Действия гарантирующего поставщика признаны нарушающими Закон о защите конкуренции

ПАО «ТНС Энерго Нижний Новгород» 22.12.2016 выданы обязательные для исполнения предписания об аннулировании спорной закупки на сумму более 800 миллионов рублей.

В Нижегородское УФАС России поступила жалоба физлица К. на действия ПАО «ТНС Энерго Нижний Новгород» при проведении открытого запроса предложений на оказание услуг для осуществления расчетов с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также на введение ограничения (возобновление) энергоснабжения для неплательщиков (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 31604414066).

Начальная максимальная цена лота составляет 815 199 325,24 рублей с НДС.

Заявитель обращал внимание на то, что заказчик в закупочной документации не установил порядок присвоения баллов заявкам участников для определения лучшего предложения. В том числе, заказчик не указал перечень документов, которые должны представить участники для оценки по ряду критериев (опыт исполнения аналогичных договоров, материально-технические ресурсы, наличие квалифицированного персонала).

Нарушения, на которые обращал внимание заявитель, подтвердились.

Однако при анализе комиссией антимонопольного органа представленных в дело материалов были установлены значительно более серьезные отсупления от норм закона.

В частности, выяснилось, что закупочная документация содержит в себе работы, технологически и функционально не связанные с предметом закупки. В их числе, к примеру, получение от заказчика базы данных потребителей, разработка маршрутов проведения работ, создание электронных реестров выполненных работ и др. Такое произвольное «расширение» предмета закупки, в свою очередь, подпадает под запрет части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия также сделала вывод, что заказчиком нарушены положения действующего законодательства в части определения порядка оценки предложений участников. В частности, по критерию «цена договора» оценка фактически производится экспертным методом. Критерий «опыт выполнения аналогичных договоров» также не поддается объективной оценке, поскольку, как указано выше, закупочная документация содержит технологически не связанные работы, а положениями документации не конкретизировано, какие именно работы будут считаться аналогичными предмету закупки.

Описанное обстоятельство, по сути, предоставляет заказчику возможность самостоятельно определять победителя закупочной процедуры, манипулируя итоговым рейтингом участников, по своему усмотрению присваивая те или иные баллы заявкам по указанным критериям.

Возможность заказчика произвольно трактовать значения критериев во взаимосвязи с иными положениями документации позволяет ему создавать преимущественные условия для участников закупки, самостоятельно определяя результаты закупки А это противоречит требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Описанные нарушения не согласуются с принципом экономически эффективного расходования средств, закрепленного в Законе о закупках. Они представляют серьезную угрозу для существующих отношений, поскольку затраты на исполнение договора, заключаемого по итогам спорной закупки¸ в полном объеме включаются Региональной службы по тарифам Нижегородской области в состав необходимой валовой выручки при утверждении сбытовой надбавки ПАО «ТНС Энерго НН». При этом указанные расходы составляют порядка 25% от необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Ранее определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2016 удовлетворено апелляционное представление прокуратуры Нижегородской области, согласно которому решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области об установлении сбытовой надбавки гарантирующему поставку ПАО «ТНС Энерго Нижний Новгород» признано недействующим в связи с включением в состав необходимой валовой выручки экономически необоснованных затрат, а также отсутствия экономического обоснования по отдельным статьям затрат.

В итоге с учетом дополнительно выявленных нарушений комиссия антимонопольного органа признала жалобу обоснованной.

ПАО «ТНС Энерго Нижний Новгород» выданы обязательные для исполнения предписания об аннулировании спорной закупки и внесении изменений в положение о закупках участника в части установления срока заключения договора по итогам закупки (не ранее 10 дней с момента публикации итогового протокола), соответствующего нормам действующего законодательства.