Об итогах мониторинга рынков социально-значимой группы продовольственных товаров на территории Нижегородской области в 3 квартале 2012 г.

Сфера деятельности: Розничная торговля

 

Мониторинг рынков социально-значимой группы продовольственных товаров проводится на основании поручения Федеральной антимонопольной службы России. Нижегородское УФАС России проводит анализ следующих товарных рынков:

1)     рынок муки;

2)     рынок хлеба;

3)     рынок молока;

4)     рынок масла подсолнечного.

Кроме того, на основании поручения Федеральной антимонопольной службы России от 15.10.2010, начиная с 4 квартала 2010 года, Управлением проводится ежеквартальный мониторинг цен на сахар.  

Нижегородским УФАС России проанализированы данные, представленные хозяйствующими субъектами в 3 квартале 2012 года, а именно: потребителями/производителями муки, потребителями/производителями сахара, производителями хлеба, а также производителями масла подсолнечного и молока в Нижегородской области. Также определено изменение текущих показателей по сравнению c предыдущим кварталом и результатами мониторинга 1 квартала 2011 года.

По результатам анализа можно сделать ряд следующих выводов.

I. Средняя отпускная цена на муку в период с 1 квартала 2011 года по 3 квартал 2011 года снижалась (на 14,8%); в период с 3 квартала 2011 года по 3 квартал 2012 года наблюдается повышение средней отпускной цены на муку, рост составил 38,06%.

График 1

                      

 

График 2

 

 

На графике 2 представлено изменение цены в процессе товародвижения хлеба (отпускная цена производителей – розничная реализация товара).

Необходимо отметить, что в период с 1 квартала 2012 года по 3 квартал 2012 года произошло повышение отпускной цены с заводов-изготовителей: на хлеб пшеничный и хлеб ржаной (повышение составило 6,18% и 1,07% соответственно). В период со  2 квартала 2012 года по 3 квартал 2012 года в магазинах розничной торговли цены на хлеб пшеничный снизились на 1,88%, а на хлеб ржаной возросли на 4,86%. Данная динамика отражена на приведенном выше графике.

II. Еще одним продуктом, входящим в группу социально-значимых продовольственных товаров, является масло подсолнечное рафинированное дезодорированное бутилированное.

Анализ изменения цен проведен в процессе товародвижения произведенной продукции. Динамика цен за период с 4 квартала 2009 по 3 квартал 2012 годов отражена на графике 3.

Средняя закупочная цена на сырье, необходимое для производства масла подсолнечного в 3 квартале 2012 года по сравнению с 1 кварталом 2012 года, возросла на 17,13%, при этом средняя розничная цена на масло подсолнечное в торговых объектах за аналогичный период возросла на 13,01%. Средние отпускные (оптовые) цены на масло подсолнечное производителей за аналогичный период (с 1 квартала 2012 года по 3 квартал 2012 года) возросли на 11,30%.

 

 

 График 3

 

III. Анализ рынка молока в соответствии с поручением проводился по позиции «молоко жирностью 2,5%». На территории Нижегородской области производством молока жирностью 2,5% занимаются четыре предприятия (ОАО «Нижегородский молочный завод», ОАО «Кстовский молочный завод», ОАО «Княгининское сухое молоко»,           ОАО «Павловский молочный завод»).

Сырьем, используемым в производстве нижегородскими предприятиями, служит только «сырое» молоко, вследствие чего анализ цен на сухое молоко в данной пояснительной записке не представлен.

На графике 4 отражено движение цен на анализируемый вид продукции во взаимосвязи закупочных цен на «сырое» молоко, отпускных цен предприятий-производителей молока жирностью 2,5% и цен розничного звена. Так, розничная цена на молоко в 3 квартале 2012 года составила в среднем 27,26 рубля за 1 литр, таким образом, розничные цены в период с 1 квартала 2012 года по 3 квартал 2012 года снизились на 2,97%, отпускные цены на готовую продукцию с заводов-производителей и закупочная цена предприятий на молочное сырье за аналогичный период снизились на 8,17% и 11,96% соответственно.

Однако необходимо отметить, что розничная цена на молоко жирностью 2,5% в период со 2 квартала 2012 года по 3 квартал 2012 года возросла на 1,52%, при этом отпускные цены на готовую продукцию с заводов-производителей и закупочная цена предприятий на молочное сырье за аналогичный период снизились на 0,91% и 0,58% соответственно.

 

График 4

 

IV. На графике 5 представлена динамика изменения цен на сахар с 4 квартала 2010 года по 3 квартал 2012 года. В период с 4 квартала 2011 года по 2 квартал 2012 года наблюдался рост розничных цен на сахар, а также рост отпускных цен на сахарный песок для оптовых клиентов, рост составил 7,61% и 8,49% соответственно. В период  со 2 квартала 2012 года по 3 квартал 2012 года происходит снижение отпускных цен для оптовых клиентов и розничных цен на сахар, снижение составило 3,58% и 2,91 соответственно.

График 5

         

 

Вывод

В 3 квартале 2012 года по сравнению со 2 кварталом 2012 года наблюдается повышение оптовых и розничных цен на следующие товары:

1) масло подсолнечное (закупочные цены на сырье возросли на 12,72%; отпускные цены производителя - на 11,47%; розничные цены - на 11,49%);

2) мука (отпускная цена производителей муки возросла на 28,36%; закупочная цена для заводов-производителей хлебобулочных изделий возросла на 24,60%).

Розничные цены на молоко жирностью 2,5% возросли на 1,52%, при этом отпускные цены на готовую продукцию с заводов-производителей и закупочная цена предприятий на молочное сырье за аналогичный период снизились на 0,91% и 0,58% соответственно.

Розничные цены на хлеб пшеничный в 3 квартале 2012 года по сравнению со  2 кварталом 2012 года снизились на 1,88%, а на хлеб ржаной возросли на 4,86%.

Отпускная цена на сахарный песок для оптовых клиентов снизилась на 3,58%; розничная цена - на 2,91%.