• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Сильное решение

Суд первой инстанции отказал ОАО «Сбербанк России» в заявленных требованиях

Арбитражный суд Нижегородской области 12.03.2015г. отказал ОАО «Сбербанк России» в заявленных требованиях об отмене постановления Нижегородского УФАС России от 21.03.2014, оставив его в силе.

 

Жалоба физического лица на установление, по мнению заявителя, монопольно высоких тарифов по приему жилищно-коммунальных платежей через ОАО «Сбербанк России» в пользу Товарищества собственников жилья при наличии договора ТСЖ с Банком поступило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в марте прошлого года.

Нижегородское УФАС России установило: процентная ставка по договорам, заключенным Сбербанком с разными ТСЖ, ДУК и ресурсоснабжающими организациями Нижегородской области, варьируется от 0,8 до 7%. Банк обосновывал разницу зависимостью от потока полученных денежных средств плательщиков тех или иных ТСЖ, или ДУК. Однако Комиссия Нижегородского УФАС России не установила зависимость комиссии ни от объема платежей, ни от территории, которую обслуживает ТСЖ.

ОАО «Сбербанк России» занимает доминирующее положение на рынке банковских услуг по приему денежных средств по поручению физических лиц в пользу юридических лиц (ТСЖ, ДУК) и перечислению принятых платежей на счета этих юридических лиц за период с 01.01.2012г. по 31.03.2013г. в географических границах Нижегородской области, доля Банка на 31.03.2013г. составляла 82,41%.

Большее количество платежей и объем денежных средств проходит именно через ОАО «Сбербанк России», поэтому он по своему усмотрению, в одностороннем порядке предлагает ту или иную комиссию при заключении договора с ТСЖ или ДУК. Данная комиссия ОАО «Сбербанк России» не является аргументированной,  и не регламентирована ни какими внутренними документами Банка.

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела 26.12.2013г. признала действия ОАО «Сбербанк России», занимающего доминирующее положение на рынке банковских услуг по приему денежных средств по поручению физических лиц в пользу юридических лиц (ТСЖ, ДУК) и перечислению принятых платежей на счета этих юридических лиц в границах Нижегородской области, выразившиеся в установлении необоснованного размера комиссии в договорах с ТСЖ и ДУК, ущемлением интересов других лиц, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании принятого решения Нижегородское УФАС России выдало Банку предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно: прекратить злоупотребление доминирующим положением в части необоснованного установления различных цен на одну и ту же банковскую услугу по приему денежных средств по поручению физических лиц в пользу юридического лица (ТСЖ, ДУК) и перечислению принятых платежей на счет этих юридических лиц.

21.03.2014г. Нижегородское УФАС России привлекло ОАО «Сбербанк России» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 650 тысяч рублей. Не согласившись, ОАО «Сбербанк России» обжаловал данное постановление в Арбитражном суде Нижегородской области.

Однако 12.03.2015г. Арбитражный суд Нижегородской области отказал ОАО «Сбербанк России» в заявленных требованиях, оставив постановление Нижегородского УФАС России в силе.

 

Справка:

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ  совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.