Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами по итогам 2007 года

 

 Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами     
23 мая 2008 года                                                                              г. Нижний Новгород
I. Общие положения
В соответствии с поручением ФАС России Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области проведена работа по обзору состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Согласно требованиям поручения настоящий обзор осуществлен в целях определения доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а также определения доли частных управляющих организаций в городах с численностью населения свыше ста тысяч человек.
По данным статистической отчетности на территории Нижегородской области находятся три муниципальных образования с указанной численностью населения: города Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск.
         При проведении обзора рынка управления многоквартирными домами Нижегородское УФАС России руководствовалось приказом ФАС России                        от 25.04.06 №108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» и методическими рекомендациями ФАС России (исх. №АГ/5817 от 19.03.08).
         В качестве источников исходной информации при проведении настоящего обзора использованы:
-     сведения, полученные от хозяйствующих субъектов;
-     сведения, полученные от органов местного самоуправления;
-     информация, представленная органами государственной статистики, налоговыми органами;
-     данные собственных исследований Нижегородского УФАС России.
 
II. Временной интервал исследования
В соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2008 год и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.06 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» временной интервал исследования определен как 01.01.2007 – 31.12.2007.
Цель ограничения временного интервала исследования 2007 годом связана с положением части 1 статьи 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», установившей, что орган местного самоуправления в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
III.   Продуктовые границы товарного рынка
В соответствии с разделом III «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» определение продуктовых границ - это процедура выявления товаров (работ, услуг), не имеющих заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.
Согласно статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства в качестве товара, среди прочих, выступают услуги по управлению многоквартирными домами.
         Общероссийским классификатором  услуг населению наименование указанных услуг определено как «услуги по управлению многоквартирным домом» (код 041131).
Услуги по управлению многоквартирными домами (далее – услуги по управлению) включают в себя оказываемые управляющей организацией услуги и выполняемые работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности                             (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).
На практике чаще всего управление многоквартирным домом заключается в совершении хозяйствующими субъектами юридически значимых действий, направленных на достижение целей управления, именно поэтому, положения Жилищного кодекса РФ первоначально определяют указанную деятельность как предоставление комплексных услуг. В то же время жилищное законодательство не исключает и возможность непосредственного выполнения подрядных работ управляющей организацией без привлечения сторонних подрядчиков.
Оказание услуг по управлению (совершение юридически значимых действий) и выполнение работ по содержанию и ремонту общего домового имущества, а также предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений в совокупности образуют услуги по управлению.
Следует отметить, что свойство товара услуги по управлению многоквартирными домами приобретают лишь при предоставлении их отдельными управляющими организациями, не являющимися ТСЖ или ЖСК.
Поскольку жилищным законодательством строго определен перечень способов управления собственником своим жилым помещением, услуга по управлению не может быть заменена какой-либо иной.
При определении продуктовых границ рассматриваемого товарного рынка использовались в совокупности несколько методов:
- метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и результатах экономико-статистических расчетов;
- метод, основанный на экспертных оценках характеристик товаров и особенностей потребления товаров.
С учетом изложенного, продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по управлению многоквартирными домами (код по ОКУН 041131 «услуги по управлению многоквартирным домом»).
 
 
IV. Географические границы товарного рынка
Географические границы рассматриваемых товарных рынков определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.
Определение географических границ товарного рынка в соответствии                      со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» также основывается на экономической, технической возможности покупателя приобрести товар в определенных границах и отсутствия возможности его приобретения за их пределами.
Теоретически, услуги по управлению могут оказываться в отношении любых многоквартирных домов, находящихся на любой территории муниципального образования, собственники жилых помещений которых на общем собрании выбрали способ управления – управление управляющей организацией, которая в соответствии с договором управления будет оказывать данные услуги.
Однако для осуществления деятельности на рассматриваемых товарных рынках хозяйствующий субъект должен обладать возможностью оперативного контактирования с потребителями услуг в целях осуществления контроля за состоянием жилищного фонда, а также соблюдения графика периодичности выполнения обязательных работ, перечень которых утвержден действующим законодательством (постановление Правительства РФ от 06.02.2006 №75).
Указанная возможность присутствует у организаций, имеющих ресурсы в непосредственной близости от месторасположения объектов управления.
Кроме того, в установленных законодательством случаях выбор управляющей организации осуществляется на конкурсной основе органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен соответствующий многоквартирный дом.
         С учетом изложенного, в настоящем обзоре географическими границами локальных рынков управления соответственно будут являться административные границы муниципальных образований: Нижний Новгород, Дзержинск и Арзамас.
V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Расчет объема товарного рынка услуг и доли хозяйствующих субъектов.
         В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
      Согласно методическим рекомендациям ФАС России состав хозяйствующих субъектов и объем рынка услуг по управлению многоквартирными домами представлен по форме таблиц, отдельно по трем выбранным муниципальным образованиям.
1. Состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами
(Нижний Новгород)
 

Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно правовой формы
Место регистрации хозяйствующего субъекта
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами
тыс.м2
В процентах от общего объема жилищного фонда, %
  1.  
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Канавинского района"
603002 г. Нижний Новгород, ул. Советская, д. 15
2511,315
10,00%
  1.  
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Ленинского района"
603073, г. Нижний Новгород, ул. Таганская, д. 10/1
2183,800
8,69%
  1.  
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Московского района"
603044 г.Нижний Новгород, ул. Березовская, д. 81
1927,962
7,67%
  1.  
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Нижегородского района"
603005 г.Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 6
1886,500
7,51%
  1.  
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Приокского района"
603009 г. Нижний Новгород, ул. Батумская, д. 15 а
1522,700
6,06%
  1.  
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Советского района"
603122, г.Нижний Новгород, ул. Козицкого, д. 1, корп. 2
2128,210
8,47%
  1.  
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Сормовского района"
603003 г. Нижний Новгород, ул. Никитина, д. 2
2336,853
9,30%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью                                ЖКУ "Октябрьское"
603011, г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции,                  д. 45, п. 4
3,064
0,01%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью "Жилбытсервис"
603163 г.Нижний Новгород, Казанское шоссе, д. 10
35,160
0,14%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью                                  "Жилищно- эксплуатационное предприятие "Содружество-НН"
603000 г. Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 26 А, кв 14
28,468
0,11%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационное предприятие "Жилсервис"
603024 г. Н. Новгород, ул. Дунаева, д. 10
35,714
0,14%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью                              "Жилсервис НН"
603024 г. Н. Новгород, ул. Дунаева, д. 10
52,705
0,21%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью                       «Управляющая компания «Вистма»
603006 г. Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 40 Б
30,000
0,12%
  1.  
Закрытое акционерное общество                                       "Жилищная Управляющая компания"
603126 г. Нижний Новгород, ул. Родионова 192, оф. 10
46,400
0,18%
  1.  
Закрытое акционерное общество "Комсервис"
603076 г. Нижний Новгород, ул. Таганская, д. 10, корпус 1
4,788
0,02%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью                      "Жилкомхоз 83/4"
603093 г. Нижний Новгород, ул. Ковровская, 47, офис1
17,829
0,07%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Запад-НН+»
603163, г.Нижний Новгород, ул. Бринского, 3а
8,515
0,03%
  1.  
Государственное предприятие Нижегородской области «Жилищно-эксплуатационный участок №14»
603005 г.Нижний Новгород, ул. Минина, 3а
23,099
0,09%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью                                 "ВВСК-Жилсервис"
603006, г. Нижний Новгород, ул. Решетниковская, дом. 4
8,589
0,03%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью                          "УК "Дом-Сервис"                             
603086, г. Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, д. 28
6,309
0,03%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью                               ТЦ "Арсенал ЛТД"
603139, г. Нижний Новгород,              ул. Гаугеля, д. 2
38,837
0,15%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью                                "Поволжская Компания"
603024, г. Нижний Новгород,ул. Полтавская, д.22
9,234
0,04%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью                               "Бытсервис"
603000, г. Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 18
24,022
0,10%
  1.  
Общество с ограниченной ответственностью                               "Квартсервис-НН"
603057, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 7, корп. 2
22,147
0,09%
Всего:
 
 
14892,22
59,28%
 
 
 
 
 
 
1.2 Доля частных и муниципальных управляющих организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами на исследуемом товарном рынке
(Нижний Новгород)
 
Субъект Российской Федерации
Количество управляющих организаций, ед.
Объем жилищного фонда, всего, тыс.м2
Объем жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций всего, тыс.м2
Объем жилищного фонда, находящегося в управлении, тыс. м2
Доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций от общего объема жилищного фонда, %
Доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций от общего объема жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, %
Доля управляющих организаций от общего количества управляющих организаций, %
                                                                                      город Нижний Новгород
частные управляющие организации
16
25121,85
14892,22
371,78
1,48%
2,5%
67%
муниципальные управляющие организации
7
14497,34
57,71%
97,3%
29%
управляющие организации с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований более чем 25%
1
23,10
0,09%
0,2%
4%
Итого:
24
14892,22
59,28%
100%
100%

 
1.3 Распределение многоквартирных домов по способам управления
(Нижний Новгород)
 

Способ управления
Объем жилищного фонда, тыс. м2
Количество многоквартирных домов, ед.
В процентах от общего объема жилищного фонда
Непосредственное управление
67,77
284
0,3%
ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив
4430,48
964
17,6%
Управляющая организация
20001,70
8364
79,6%
в том числе выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;
19965,88
8162
79,5%
в том числе выбранная по результатам проведения органами местного самоуправления открытого конкурса в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75
35,82
202
0,1%
Способ управления не выбран и/или не реализован
621,90
480
2,5%
в том числе управление жилищным фондом осуществляется организацией, назначенной в отчетном периоде органами местного самоуправления в нарушение требований жилищного законодательства без проведения открытого конкурса
0,00
0
0,0%
Всего:
25121,85
10092
100,0%

 
Примечание. (NB!) В данном случае значение показателя «Объем жилищного фонда» при способе управления «Управляющая организация» таблицы 1.3 (20001,70 т.м2) превышает значение показателя «Объем жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций» таблицы №1.2 (14892,22 т.м2). Это связано с тем, что в октябре 2007 года собственниками помещений 1521 многоквартирного дома Автозаводского района города Нижнего Новгорода общей площадью – 5135,6832 (тыс. м2) выбрана управляющая организация - ООО «Наш Дом». Решение о выборе способа управления принято до 31.12.07 (в пределах выбранного временного интервала исследования рынка), в то время как ООО «Наш Дом» приступило к оказанию услуг по управлению данными домами с 01.01.2008 (за пределами выбранного временного интервала исследования рынка).

1.4  Информация о выявленных нарушениях статей 15,16 и 17 Закона о защите
конкуренции при передаче органами местного самоуправления жилищного фонда в управление, а также при проведении конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами
(Нижний Новгород)
 
 
 
 
 
 
Субъект Российской Федерации
Виды нарушений антимонопольного законодательства
Рассмотрено заявлений

Возбуждено дел
Проведено проверок и контрольных мероприятий
Подано исков в суд
Выдано предписаний
Исполнено
предписаний
Отменено судом предписаний
выданных
в предыдущие периоды
выданных в отчетном
периоде
выданных в предыдущие периоды
выданных в отчетном периоде
                                                                                   город Нижний Новгород
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
статья 15 Закона о защите конкуренции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
статья 16 Закона о защите конкуренции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
статья 17 Закона о защите конкуренции, всего:
в том числе:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
координация деятельности участников торгов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
создание преимущественных условий участия в торгах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
нарушение порядка определения победителя торгов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
участие организаторов, заказчиков торгов в торгах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
необоснованное ограничение доступа к участию в торгах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ограничение конкуренции между участниками торгов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Итого:
0
0
0
0
0
0
0
0
0

 
1.5 Информация о проведенных конкурсах по отбору управляющих организаций
для управления многоквартирными домами
                                                                    (Нижний Новгород)

Субъект Российской Федерации
Всего проведено органом местного самоуправления открытых конкурсов за отчетный период, шт.
Всего проведено органом местного самоуправления открытых конкурсов за отчетный период, по которым выявлены нарушения, ед.
Нижний Новгород
0
0

2.1 Состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами
(Дзержинск)
 

Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно правовой формы
Место регистрации хозяйствующего субъекта
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами
тыс.м2
В процентах от общего объема жилищного фонда, %
1
Общество с ограниченной ответственностью                          «ЖК Сервис»
606026, Нижегородская область, г. Дзержинск, пер. Западный, д. 5, офис 4
28,23
0,57%
2
Общество с ограниченной ответственностью                          "Десса лтд"
606030, г. Дзержинск, Нижегородской области,                                       ул. Попова 28Б-304
9,04
0,18%
3
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания №1"
606000, г. Дзержинск, Нижегородской области, пр. Ленина, 73/1
1364,57
27,35%
Всего:
3
 
1401,84
28,10%
 
2.2 Доля частных и муниципальных управляющих организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами на исследуемом товарном рынке
(Дзержинск)
 
Субъект Российской Федерации
Количество управляющих организаций, ед.
Объем жилищного фонда, всего, тыс.м2
Объем жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций всего, тыс.м2
Объем жилищного фонда, находящегося в управлении, тыс. м2
Доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций от общего объема жилищного фонда, %
Доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций от общего объема жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, %
 
Доля управляющих организаций от общего количества управляющих организаций, %
1
2
3
4
5
6
7
8
                                                                                               город    Дзержинск
частные управляющие организации
2
4989,6
1401,84
37,27
0,75%
2,66%
66,67%
муниципальные управляющие организации
1
1364,57
27,35%
97,34%
33,33%
управляющие организации с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований более чем 25%
 
0,00
0,00%
0,00%
0,00%
Итого:
3
1401,84
28,10%
100,00%
100,00%

2.3 Распределение многоквартирных домов по способам управления
(Дзержинск)
 

Способ управления
Объем жилищного фонда, тыс. м2
Количество многоквартирных домов, ед.
В процентах от общего объема жилищного фонда
Непосредственное управление
3222,6
1205
64,6%
ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив
364,2
72
7,3%
Управляющая организация
1399,5
603
28,0%
в том числе выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;
1399,5
603
28,0%
в том числе выбранная по результатам проведения органами местного самоуправления открытого конкурса в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75
0,0
0
0,0%
Способ управления не выбран и/или не реализован
3,3
16
0,1%
в том числе управление жилищным фондом осуществляется организацией, назначенной в отчетном периоде органами местного самоуправления в нарушение требований жилищного законодательства без проведения открытого конкурса
0,0
0
0,0%
Всего:
4989,6
1896
100,0%

 

2.4  Информация о выявленных нарушениях статей 15,16 и 17 Закона о защите
конкуренции при передаче органами местного самоуправления жилищного фонда в управление, а также при проведении конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами
(Дзержинск)
 
 
 
 
 
 
Субъект Российской Федерации
Виды нарушений антимонопольного законодательства
Рассмотрено заявлений

Возбуждено дел
Проведено проверок и контрольных мероприятий
Подано исков в суд
Выдано предписаний
Исполнено
предписаний
Отменено судом предписаний
выданных
в предыдущие периоды
выданных в отчетном
периоде
выданных в предыдущие периоды
выданных в отчетном периоде
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
город Дзержинск
статья 15 Закона о защите конкуренции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
статья 16 Закона о защите конкуренции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
статья 17 Закона о защите конкуренции, всего:
в том числе:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
координация деятельности участников торгов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
создание преимущественных условий участия в торгах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
нарушение порядка определения победителя торгов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
участие организаторов, заказчиков торгов в торгах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
необоснованное ограничение доступа к участию в торгах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ограничение конкуренции между участниками торгов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Итого:
0
0
0
0
0
0
0
0
0

2.5 Информация о проведенных конкурсах по отбору управляющих организаций
для управления многоквартирными домами
                                                                    (Дзержинск)
 

Субъект Российской Федерации
Всего проведено органом местного самоуправления открытых конкурсов за отчетный период, шт.
Всего проведено органом местного самоуправления открытых конкурсов за отчетный период, по которым выявлены нарушения, ед.
Дзержинск
0
0

 
3.1 Состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами
(Арзамас)
 

Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно правовой формы
Место регистрации хозяйствующего субъекта
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами
тыс.м2
В процентах от общего объема жилищного фонда, %
1
Муниципальное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика"
607220, Нижгородская область, г. Арзамас, ул. Калинина, д. 10А
1284,5
70,11%
Всего:
1
 
1284,5
70,11%
 
3.2 Доля частных и муниципальных управляющих организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами на исследуемом товарном рынке
(Арзамас)
 
Субъект Российской Федерации
Количество управляющих организаций, ед.
Объем жилищного фонда, всего, тыс.м2
Объем жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций всего, тыс.м2
Объем жилищного фонда, находящегося в управлении, тыс. м2
Доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций от общего объема жилищного фонда, %
Доля жилищного фонда, находящегося в управлении управляющих организаций от общего объема жилищного фонда, обслуживаемого управляющими организациями, %
 
Доля управляющих организаций от общего количества управляющих организаций, %
                                                                                             город Арзамас
частные управляющие организации
0
1832,2
1284,5
0,0
0,00%
0,00%
0,00%
муниципальные управляющие организации
1
1284,5
70,11%
100,00%
100,00%
управляющие организации с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований более чем 25%
0
0,0
0,00%
0,00%
0,00%
Итого:
1
1284,5
70,11%
100,00%
100,00%

 
3.3 Распределение многоквартирных домов по способам управления
(Арзамас)
 

Способ управления
Объем жилищного фонда, тыс. м2
Количество многоквартирных домов, ед.
В процентах от общего объема жилищного фонда
Непосредственное управление
104,0
261
5,7%
ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив
443,7
119
24,2%
Управляющая организация
1209,3
798
66,0%
в том числе выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;
1089,0
352
59,4%
в том числе выбранная по результатам проведения органами местного самоуправления открытого конкурса в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75
120,3
446
6,6%
Способ управления не выбран и/или не реализован
75,2
75
4,1%
в том числе управление жилищным фондом осуществляется организацией, назначенной в отчетном периоде органами местного самоуправления в нарушение требований жилищного законодательства без проведения открытого конкурса
0,0
0
0,0%
Всего:
1832,2
1253
100,0%
3.4  Информация о выявленных нарушениях статей 15,16 и 17 Закона о защите
конкуренции при передаче органами местного самоуправления жилищного фонда в управление, а также при проведении конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами
(Арзамас)
 
 
 
 
 
 
Субъект Российской Федерации
Виды нарушений антимонопольного законодательства
Рассмотрено заявлений

Возбуждено дел
Проведено проверок и контрольных мероприятий
Подано исков в суд
Выдано предписаний
Исполнено
предписаний
Отменено судом предписаний
выданных
в предыдущие периоды
выданных в отчетном
периоде
выданных в предыдущие периоды
выданных в отчетном периоде
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
                                                                                                       Арзамас
статья 15 Закона о защите конкуренции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
статья 16 Закона о защите конкуренции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
статья 17 Закона о защите конкуренции, всего:
в том числе:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
координация деятельности участников торгов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
создание преимущественных условий участия в торгах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
нарушение порядка определения победителя торгов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
участие организаторов, заказчиков торгов в торгах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
необоснованное ограничение доступа к участию в торгах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ограничение конкуренции между участниками торгов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Итого:
0
0
0
0
0
0
0
0
0

3.5 Информация о проведенных конкурсах по отбору управляющих организаций
для управления многоквартирными домами
                                                                   (Арзамас)
 

Субъект Российской Федерации
Всего проведено органом местного самоуправления открытых конкурсов за отчетный период, шт.
Всего проведено органом местного самоуправления открытых конкурсов за отчетный период, по которым выявлены нарушения, ед.
Арзамас
1
0

 
VI. Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами
                                                           Нижний Новгород

 
Организации, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами
Площадь жилищного фонда, находящегося в управлении т.м.2
Доля в общей площади обслуживаемого жилищного фонда
1
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Канавинского района"
2511,315
 
 
 
Доля группы лиц в указанном составе равна 97,34%
 
2
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Ленинского района"
2183,800
3
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Московского района"
1927,962
4
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Нижегородского района"
1886,500
5
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Приокского района"
1522,700
6
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Советского района"
2128,210
7
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Сормовского района"
2336,853
8
Общество с ограниченной ответственностью                                              ЖКУ "Октябрьское"
3,064
0,02%
9
Общество с ограниченной ответственностью "Жилбытсервис"
35,160
0,24%
10
Общество с ограниченной ответственностью                                  "Жилищно- эксплуатационное предприятие "Содружество-НН"
28,468
0,20%
11
Общество с ограниченной ответственностью Жилищно-эксплуатационное предприятие "Жилсервис"
35,714
Доля группы лиц в указанном составе равна 0,59%
12
Общество с ограниченной ответственностью                              "Жилсервис НН"
52,705
13
Общество с ограниченной ответственностью                       Управляющая компания "Вистма"
30,000
0,20%
14
Закрытое акционерное общество                                       "Жилищная Управляющая компания"
46,400
0,31%
15
Закрытое акционерное общество "Комсервис"
4,788
0,03%
16
Общество с ограниченной ответственностью                                   "Жилкомхоз 83/4"
17,829
0,12%
17
Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Запад-НН+»
8,515
0,06%
18
Государственное предприятие Нижегородской области «Жилищно-эксплуатационный участок №14»
23,099
0,16%
19
Общество с ограниченной ответственностью                                 "ВВСК-Жилсервис"
8,589
0,06%
20
Общество с ограниченной ответственностью                                            "УК "Дом-Сервис"                             
6,309
0,04%
21
Общество с ограниченной ответственностью                                            ТЦ "Арсенал ЛТД"
38,837
0,26%
22
Общество с ограниченной ответственностью                                "Поволжская Компания"
9,234
0,06%
23
Общество с ограниченной ответственностью                               "Бытсервис"
24,022
0,16%
24
Общество с ограниченной ответственностью                               "Квартсервис-НН"
22,147
0,15%
Итого:
14892,22
100%

CR1=97,34%, CR3=98,24, HHI=9475 (Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывался с учетом того, что группа лиц рассматривается как один хозяйствующий субъект (в данном случае его доля составляет - 97,34%)).      
В соответствии с указанными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рынок управления многоквартирными домами в городе Нижний Новгород характеризуется как высоко концентрированный.
Арзамас

 
Организации, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами
Площадь жилищного фонда, находящегося в управлении т.м.2
Доля в общей площади обслуживаемого жилищного фонда
 
1
Муниципальное унитарное предприятие "Дирекция единого заказчика"
 
1284,5
100%

CR1=100%, HHI=10000
Согласно вышеуказанным показателям рынок управления многоквартирными домами в городе Арзамас высоко концентрированный.
Дзержинск

 
Организации, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами
Объем жилищного фонда, находящегося в управлении т.м.2
Доля в общем объеме обслуживаемого жилищного фонда
 
1
Общество с ограниченной ответственностью                          «ЖК Сервис»
28,23
2,01%
 
2
Общество с ограниченной ответственностью                          "Десса лтд"
9,04
0,65%
 
3
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания №1"
1364,57
97,34%

CR1=97,34% , CR3=100%,HHI=9475
Согласно вышеуказанным показателям рынок управления многоквартирными домами в городе Дзержинск высоко концентрированный.
 
VII. Барьеры входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса РФ управляющей организацией может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель. Деятельность в сфере предоставления услуг по управлению многоквартирными домами не подлежит лицензированию.
Однако при проведении ретроспективного анализа рынков услуг по управлению многоквартирными домами выявлен ряд барьеров (ограничений) для хозяйствующих субъектов, затрудняющих в настоящий момент вход на указанные рынки.
        Как показывают результаты проведенного исследования, в анализируемый период доминирующее положение на рынках услуг по управлению многоквартирными домами занимают хозяйствующие субъекты, учредителями которых являются соответствующие муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. В связи с этим, данные хозяйствующие субъекты имеют в своем распоряжении муниципальное имущество, переданное в качестве вклада в уставной капитал либо в хозяйственное ведение (в г. Арзамас), предназначенное для оказания жилищных и коммунальных услуг, а также опытный персонал и необходимые информационные ресурсы, ранее годами сформированные соответствующими муниципальными предприятиями ЖКХ.
В данном случае, указанные хозяйствующие субъекты имеют преимущества по сравнению с частными (независимыми) действующими и потенциальными участниками рынка в виде минимизации затрат в связи с большими объемами оказываемых услуг; сложившихся хозяйственных связей как с контрагентами (поставщиками коммунальных услуг и подрядными организациями), так и потребителями услуг; отсутствия необходимости поиска новых потребителей (затрат на рекламу, нацеленную на распознавание субъекта).
      
VIII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
В указанных в настоящем обзоре муниципальных образованиях не всеми собственниками жилых помещений выбран способ управления.
Положения постановления Правительства РФ от 06.02.06 №75, предусматривающие проведение органами местного самоуправления открытых конкурсов по отбору управляющих организаций, по данным более чем 20 администраций муниципальных образований Нижегородской области предположительно будут реализованы к концу первого полугодия 2008 года.
Это означает, что оставшиеся площади жилых многоквартирных домов, которые могли обслуживаться непосредственно самими собственниками либо товариществами собственников жилья, по результатам открытых конкурсов перейдут к управляющим организациям.
Данное обстоятельство не может не изменить состояния конкурентной среды на рассматриваемых товарных рынках уже в конце 2008 года.
         Вместе с тем, по данным, представленным в настоящем обзоре, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые рынки услуг по управлению многоквартирными домами имеют сходства по степени развития конкуренции.
         В городах: Арзамасе и Дзержинске Нижегородской области рынок услуг по управлению высококонцентрированный, конкуренция не развита.
Рынок услуг по управлению в границах города Нижнего Новгорода, учитывая группу лиц, состоящую из крупнейших на указанном рынке хозяйствующих субъектов, также имеет недостаточно развитую конкуренцию.