Мусор строгого режима

Заседание Общественно - консультативного Совета при Нижегородском УФАС России прошло 17 февраля 2017.

Темой обсуждения экспертов вновь стала территориальная схема оборота твердых коммунальных отходов.

 

Почему экспертов ОКС в очередной раз собрала  эта повестка?

Тема коммунальных отходов затрагивает каждое домохозяйство, каждого гражданина. Больно видеть, как замусоренные обочины дорог, загаженные поляны и овраги,  становятся лицом нашей малой Родины - местности, к судьбе которой человек ощущает свою духовную сопричастность, убежден руководитель территориального антимонопольного органа Михаил Теодорович.

 

 

 

- Мы собрали членам Общественно-консультативного совета, чтобы проинформировать, что мы уже сделали , и что предполагаем сделать, - рассказал руководитель Нижегородского УФАС России. - В Управление поступило более 60 жалоб по этому вопросу, причем только на территориальную схему пожаловалось около 20 хозяйствующих субъектов, большую часть которых составляют предприниматели.

 

 

 

 

Анализ территориальной схемы, жестко закрепляющий генерацию мусора и места захоронения отходов, демонстрирует несоответствие действующему законодательству.  Жесткая привязка объектов утилизации отходов к определенным кластерам общей территории субъекта РФ, так же как и привязка таких территорий к определенным объектам недопустимы.

 

 

 

 

То обстоятельство, что ст. 5 Федерального закона об отходах субъекты РФ наделены правом на утверждение территориальных схем, которые должны включать в себя схемы движения потоков отходов, никак не изменяет ситуацию, поскольку федеральное законодательство при определении состава и содержания таких схем, не содержит признаков ограничения конкуренции в этом контексте.

Территориальная схема не учитывает интересы бизнеса,- утверждает Владимир Буланов, заместитель председателя комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области. - Правительство Нижегородской области хочет зацементировать за четырьмя игроками «мусорный рынок».

 

 

 

 

- Новая схема обращения с ТКО не несет пользы ни для бизнеса, ни для экологии, солидарен Дмитрий Краснов, генеральный директор Торгово-промышленной палаты Нижегородской области.

Дальнейший диалог регионального правительства и территориального антимонопольного органа может развиваться только двумя путями: либо это будет конструктивный разговор, либо судебные процессы, привел свои доводы Михаил Гапонов, депутат Законодательного Собрания Нижегородской области, председатель правления ОАО КБ «Ассоциация».

 

 

 

 

Чтобы не доводить дело до суда, нужно привлечь как можно больше людей к обсуждению этой схемы, советует Павел Солодкий, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области:

- Любое наведение порядка подразумевают издержки, - отметил Павел Солодкий. - Самое главное, что должна обеспечивать власть - прозрачность принимаемого закона.

 

 

 

 

Мнение экспертов, предпринимателей-профессионалов, было важно услышать, чтобы убедится, что мы идем в правильную сторону, подытожил Михаил Теодорович:

«Состоявшийся разговор продемонстрировал: наше понимание ситуации совпадает. Предприниматели утверждают: территориальная схема обращения с отходами приведет к кратному увеличению платежей, что для многих бизнесов сделает их неподъемными.

Никто не анализировал какой платой это обернется для для домохозяйств, но оглашались суммы:  500-650 рублей за куб. с человека в месяц. Умножьте на среднюю семью в четыре человека – ежемесячный платеж в две тысячи рублей, добавляемый в квитанцию ЖКХ - это очень много…

Прозвучали слова экспертов, что утвержденная схема де-факто не создает условий для ограничений количества генерируемого мусора, скорее наоборот. Эксперты утверждают, что грядущее повышение цены за вывоз мусора в рамках территориальной схемы с неизбежностью приведет к увеличению процесса замусоривания территорий.

 

 

 

 

Критике подвергалось территориальное решение, состоящее в том, что согласно утвекржденной территориальной схеме  мусор надо везти из Арзамаса в Кстово, из Шахуньи в Городец. Понятно, что пока машина едет безлюдными местами, чтобы за деньги от него избавится, соблазн свалить его бесплатно в ближайших кустах возрастает.

 

 

Территориальная схема обращения с отходами несет в себе все недостатки, которые содержал ранее принятый документ. Она не соответствует целям профильного законодательства, резюмировал руководитель территориального антимонопольного органа.

 

 

 

 

В завершение Общественно-консультативного совета Михаил Теодорович провел брифинг для представителей средств массовой информации.

 

 

Справка

Напомним, постановлением правительства Нижегородской области от 08.11.2016 № 752 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области» утверждена территориальная схема обращения с отходами на Нижегородской области. Она определяет правила и устанавливает нормы поведения всех участников обращения с отходами, начиная от образователя отходов и заканчивая собственником объекта захоронения отходов.

В п. 9.2. схемы также установлено, что операторы по обращению с ТКО заключают контракт с региональным оператором на оказание услуг, где, в том числе, определяется зона их деятельности.

Территориальная схема обращения с отходами на территории Нижегородской области закрепляет правило, согласно которому, как в переходный период, так и после него, транспортирование отходов для их обработки и захоронение осуществляется с определенных территорий на строго определенные объекты обработки и размещения отходов.

Кроме того, установлено правило, зона деятельности операторов определяется региональным оператором, который с учетом своего фактического доминирующего положения на рынке (получает безграничное право определять такую зону для каждого оператора произвольно. Кроме того, по тому же принципу согласно п. 7.5., предписывается транспортирование отходов, доставленных на комплексы по обработке, после выделения полезных фракций вторичных материальных ресурсов (направляются для захоронения на специализированные полигоны). Полезная фракция направляется на специализированные предприятия для дальнейшей утилизации.

Действующее на сегодняшний день федеральное законодательство в сфере обращения с отходами, содержит ограничения в выборе потребителей для регионального оператора и выборе поставщика услуг для собственника отходов, но не содержит для прочих субъектов этого рынка – операторов в сфере обращения с отходами, в том числе осуществляющими сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов.

Иными словами, таким владельцам объектов размещения (в том числе захоронения) отходов в настоящее время федеральным законодательством не запрещено принимать отходы, образованные или складированные ранее в зоне действия регионального оператора, отличной от той зоны, в которой находится такой объект.