандарта показали необходимость внесения изменений в региональные дорожные карты, в частности,  включения в них мероприятий по повышению уровня удовлетворенности в тех приоритетах, которые вытекают из результатов предшествующих мониторингов и реализаций стратегий развития регионов, что означает необходимость комплекса системных мер и решений в сфере развития конкуренции, в том числе на местном уровне.

 

На семинаре «Итоги внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в 2016 году», состоявшемся в г.Санкт-Петербурге 3-4 июля 2017 года, по итогам доклада М.Л.Теодоровича «Направления совершенствования Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации по результатам практик мониторинга его реализации» участники семинара приняли решение предложить Межведомственной рабочей группе по вопросам внедрения Стандарта развития конкуренции рассмотреть вопрос о внесении изменений в Стандарт развития конкуренции в части:

включения в перечни рынков и дорожные карты регионального и местного уровня рынков с отрицательной динамикой удовлетворенности потребителей состоянием конкуренции и качеством товаров и услуг;

проведения органами власти субъекта Российской Федерации общественных слушаний с участием заинтересованных сторон по ситуации в отношении товарных рынков с отрицательной динамикой удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг;

включения в ежегодный доклад сведений о действиях по восстановлению положительной динамики удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг в отношении каждого из товарных рынков, на которых по результатам мониторинга выявлена отрицательная динамика указанного показателя;

включения в состав дорожной карты субъекта Российской Федерации в качестве обязательного приложения типовой дорожной карты местного уровня.

 

В 2017 году на базе Волго-Вятского ГУ Банка России создана рабочая группа по проведению регионального анализа текущей динамики цен, выяснению причин и факторов ценообразования на региональных товарных рынках и основных рисков недостижения таргета по инфляции. К участию в рабочей группе в качестве экспертов в области анализа товарных рынков и механизмов ценообразования приглашены руководитель и представители Нижегородского УФАС России. На первом заседании рабочей группы участники поддержали предложения наших представителей для решения поставленных задач использовать механизм дорожного картирования,  в частности – инструментарий (ежегодный мониторинг) исследования удовлетворенности потребителей состоянием конкуренции, качеством товаров и услуг на рынках, представляющих интерес для Волго-Вятского ГУ Банка России. В 2017 году в мониторинг дополнительно включены  рынки лекарств, топлива, автомобилей, продовольственных товаров - овощей из «борщевого» набора, а также рынки жилищного и дорожного строительства, т.е. основные рынки с рисками недостижения таргета по инфляции.

На семинаре «Итоги внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в 2016 году» в г.Санкт-Петербурге тема взаимодействия ФАС России и ЦБ РФ также обсуждалась. По докладу Н.Н. Патокиной «Использование инструментария по реализации Стандарта развития конкуренции при решении задач, предусматриваемых Соглашением между ФАС России и ЦБ РФ» участники семинара приняли решение предложить Межведомственной рабочей группе по вопросам внедрения Стандарта развития конкуренции рассмотреть вопрос о внесении изменения в пункт 41 Стандарта, изложив его в следующей редакции: «Уполномоченный орган ежегодно организует проведение мониторинга на рынках, перечень которых формируется, в том числе, в соответствии с предложениями федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а  также общественных объединений предпринимателей и потребителей».

 

В порядке реализации п.5 Указа Президента РФ от 30 июня 2016 года №306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам», Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года №1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», Распоряжения Правительства Нижегородской области от 9 декабря 2016 года №2030-р «Об организации проектной деятельности в Нижегородской области» Нижегородское УФАС России принимало участие в обсуждениях проектов Стратегии развития Нижегородской области и Стратегии развития города Нижнего Новгорода. Предложения Нижегородского УФАС России поддержаны, принято решение о включении в Стратегии раздела «Развитие конкуренции», о проведении оценки состояния конкурентной среды на основе результатов ежегодного мониторинга, свидетельствующих о положительной динамике удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг в отношении каждого из товарных рынков, на которых была выявлена отрицательная динамика указанного показателя. В настоящее время проекты Стратегий находятся в стадии разработки.

 

Приказом Ректора ФГАО УВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского» от 15.11.2017 №521-ОД в структуре факультета социальных наук создана базовая кафедра Нижегородского УФАС России, которая получила название: «Социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования».

Базовая кафедра Управления создана вследствие реорганизации кафедры «Экономической социологии», разработки которой в научно-прикладной сфере послужили основой для создания инструментария Мониторинга. В рамках научно-исследовательского и научно-образовательного процессов, осуществляемых на кафедре «Социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования», предполагается изучение поведенческих аспектов про- и антиконкурентного поведения, проведение работы в направлении формирования ценностной мотивации субъектов, обладающих рыночной силой, достаточной для квалификации их действий в качестве нарушения антимонопольного законодательства. Указанное направление работы представляется перспективным в целях адвокатирования конкуренции и профилактики нарушений антимонопольного законодательства.

В рамках работы по совершенствованию инструментария Мониторинга планируется его развитие в направлении расширения исследовательских возможностей и аналитического потенциала с учетом значимости итогового результата для понимания факторов, определяющих специфику неудовлетворенности и ограничений доступа в более широких контекстах оптимизации социального контроля и цифровизации экономики.  

В этих целях в качестве научно-прикладного решения предполагается, в частности, использование подходов и механизмов участвующего (партисипаторного) управления.

 

В 2016-2017 годах органы власти Нижегородской области фактически принимали решения, противоречащие проявленным интересам бизнеса, которые не обсуждались ни на этапах их формирования, ни на этапах применения в отношении негативных последствий для бизнеса и населения. Власть не демонстрировала попыток проектирующего и объясняющего диалога с местными сообществами, в том числе и с бизнес-сообществом, демонстрировала практики подмены содержательного обсуждения соответствующих проблем, ссылаясь на будто бы существующий опрос неопределенного круга лиц, который при этом не подтверждался объективными ведомственными данными органов статистики, ГУВД, ГИБДД и др. Это проявлялось в недостаточной отлаженности информационных механизмов взаимодействия (проблема своевременного уведомления бизнеса о предстоящих событиях, оперативного направления запросов и получения ответов на них).

Как следствие – наличие в Нижегородской области проблемных сфер экономической деятельности с точки зрения антимонопольного законодательства:

1. сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

– применение неправомерных схем закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Нижегородской области;

- наличие «Странных торгов» (электронные аукционы),

2. сфера обращения твердых коммунальных отходов (ТКО) – утверждение постановлением Правительства Нижегородской области от 08.11.2016 №752 Территориальной схемы ТКО, применение которой  может привести к росту тарифов на услуги ЖКХ;

3. сфера продажи алкогольной продукции - внесение изменений в Закон Нижегородской области "О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области», которыми запрещается розничная продажа алкогольной продукции на территориально обособленных объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или во встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам, входы для покупателей в которые расположены со стороны подъездов этих многоквартирных домов, в связи с чем  преимущество получают хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию алкогольной продукции в отдельно стоящих от жилого сектора зданиях;

4.  сфера тарифного регулирования - отсутствие дискуссии в процессе принятия тарифных решений в Нижегородской области делает невозможным формирование объективной позиции, основанной на мнении всех причастных сторон, относительно экономической обоснованности решений.

5.  сфера торговли - на рынке реализации продовольственных товаров наблюдается тенденция к резкому  увеличению на территории Нижегородской области количества торговых объектов, принадлежащих федеральным торговым сетям, что приводит к сокращению количества местных торговых сетей на рынке, а также ликвидации мелких магазинов формата «у дома».

Одним из базовых принципов Стандарта является наличие обратной связи с потребителями и другими заинтересованными сторонами, открытость и доступность информации о системе мер, процедурах и решениях, направленных на поддержание и развитие конкуренции и конкурентных отношений в форме проведения объективного мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ, услуг, деятельностью органов исполнительной власти в части развития конкуренции на социально-значимых товарных рынках, оценивание уровня административных барьеров.

Реализация Стандарта позволяет выстраивать стратегии развития отраслей и регионов в том числе и с учетом особенностей развития цифровой экономики в территориальном аспекте, регулируемых сфер деятельности, путем включения соответствующих товарных рынков в состав приоритетных и, соответственно, поступательно выстраивать работу региональных отраслевых органов исполнительной власти, а затем и муниципалитетов, в координации с системой приоритетов по развитию конкуренции.

Основной тенденцией последних трех лет развития экономической конкуренции, отмечаемой по результатам мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг Нижегородской области, является рост недовольства населением уровнем цен на широкий круг товаров и услуг, в том числе, производимых в регулируемых сферах деятельности. При этом уровень недовольства стоимостью большинства услуг стабильно высок на протяжении исследуемого периода.

При дальнейшем развитии схемы мониторинга в направлении расширения его исследовательских возможностей и аналитического потенциала существенно важным является объективное представление о конечном результате, понимание того, какие факторы определяют специфику неудовлетворенности и социальных запросов. На этой основе возможна более глубокая и всесторонняя их оценка для формирования корректирующих действий в отношении региональной и местной экономики и оптимизации решений в сфере социальной политики.

Файлы для скачивания

Специализация Нижегородского УФАС России «Региональные аспекты конкурентной политики (региональные стандарты развития конкуренци
Тип файла: rtf
Размер файла: 0.15 МБ