Стенограмма пресс-конференции руководителя Нижегородского УФАС России М.Л.Теодоровича 26.11.2012

 

Интернет-конференция

Руководителя Управления Федеральной

антимонопольной службы по Нижегородской области

Михаила Леонидовича Теодоровича

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.jpg


  Список заданных вопросов

26 ноября 2012 в  "Маринс парк отеле" состоялась интернет-конференция руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Михаила Леонидовича Теодоровича.

 

Тема интернет-конференции: 

«Об итогах мониторинга цен на продукты питания и моторное топливо»


Вопросы для обсуждения: 
Ценовая ситуация на рынке нефтепродуктов в Нижегородской области; 
Динамика цен в регионе на продукты питания социально значимой категории.

 

Организатор и информационный партнер мероприятия – компания Гарант-ЦМИКИ, официальный представитель компании "Гарант" в Нижегородской области. 

В подготовке конференции активное участие приняли: 
Суворова Елена Геннадьевна - руководитель пресс-службы Нижегородского УФАС России; 
Кошелева Ирина Александровна - начальник отдела контроля экономической концентрации; 
Маслова Татьяна Витальевна - главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации; 
Давыдочкина Ирина Юрьевна -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации; 
Хлыбова Галина Борисовна -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации.

Стенограмма интернет-конференции размещена также на сайте ИА "ГАРАНТ":
www.garant.ru в разделе "Региональные Интернет-мероприятия"
на сайте www.сmiki.ru, а также опубликована в региональном блоке «Законодательство Нижегородской области» СПС Гарант.

 

Ведущая интернет-конференции - Трянина Елена Ивановна, заместитель генерального директора компании Гарант-ЦМИКИ 

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа, здравствуйте уважаемая интернет-аудитория!

Я с удовольствием представляю сегодняшнего гостя:

Руководителя Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы России Теодоровича Михаила Леонидовича 

Ведущая: Почему ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» в первом квартале 2012 года цены на бензин увеличил, а «TAXIOIL» снизил?

Теодорович М. Л.: Нижегородским УФАС России по результатам ежедневного мониторинга установлено, что в первом квартале ООО «Центр-ГСМ» (бренд «TAXIOIL») действительно снижало цены на реализуемые виды бензина в среднем на 1%, в то время как ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» их увеличило в среднем на 1%.

Вместе с тем, данную ситуацию нельзя рассматривать только в рамках первого квартала 2012 года.

Розничные цены ООО «Центр-ГСМ» в декабре 2011 года значительно превышали цены ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». Так, например, стоимость одного литра автомобильного бензина марки АИ-95 на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» и ООО «Центр-ГСМ» в начале декабря 2011 года составляла 27,95 и 29,95 рубля соответственно. Цена на бензин АИ-92 – 26,10 руб/л и 26,45 руб/л соответственно. Цена на дизельное топливо указанных хозяйствующих субъектов составляла 27,60 руб/л и 28,40 руб/л.

Таким образом, из приведенных данных видно, что в конце 2011 года розничные цены ООО «Центр-ГСМ» значительно превышали цены ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». Объективных причин для установления ООО «Центр-ГСМ» высоких цен Управлением не выявлено, но так как указанный хозяйствующий субъект не занимает доминирующее положение на товарном рынке, Нижегородское УФАС России не располагало полномочиями по оценке действий ООО «Центр-ГСМ». Материалы были переданы в прокуратуру области для принятия мер прокурорского реагирования, что и повлияло на дальнейшее поведение данного общества по снижению розничных цен на нефтепродукты.

Ведущая: В каких магазинах и на какие продукты проводился мониторинг?

Теодорович М. Л.: В течение 2010-2012 года специалистами Нижегородского УФАС России проводился мониторинг розничных цен на продовольственные товары. В частности, отслеживались цены на товары,включенные в перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530).

В частности, это батон нарезной, хлеб ржаной, молоко питьевое 2,5%, масло животное (сливочное), спреды, масло подсолнечное раф. дезодор., мука высший сорт, вермишель, сахарный песок, соль, геркулес (овсяные хлопья), рис, пшено, греча, чай черный байховый, яйца куриные, картофель, капуста белокочанная свежая, морковь, лук репчатый, яблоки, говядина, свинина, баранина, рыба мороженная неразделанная.

Мониторинг проводился в торговых объектах города Нижнего Новгорода: магазинах, принадлежащих торговым сетям «Магнит», «SPAR», «Медведь», «Копейка», «Перекресток», продовольственным товарным рынкам (Советский и Средной) и ряда магазинов «шаговой доступности».

 

  
IMG_9733.JPG

Ведущая: В январе 2012 года Михаил Бабич сказал, что в скором времени будет создан сайт, на котором любой желающий сможет задать вопрос по стоимости цен на продукты, лекарства и топливо. Этот сайт уже функционирует?

Теодорович М. Л.: В настоящее время такого сайта нет. Между тем при Нижегородском УФАС России имеется «горячая» линия по обозначенным вопросам (цены на продукты питания, лекарства и моторное топливо).

Ведущая: Долго ли будет продолжаться рост цен на нефтепродукты?

Теодорович М. Л.: Универсального ответа на этот вопрос для каждого региона, наверное, не будет. Цены будут двигаться, если мы посмотрим на динамику цен за прошедшие 3 года и увидим, что они делают, то скорее всего в ближайший год будет то же самое. 

Ведущая: Какие меры может примениь ФАС при выявлении необосновнного завышения цен на автомобильное топливо?

Теодорович М. Л.: Антимонопольный орган, в рамках полномочий, определенных в статье 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», вправе проверить обоснованность цен только тех хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на товарных рынках.

Запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта установлены статьей 10 Закона о защите конкуренции. В частности, запрещается установление и поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии с разграничением полномочий между Центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами, Управление осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на региональных рынках розничной и мелкооптовой реализации нефтепродуктов, расположенных на территории Нижегородской области.

В результате исследования установлено, что на рынках розничной реализации моторного топлива доминирующее положение занимает ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Кроме того, антимонопольный орган дает оценку действиям хозяйствующих субъектов на предмет соответствия требований статей 11 и 11.1 – запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов.

В настоящее время Управлением не выявлены признаки нарушения указанных норм.

 

  Ведущая: Кто-нибудь контролирует ИП и ЧП, т.к они ставят цены кто во что горазд 

Теодорович М. Л.: ИП и ЧП, как правило, занимают очень малую долю рынка и по закону делают со своими ценами, что хотят, на то и существует  конкуренция. Многие другие модели были опробованы в мире, в том числе и Советском Союзе. Они приводят к гибели экономики. Именно поэтому малый бизнес и свободен в ценообразовании - в этом суть рынка и свобода мелких игроков, каждый из которых не может односторонним образом повлиять на ситуацию на рынке в целом. Можно себе представить, что есть равные рынки, на которых конкретные ИП и ЧП могут доминировать, на таких рынках, независимо от размера, мы их контролируем и при необходимости воспитываем.

 

   Ведущая: С вступлением России в ВТО ничего существенного не изменилось, сборы остались те же, только изменилось название. Планируется ли снижать эти пошлины, чтобы принуждать собственных производителей конкурировать не только за счет низкой цены?

Теодорович М. Л.: Вступление в ВТО - это рыночная мера. Надо понимать, что именно рыночные правила привели к процветанию ведущих экономик мира. Мы тоже стремимся процветать. Быть мировыми лидерами - это долгий путь. Вступление в ВТО - это в значительной степени отмена дистрибуционных барьеров по отношению к России. Российские товары получили больше шансов выходить на рынок и это тоже не короткий процесс, потому что потребитель их пока не знает, он еще к ним не привык. Наши товары не завтра будут предметом вожделения американцев или французов. Именно при увеличении объема продаж цена начнет снижаться. Но рынок будет развиваться в течение длительного времени и это будет по-разному, в зависимости от разных товаров.

   Ведущая:  Зависит ли цена на топливо от политической ситуации в стране?

Теодорович М. Л.: Этот вопрос явно не в нашей компетенции, мы не занимаемся политикой, мы занимаемся контролем исполнения антимонопольного законодательства.

 

  Ведущая: Кто контролирует качество бензина и рост цен? Соотношение цена-качество страдает! Не на всех заправках можно заправляться без ущерба для авто!

Теодорович М. Л.: Полномочия антимонопольного органа не распространяются на оценку качества реализуемого на АЗС моторного топлива.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 октября 2009 г. N Д05-4692, исходя из полномочий указанных ниже органов государственной власти, Ростехрегулирование осуществляет контроль (надзор) за соответствием автомобильного бензина требованиям Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» на стадиях производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Роспотребнадзор осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере защиты прав потребителей за качеством автомобильного бензина на стадии использования его потребителем.

Вместе с тем согласно Положению Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.

Кроме того приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 №231 «Об утверждении инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» установлено, что Департамент государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности организует контроль и надзор за соблюдением указанной инструкции.

Ведущая:  Какие меры будут приняты для стабилизации цен на основные продукты питания в 2013 году?

Теодорович М. Л.: Нижегородское УФАС России в рамках наделенных полномочий ежемесячно проводит мониторинг цен на продукты питания. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, возбуждаются дела и выдаются обязательные для исполнения предписания.

Кроме того любое лицо вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением на нарушение производителями, поставщиками, продавцами продовольственных товаров требований антимонопольного законодательства.


IMG_9728.JPG

Ведущая: Регламентируется ли наценка на товары и если нет,то почему?

  Теодорович М. Л.: Рынок сам регулирует цену. Нам нравится иметь предложения и справедливую цену. Как только появляется регулирование, все цены "подъезжают" под регулирование, потом появляются "гражданские", которые рассказывают, что они никак не вкладываются в то, что им разрешили, что у них есть социальные причины увеличить торговую наценку. Они выбивают такое решение. Появляется новая группа наценок. Под нее "заползают" другие товары и тоже дорожают. Это мы видели при советской власти, это мы видим всегда и при любых попытках регулировать цены, поэтому единственный способ добиться того, чтобы люди справедливо платили за товар, который они хотят купить, это вообще туда не лазить, а отпустить и не трогать. При любом конкурентном рынке лучшее вмешательство государства - это невмешательство.

 

 Ведущая: На какое моторное топливо ожидается повышение?

Теодорович М. Л.: Ну сказать, что мы ожидаем повышения цен на моторное топливо я не могу. Этот рынок в этом сезоне ведет себя весьма предсказуемо. Не происходит никаких коллизий, которые бы позволили предполагать негативную динамику. Иногда меняется государственная политика по вывозу топлива, по акцизным ставкам и т. д. Это вещи за пределами рынка. Это вещи государственного регулирования. Регулятор принимает некое решение и тогда весь рынок движется в ту сторону, куда его ведет регулятор. Я же сейчас говорю о движении рынка в собственном направлении, о том, что обусловлено конкурентной борьбой. Если мы говорим об этом, то мы не видим причины существенной динамики. Некоторые цены, которые долго стояли, будут расти, некоторые, которые недавно росли, остановятся. При этом цены ведут себя по-разному у разных производителей разной географии.

 Ведущая: Каковы прогнозы роста цен на моторное топливо?

Теодорович М. Л.: Исходя из практики прошлых лет и сезонности можно говорить о возможном повышение цен на дизельное топливо. Цена на зимнее дизельное топливо, как правило, выше цены летнего топлива. Кроме того необходимо учитывать, что зимнее дизельное топливо различается еще и по температурным режимам, то есть в случае установления сильных морозов на территории региона, будет необходима закупка дизельного топлива с высокой температурой замерзания; стоимость такого топлива высокая, так как его производство осуществляется не всеми предприятиями нефтепродуктообеспечения.

 Ведущая:  Где можно получить информацию о средних розничных ценах на социально значимые продукты питания в городе?

Теодорович М. Л.: Еженедельно, сведения о средних розничных ценах на социально значимые продовольственные товары публикуются на официальном сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (http://nizhstat.gks.ru).

Также информация о мониторинге цен на продукты питания регулярно размещается на официальном сайте Нижегородского УФАС России (http://n-novgorod.fas.gov.ru)

            Ведущая:  Каковы причины роста цен на топливо?

  Теодорович М. Л.:  Управлением установило, что причиной роста розничных цен является увеличение затрат на приобретение товара на оптовом рынке. В частности, отмечено увеличение оптовых цен на автомобильный бензин марок АИ-92, АИ-95 и ДТ в среднем на 18%. При этом рост розничных цен на указанные виды моторного топлива составил в среднем 5%.

 Ведущая: Какие меры принимаются по фактам завышения цен на социально значимые продукты питания?

Теодорович М. Л.: В соответствии с действующим законодательством в случае установления поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен доминирующим хозяйствующим субъектом, антимонопольный орган вправе выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении таких действий. Помимо этого, за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность. В 2012 году подобных нарушений относительно реализации социально значимых продовольственных товаров Нижегородским УФАС России не выявлялось

В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 или более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем 90 календарных дней. Между тем до настоящего времени подобного резкого роста цен на товары не фиксировалось, поэтому предельно допустимые розничные цены не устанавливались.

 Ведущая: Расскажите, пожалуйста, об исполнении плана мероприятий по стабилизации и снижению цен.

Теодорович М. Л.: Функциями антимонопольного органа являются пресечение и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующими субъектами, а также контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти.

Принятие мер по снижению цен на те или иные товары не относится к полномочиям антимонопольного органа. В связи с этим как такового плана по стабилизации или снижению цен на товары не имеется.

Между тем антимонопольный орган сталкивается с нарушениями хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства при формировании ими цен на товары. В частности, это может быть установление, поддержание монопольно низких или монопольно высоких цен товара либо нарушение установленного порядка ценообразования.

В случае выявления признаков таких нарушений антимонопольным органом возбуждаются дела и в пределах полномочий применяются меры реагирования. 

 Ведущая:  Останется ли в продаже бензин марки АИ-80? И до какого времени?

Теодорович М. Л.: Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №826 «О принятии технического регламента таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», вступающему в силу с 31.12.2012, выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается.

С учетом того, что автомобильный бензин марки АИ-80 относится ко второму экологическому классу, с учетом приведенных норм технического регламента его реализация будет осуществляться только до 01 января 2013 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории Российской Федерации – по 31 декабря 2014 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории Российской Федерации – по 31 декабря 2015 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.

 Ведущая: Кто в стране контролирует рост цен на продукты и всё остальное?

 Теодорович М. Л.:  В настоящее время в Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию и продавцы товаров вправе вести самостоятельную ценовую политику.

Между тем в сфере ценообразования имеются следующие ограничения:

  1. В случае установления поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен доминирующимхозяйствующим субъектом. В этом случае антимонопольный орган вправе выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении таких действий (статьи 6, 7, 10 Федерального закона «О защите конкуренции»).

  2. В случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерациирост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 или более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем 90 календарных дней (часть 5 статьи 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).


 Ведущая: Связано ли между собой повышение цен на топливо и повышение цен на продукты питания?

 Теодорович М. Л.: В структуре затрат любого продовольственного товара имеются расходы на его транспортировку, которые зависят, в числе прочего, и от стоимости моторного топлива. Поэтому рост цен на топливо теоретически может отразится на уровне цен на продукты питания.

Однако насколько сильно влияет изменение цен на бензины и дизельное топливо на конечную цену продуктов питания зависит от многих факторов (организации и масштабов производства, дальности транспортировки товара и т.д.) и может быть разным для разных хозяйствующих субъектов и разных товаров.

 Ведущая: Будет ли проводиться гос. регулирование цен, хотя бы на товары из состава продовольственной корзины?

  Теодорович М. Л.: Мы не компетентны прогнозировать действия Правительства, но из здравого смысла скорее нет, чем да. Это моё личное мнение, как эксперта.

 Ведущая: Как и на сколько изменились цены на продукты питания по сравнению с 2011 годом?


  Теодорович М. Л.:

  • вермишель

    9,00%

    Картофель

    -1,00%

    капуста

    54,00%

    Лук репчатый

    -10,00%

    морковь

    -1,70%

    яблоки

    -9,00%

    хлеб

    8,00%

    Хлеб ржаной

    6,00%

    Соль повареная

    7,00%

    Сахар,песок

    4,00%

    Яйца куринные

    -6,00%

    Сыры сычужные твёрдые, мягкие

    -2,20%

    Молоко питьевое

    -1,00%

    Ведущая: Спасибо, Михаил Леонидович, за подробные интересные ответы!Позвольте поблагодарить Вас за то,что ответили на вопросы нашей интернет-аудитории и пожелать Вам  успехов в реализации Ваших дальнейших проектов! 

   Теодорович М. Л.: Спасибо вам!