Закон, перераспределяющий бонус

Сфера деятельности: Розничная торговля

 

 

Анализ последствий поправок к резонансному Закону о торговле провел руководитель Нижегородского УФАС России.

Брифинг руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Михаила Теодоровича прошел в пресс-центре газеты «Комсомольская правда-Нижний Новгород» 16 августа 2016.

Федеральный закон № 273 «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс РФ об административных правонарушениях» вступил в силу 15 июля 2016 года. Новеллы законодательного акта вдвое уменьшили максимальный размер вознаграждения, который торговые сети могут получать от поставщика за приобретение ими у этого поставщика определенного количества продовольственных товаров: с 10% до 5%. В эту сумму включены плата за оказание поставщикам услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, и пр. Теперь ритейлерам запрещено понуждать поставщиков к заключению иных договоров, в том числе с третьими лицами (за такие действия вводится административная ответственность). Поправки сократили максимальный срок отсрочки оплаты торговыми сетями полученных от поставщиков продовольственных товаров.

Вокруг нового закона сразу возникло много споров.

 

 

До вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ, изменяющего нормы Закона о торговле, Нижегородское УФАС России проводило проверку договоров поставки продовольственных товаров, как социально значимых, так и не являющихся таковыми, на соответствие требованиям антимонопольного законодательства и законодательства о торговле на территории Нижегородской области, рассказал руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.

 

Проверке подлежали договора поставки наиболее крупных сетевых организаций, осуществляющих свою торговую деятельность на территории Нижегородской области, в числе которые такие сетевые организации как ЗАО «Тандер», ООО «X5 RetailGroup», ООО «Продукт-сервис», ООО «Атак», ООО «Седьмой континент», ООО ТД «Калинка-НН», ООО «Лента», ООО «Амико» и др., и наиболее крупных производителей области продовольственных товаров, таких как ООО «УК «Русское поле»,ОАО «Молоко»,  ОАО «Хлеб», ООО «Компания «Бакалея Опт»,ОАО «Линдовское» и др.

Такие проверки на соответствие действующему законодательству проводились Управлением, как по собственной инициативе, так и по обращению прокуратуры Нижегородской области, по результатам проведения которых не выявлено каких-либо нарушений при заключении и исполнении договоров поставки.

Вместе с тем обращений от хозяйствующих субъектов по поводу нарушения требований Закона о торговле  за период с 2014 года по настоящее время не поступало.

 

 

- Ритейлеры должны публиковать новые модели контрактов для минимизации недопонимания нового закона, - полагает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области. - Новый закон предусматривает, что у поставщика не будет никаких входных бонусов, оплачивается услуга, а не право на оказание данной услуги. Это важное нововведение. Кроме того, информация о том, как стать партнером той или иной сети, должна быть максимальной публичной. Это делается для удобства обеих сторон. Если есть интерес - все читаешь публично и - начинаешь работать. Логика данных изменений заключается в том, чтобы ликвидировать барьеры. С 1 января 2017 года должны вступить в силу новые контракты, работа по изменению контрактов уже идет и это ответственность торговых сетей. К 1 января никаких контрактов, действующих по старой форме быть не должно.

Эффективность действия резонансного закона на практике лежит в плоскости в профилактических мер, утверждает Михаил Теодорович:

- Кампанию по подготовке новых договоров надо начинать раньше января. Сети должны инициативным образом разместить на своих сайтах свои предложения по модели контракта. Рынок должен на это отреагировать, и если кому-то из действующих поставщиков что-то становится непонятным, то мы встречаемся вместе и обсуждаем что не так. Зачем мы это предлагаем? Чтобы потом люди не жалели о том, что информация осталась непрозрачной. Сейчас именно это предмет нашей заботы, также необходимо организовать некую профилактическую кампанию в этой же части. Если участники рынка будут обращаться к нам со своими идеями, как все должно выглядеть, то тогда в режиме профилактики мы сможем им помочь разобраться оперативно. За неисполнение закона будут полагаться штрафы, которые исчисляются миллионами.