Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами

I. Общие положения

В соответствии с поручением ФАС России Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области проведена работа по обзору состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Согласно требованиям поручения настоящий обзор осуществлен в целях определения доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а также определения доли частных управляющих организаций в городах с численностью населения свыше ста тысяч человек.
По данным статистической отчетности на территории Нижегородской области находятся три муниципальных образования с указанной численностью населения: города Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск.
         При проведении обзора рынка управления многоквартирными домами Нижегородское УФАС России руководствовалось приказом ФАС России от 25.04.06 №108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» и методическими рекомендациями ФАС России (исх. №ЦА/6263 от 11.03.2009).
         В качестве источников исходной информации при проведении настоящего обзора использованы:
-        сведения, полученные от хозяйствующих субъектов;
-        сведения, полученные от органов местного самоуправления;
-        информация, представленная органами государственной статистики, налоговыми органами;
-        данные собственных исследований Нижегородского УФАС России.
 
II. Временной интервал исследования рынка услуг по управлению многоквартирными домами
В соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 г.г. и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.06 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» временной интервал исследования определен как 01.01.2008 – 31.12.2008.
Цель ограничения временного интервала исследования 2008 годом связана с положением части 1 статьи 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», установившей, что орган местного самоуправления в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2009 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
III.             Продуктовые и географические границы товарного рынка
 
В соответствии с разделом III «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» определение продуктовых границ – это процедура выявления товаров (работ, услуг), не имеющих заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.
Согласно статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства в качестве товара, среди прочих, выступают услуги по управлению многоквартирными домами.
         Общероссийским классификатором  услуг населению ОК 002-93, утвержденного постановлением Госстандарт Российской Федерации от 28.06.1993 №163, наименование указанных услуг определено как «услуги по управлению многоквартирным домом» (код 041131).
Услуги по управлению многоквартирными домами (далее – услуги по управлению) включают в себя оказываемые управляющей организацией услуги и выполняемые работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).
На практике, чаще всего, управление многоквартирным домом заключается в совершении хозяйствующими субъектами юридически значимых действий, направленных на достижение целей управления, именно поэтому положения Жилищного кодекса первоначально определяют указанную деятельность как предоставление комплексных услуг. В то же время жилищное законодательство не исключает и возможность непосредственного выполнения подрядных работ управляющей организацией без привлечения сторонних подрядчиков.
Оказание услуг по управлению и выполнение работ по содержанию и ремонту общего домового имущества, а также предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений в совокупности образуют услуги по управлению.
Следует отметить, что свойство товара услуги по управлению многоквартирными домами приобретают лишь при предоставлении их отдельными управляющими организациями, не являющимися ТСЖ или ЖСК.
Поскольку жилищным законодательством строго определен перечень способов управления собственником своим жилым помещением, услуга по управлению не может быть заменена какой-либо иной.
При определении продуктовых границ рассматриваемого товарного рынка использовалась совокупность нескольких методов:
-        метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и результатах экономико-статистических расчетов;
-        метод, основанный на экспертных оценках характеристик товаров и особенностей потребления товаров.
С учетом изложенного, продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по управлению многоквартирными домами.
Географические границы рассматриваемых товарных рынков определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.
Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» также основывается на экономической, технической возможности покупателя приобрести товар в определенных границах и отсутствия возможности его приобретения за их пределами.
Теоретически, услуги по управлению могут оказываться в отношении любых многоквартирных домов, находящихся на любой территории муниципального образования, собственники жилых помещений которых на общем собрании выбрали способ управления – управление управляющей организацией, которая в соответствии с договором управления будет оказывать данные услуги.
Однако для осуществления деятельности на рассматриваемых товарных рынках хозяйствующий субъект должен обладать возможностью оперативного контактирования с потребителями услуг в целях осуществления контроля за состоянием жилищного фонда, а также соблюдения графика периодичности выполнения обязательных работ, перечень которых утвержден действующим законодательством (постановление Правительства РФ от 06.02.2006 №75).
Указанная возможность присутствует у организаций, имеющих ресурсы в непосредственной близости от месторасположения объектов управления.
Кроме того, в установленных законодательством случаях выбор управляющей организации осуществляется на конкурсной основе органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен соответствующий многоквартирный дом.
С учетом изложенного, в настоящем обзоре географическими границами локальных рынков управления соответственно будут являться административные границы муниципальных образований: г.Нижний Новгород, г.Дзержинск и г.Арзамас.
IV. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
Согласно методическим рекомендациям ФАС России состав хозяйствующих субъектов и объем рынка услуг по управлению многоквартирными домами представлен по форме таблиц, отдельно по каждому указанному муниципальному образованию.
 
Таблица 1
Состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению
многоквартирными домами (г.Нижний Новгород)

№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами, тыс.м2
Количество многоквартирных домов, находящихся в управлении, шт.
1
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Канавинского района"
2560,21
1163
2
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Ленинского района"
731,60
997
3
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Московского района"
1803,20
639
4
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Нижегородского района"
1967,67
1134
5
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Приокского района"
1522,70
559
6
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Советского района"
2123,40
1051
7
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Сормовского района"
3433,60
1126
8
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-II"
207,30
69
9
Общество с ограниченной ответственностью "Поволжская компания"
11,58
2
10
Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородец-3"
24,07
4
11
Общество с ограниченной ответственностью "Волго-Вятская строительная компания "Жилсервис"
14,32
3
12
Общество с ограниченной ответственностью "КВАРТСЕРВИС-НН"
7,00
3
13
Общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом"
5122,80
1533
14
Общество с ограниченной ответственностью жилищно-эксплутационное предприятие "Содружество-НН"
28,47
8
15
Общество с ограниченной ответственностью жилищно-эксплутационное предприятие "Жилсервис"
23,14
8
16
Общество с ограниченной ответственностью "Жилбытсервис"
62,59
10
17
Закрытое акционерное общество "Комсервис"
4,40
2
18
Общество с ограниченной ответственностью "ТЦ Арсенал-ЛТД"
38,84
9
19
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ВИСТМА"
30,00
8
20
Общество с ограниченной ответственностью "ТАИТА"
15,30
2
21
Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Жилищно-ремонтное предприятие поселка Зеленый город"
8,13
24
22
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис-2008"
20,37
3
23
Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский консорциум"
8,99
5
24
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомхоз 83/4"
17,83
2
25
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домсервис"
3,03
1
26
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммуналсервис"
32,72
4
27
Муниципальное учреждение города Нижнего Новгорода "Управление муниципальным жилищным фондом города Нижнего Новгорода"
107,04
52
28
Общество с ограниченной ответственностью ЖКУ "Октябрьское"
3,06
1
29
Закрытое акционерное общество                                       "Жилищная Управляющая компания"
46,40
10
30
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Дом-Сервис"                              
7,03
4
Всего:
19986,80
8436

Таблица 2
Состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению
многоквартирными домами (г.Дзержинск)

№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовй формы
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами, тыс.м2
Количество многоквартирных домов, находящихся в управлении, шт.
1
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая организация №1"
2102,92
822
2
Общество с ограниченной ответственностью "ДЕССА лтд"
15,13
3
3
Общество с ограниченной ответственностью "ЖК Сервис"
43,39
15
4
Общество с ограниченной ответственностью "Жилстрой"
123,70
41
5
Общество с ограниченной ответственностью "Флакс"
23,07
32
Всего:
2308,21
913

Таблица 3
Состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению
многоквартирными домами (г.Арзамас)

№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовй формы
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами, тыс.м2
количество многоквартирных домов, находящихся в управлении, шт.
1
Муниципальное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика"
1084,21
920
2
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-3"
81,48
23
3
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-3-1"
64,42
25
Всего:
1230,10
968

 
V. Объем рынка услуг по управлению многоквартирными домами и доли хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке.
Согласно данным, представленным администрациями указанных муниципальных образований, наибольшую долю в управлении многоквартирными домами занимают управляющие организации. На территории г. Нижнего Новгорода доля управляющих организаций составила 78,10% от общего объема жилищного фонда. Аналогичная ситуация сложилась на рынке услуг по управлению на территории г. Арзамаса и                  г. Дзержинска – 69,73% и 45,95% соответственно.
Необходимо отметить, что на территории города Дзержинска также значительную долю занимает такой способ управления многоквартирными домами, как «непосредственное управление», и составляет 41,58% от общего жилищного фонда.
Выбор управляющих организаций осуществлялся в основном на основании общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В 2008 году органами местного самоуправления было проведено 4 конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, 3 из которых были проведены администрацией города Арзамаса и 1 администрацией города Нижнего Новгорода.
 
Таблица 4
Распределение жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций, между хозяйствующими субъектами (г.Нижний Новгород)

№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовй формы
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами
тыс.м2
в процентах от общего жилищного фонда
1
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Канавинского района"
2560,21
10,00%
2
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Ленинского района"
731,60
2,86%
3
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Московского района"
1803,20
7,05%
4
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Нижегородского района"
1967,67
7,69%
5
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Приокского района"
1522,70
5,95%
6
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Советского района"
2123,40
8,30%
7
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Сормовского района"
3433,60
13,42%
8
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-II"
207,30
0,81%
9
Общество с ограниченной ответственностью "Поволжская компания"
11,58
0,05%
10
Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородец-3"
24,07
0,09%
11
Общество с ограниченной ответственностью "Волго-Вятская строительная компания "Жилсервис"
14,32
0,06%
12
Общество с ограниченной ответственностью "КВАРТСЕРВИС-НН"
7,00
0,03%
13
Общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом"
5122,80
20,02%
14
Общество с ограниченной ответственностью жилищно-эксплутационное предприятие "Содружество-НН"
28,47
0,11%
15
Общество с ограниченной ответственностью жилищно-эксплутационное предприятие "Жилсервис"
23,14
0,09%
16
Общество с ограниченной ответственностью "Жилбытсервис"
62,59
0,24%
17
Закрытое акционерное общество "Комсервис"
4,40
0,02%
18
Общество с ограниченной ответственностью "ТЦ Арсенал-ЛТД"
38,84
0,15%
19
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ВИСТМА"
30,00
0,12%
20
Общество с ограниченной ответственностью "ТАИТА"
15,30
0,06%
21
Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Жилищно-ремонтное предприятие поселка Зеленый город"
8,13
0,03%
22
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис-2008"
20,37
0,08%
23
Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский консорциум"
8,99
0,04%
24
Общество с ограниченной ответственностью                      "Жилкомхоз 83/4"
17,83
0,07%
25
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домсервис"
3,03
0,01%
26
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммуналсервис"
32,72
0,13%
27
Муниципальное учреждение города Нижнего Новгорода "Управление муниципальным жилищным фондом города Нижнего Новгорода"
107,04
0,42%
28
Общество с ограниченной ответственностью ЖКУ "Октябрьское"
3,06
0,01%
29
Закрытое акционерное общество                                       "Жилищная Управляющая компания"
46,40
0,18%
30
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Дом-Сервис"                             
7,03
 
Всего:
19986,80
78,10%

   
Таблица 5
Распределение жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций, между хозяйствующими субъектами (г.Дзержинск)

№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовй формы
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами
тыс.м2
в процентах от общего жилищного фонда
1
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая организация №1"
2102,92
41,86%
2
Общество с ограниченной ответственностью "ДЕССА лтд"
15,13
0,30%
3
Общество с ограниченной ответственностью "ЖК Сервис"
43,39
0,86%
4
Общество с ограниченной ответственностью "Жилстрой"
123,70
2,46%
5
Общество с ограниченной ответственностью "Флакс"
23,07
0,46%
Всего:
2308,21
45,95%

 
Таблица 6
Распределение жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций, между хозяйствующими субъектами (г.Арзамас)

№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовй формы
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами
тыс.м2
в процентах от общего жилищного фонда
1
Муниципальное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика"
1084,21
61,46%
2
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-3"
81,48
4,62%
3
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-3-1"
64,42
3,65%
Всего:
1230,10
69,73%

 

 
VI. Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами
 При оценке состояния конкурентной среды на локальных рынках услуг по управлению многоквартирными домами произведены расчеты:
-        коэффициентов рыночной концентрации (CR3) на локальных рынках по объемам жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций;
-        индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) для локальных рынков г. Нижнего Новгорода, г.Дзержинска, г. Арзамаса по объемам жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций.
На основании этих расчетов произведен анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по управлению многоквартирными домами в границах указанных муниципальных образований.
В результате анализа состояния конкурентной среды на локальных рынках установлено следующее:
-        г.Нижний Новгород:
CR1=70,76%, CR3=97,43%, HHI=5007 (Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывался с учетом того, что группа лиц рассматривается как один хозяйствующий субъект (в данном случае его доля составляет – 70,76%)).      
В соответствии с указанными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рынок управления многоквартирными домами в городе Нижний Новгород характеризуется как высококонцентрированный.

№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовй формы
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами, тыс.м2
Доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций от общего объема жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, %
1
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Канавинского района"
2560,21
70,76
2
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Ленинского района"
731,60
3
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Московского района"
1803,20
4
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Нижегородского района"
1967,67
5
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Приокского района"
1522,70
6
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Советского района"
2123,40
7
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Сормовского района"
3433,60
8
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-II"
207,30
1,04
9
Общество с ограниченной ответственностью "Поволжская компания"
11,58
0,06
10
Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородец-3"
24,07
0,12
11
Общество с ограниченной ответственностью "Волго-Вятская строительная компания "Жилсервис"
14,32
0,07
12
Общество с ограниченной ответственностью "КВАРТСЕРВИС-НН"
7,00
0,04
13
Общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом"
5122,80
25,63
14
Общество с ограниченной ответственностью жилищно-эксплутационное предприятие "Содружество-НН"
28,47
0,14
15
Общество с ограниченной ответственностью жилищно-эксплутационное предприятие "Жилсервис"
23,14
0,12
16
Общество с ограниченной ответственностью "Жилбытсервис"
62,59
0,31
17
Закрытое акционерное общество "Комсервис"
4,40
0,02
18
Общество с ограниченной ответственностью "ТЦ Арсенал-ЛТД"
38,84
0,19
19
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ВИСТМА"
30,00
0,15
20
Общество с ограниченной ответственностью "ТАИТА"
15,30
0,08
21
Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Жилищно-ремонтное предприятие поселка Зеленый город"
8,13
0,04
22
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис-2008"
20,37
0,10
23
Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский консорциум"
8,99
0,04
24
Общество с ограниченной ответственностью                      "Жилкомхоз 83/4"
17,83
0,09
25
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домсервис"
3,03
0,02
26
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммуналсервис"
32,72
0,16
27
Муниципальное учреждение города Нижнего Новгорода "Управление муниципальным жилищным фондом города Нижнего Новгорода"
107,04
0,54
28
Общество с ограниченной ответственностью ЖКУ "Октябрьское"
3,06
0,02
29
Закрытое акционерное общество                                       "Жилищная Управляющая компания"
46,40
0,23
30
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Дом-Сервис"                             
7,03
0,04
Всего:
19986,80
100,00

-        г. Дзержинск
CR3=98,34%, HHI=8334
Согласно вышеуказанным показателям рынок управления многоквартирными домами в городе Дзержинск высококонцентрированный.

№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовй формы
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами, тыс.м2
Доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций от общего объема жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, %
1
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая организация №1"
2102,92
91,11
2
Общество с ограниченной ответственностью "ДЕССА лтд"
15,13
0,66
3
Общество с ограниченной ответственностью "ЖК Сервис"
43,39
1,88
4
Общество с ограниченной ответственностью "Жилстрой"
123,70
5,36
5
Общество с ограниченной ответственностью "Флакс"
23,07
1,00
Всего:
2308,21
100,00

 
-        г. Арзамас
CR1=88,14%, CR3=100%, HHI=7840 (Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывался с учетом того, что группа лиц рассматривается как один хозяйствующий субъект (в данном случае его доля составляет – 70,76%))
Согласно вышеуказанным показателям рынок управления многоквартирными домами в городе Арзамас высококонцентрированный.
 

№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовй формы
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами, тыс.м2
Доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций от общего объема жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, %
1
Муниципальное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика"
1084,21
88,14
2
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-3"
81,48
11,86
3
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-3-1"
64,42
Всего:
1230,10
100,00

 
 
VII. Барьеры входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющей организацией может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель. Деятельность в сфере предоставления услуг по управлению многоквартирными домами не подлежит лицензированию.
Однако при проведении ретроспективного анализа рынков услуг по управлению многоквартирными домами выявлен ряд барьеров (ограничений) для хозяйствующих субъектов, затрудняющих в настоящий момент вход на указанные рынки.
        Как показывают результаты проведенного исследования, в анализируемый период доминирующее положение на рынках услуг по управлению многоквартирными домами занимают хозяйствующие субъекты, учредителями которых являются соответствующие муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. В связи с этим, данные хозяйствующие субъекты имеют в своем распоряжении муниципальное имущество, переданное в качестве вклада в уставной капитал либо в хозяйственное ведение, предназначенное для оказания жилищных и коммунальных услуг, а также опытный персонал и необходимые информационные ресурсы, ранее годами сформированные соответствующими муниципальными предприятиями ЖКХ.
В данном случае, указанные хозяйствующие субъекты имеют преимущества по сравнению с частными (независимыми) действующими и потенциальными участниками рынка в виде минимизации затрат в связи с большими объемами оказываемых услуг; сложившихся хозяйственных связей как с контрагентами (поставщиками коммунальных услуг и подрядными организациями), так и потребителями услуг; отсутствия необходимости поиска новых потребителей (затрат на рекламу, нацеленную на распознавание субъекта).
VIII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
 
В указанных в настоящем обзоре муниципальных образованиях не всеми собственниками жилых помещений выбран способ управления.
Положения постановления Правительства РФ от 06.02.06 №75, предусматривающие проведение органами местного самоуправления открытых конкурсов по отбору управляющих организаций, по данным более чем 20 администраций муниципальных образований Нижегородской области предположительно будут реализованы к концу первого полугодия 2009 года.
Это означает, что оставшиеся площади жилых многоквартирных домов, которые могли обслуживаться непосредственно самими собственниками либо товариществами собственников жилья, по результатам открытых конкурсов перейдут к управляющим организациям.
Данное обстоятельство не может не изменить состояния конкурентной среды на рассматриваемых товарных рынках уже в конце 2009 года.
         Вместе с тем, по данным, представленным в настоящем обзоре, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые рынки услуг по управлению многоквартирными домами имеют сходства по степени развития конкуренции.
         В городах: Арзамасе и Дзержинске Нижегородской области рынок услуг по управлению высококонцентрированный, конкуренция не развита.
Рынок услуг по управлению в границах города Нижнего Новгорода, учитывая группу лиц, состоящую из крупнейших на указанном рынке хозяйствующих субъектов, также имеет недостаточно развитую конкуренцию.