Все вопросы о двигателе СМИ

Проблемы правоприменительной практики обсудили на круглом столе «РЕКЛАМА СЕГОДНЯ».

 

Соблюдение действующего законодательства при размещениии рекламы проанализировали участники медийного рынка 23 ноября 2016 в Торгово-промышленной палате Нижегородской области.

Круглый стол организован Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу, а также Торгово-промышленной палатой Нижегородской области.

 

 

 

Проводимый ежегодно совместно с территориальным антимонопольным органом семинар стал хорошей традицией, отметила Наталья Альхимович, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и средств массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу.Реклама - основной источник дохода средств массовой информации, а СМИ – не единственные, но основные площадки для ее размещения.

 

 

Будучи заинтересованными в получении максимального дохода от рекламодателей, менеджмент средств массовой информации заинтересован в том, чтобы не делать ошибок. Анализ выявленных нарушений поможет свести их к минимуму, полагает Наталья Альхимович.

 

 

 

 

 

 

Один из главных рецептов выживания в период кризиса руководство компаний видит в снижении расходов, оптимизируя, в первую очередь, затраты на рекламу. В условиях, когда рынки сокращаются, объемы предложений также уменьшаются, борьба за клиента приобретает острые формы.Вследствие чего порой приходится сталкиваться с неприятными практиками, признается вр.ио Нижегородского УФАС России Сергей Смирнов.

- Мы собрались в формате круглого стола, поскольку это предоставляет возможность задать волнующие участников рынка вопросы правоприменителям. - подчеркивает Сергей Смирнов. - В стенах управления - при рассмотрении дел по нарушениям законодательства о рекламе - такой возможности уже нет.

 

 

 

 

 

 

В 2016 году рассмотрено 140 дел по признакам нарушения ФЗ «О рекламе», вынесено 114 решений о наличии нарушения, выдано 75 предписаний, привела статистику начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Ольга Швецова. Большинство дел рассмотрено в отношении рекламораспространителей.

Примером рассмотренных дел, может служить дело, возбужденное в отношении ИП Попова Д.В. о нарушении пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 в части распространения в журнале «Брак и семья» рекламы магазина «Вера» о продаже обручальных колец с указанием их стоимости и отсутствием существенной информации о том, что указанная в рекламе цена действует только на одну модель обручальных колец. Или дело в отношении ООО «Партнер», возбужденное по обращению потребителя рекламы по пункту 7 части 3 и части 7 статьи 5 в части использования в рекламе турнира единоборств изображений известных людей без их согласия. А также целый ряд дел в отношении операторов сотовой связи в части распространения рекламы, которая вводит потребителей в заблуждение в части умалчивания части существенной информации о рекламируемых услугах.

 

Ольга Швецова проинформировала об изменениях, вносимых в Закон о рекламе: объем рекламы в печатных СМИ незарегистрированных в качестве специализирующихся на рекламных сообщениях будет увеличен с 40 до 45%.

 

О требованияхстатьи 28 «Реклама финансовых услуг» Закона напомнила заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России Наталья Шумилова.Так в рекламе финансовой услуги обязательно должно содержаться наименование организации, которая эти услуги оказывает. Банки и страховые организации этим не грешат, нарушения выявляются в рекламе автосалонов, автошкол, рекламирующих свои услуги в кредит. Практика выявления таких рекламных сообщений весьма значительна, подчеркнула Наталья Шумилова.К числув нарушений части 13 статьи 28 Закона следует отнести рекламу микрофинансовых услуг - займов и вкладов - лицами, которые не имеют права осуществлять эту деятельность.Как правило, это организации, не состоящие в государственном реестре МФО, а также физические лица и индивидуальные предприниматели, участие которых в сфере микрофинансирования невозможно в силу закона.

 

Нарушения касаются также умалчивания об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов лиц, которые воспользуются этими услугами (часть 2 статьи 28), в результате чего искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители (часть 7 статьи 5). Примером может служить история пожилой гражданки, которая для приобретения новогоднего подарка, чьи достоинства красочно расписывала одно из нижегородских изданий, воспользовалась займом микрофинансовой организации, рекламируемой на второй полосе той же газеты. В итоге через 1,5 недели незадачливой заемщице пришлось заплатить двойную стоимость новогоднего презента.

 

 

 

 

Рекламу медицинских услуг и БАДов проанализировала главный специалист отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России Надежда Михайлова. Представив обзор дел, рассмотренных Нижегородским УФАС России о нарушении статьи 24 ФЗ «О рекламе», она обратила внимание на требования статьи 25. В ней говорится о том, что реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами; содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, побуждать к отказу от здорового питания; создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к их применению.

Особенности требований к рекламе алкогольной продукции и рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, представила ведущий специалист отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России Ольга Айзман. В преддверии новогодних праздников своевременно прозвучало напоминание, что реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению физического или эмоционального состояния, осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции, упоминать, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды, обращаться к несовершеннолетним, а также использовать образы людей и животных.

 

Обзором правоприменительной практики Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округузаместитель руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу Татьяна Павельева подытожила состоявшийся разговор.

 

 

 

 

 

 

По завершению круглого стола прошел брифинг для СМИ.

Справка

Анализ дел, рассмотренных отделом контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России,  в2016 году можно стратифицировать следующим образом.

По статье 19 Закона «наружная реклама» было рассмотрено 35 дел, по статье 28 «Финансовые услуги» – 13, по статье 5 «Недостоверная реклама» - 24. По статье 7 «реклама товаров запрещенных к рекламированию» - 6 дел. По статье 18 «распространение рекламных в виде СМС-сообщений или телефонных звонков без согласия абонента» – 16. По статье 21 «реклама алкогольной продукции» - 8 дел. По статье 24 «реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг» - 4. Статья 16 «Реклама в периодических печатных изданиях» - 1. Статья 14 «Реклама в телепрограммах и телепередачах» - 3, из них по одному дел урешение еще не вынесено. Статья 8 «Реклама товаров при дистанционном способе их продажи» - 1 дело. Статья 20 «реклама на транспортных средствах и с их использованием» - 3. Статья 25 «Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок» -1 дело.