• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Тень живет лишь при свете

Реклама микрофинансовых организаций стала предметом разговора на пресс-конференции «Анализ конкурентной среды на рынке микрозаймов ПФО».

 

Ее в пресс-центре газеты «Аргументы и Факты – Нижний Новгород» 02.03.2017 провели Ольга Швецова и Наталия Шумилова - начальник и заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России.

 

 

 

Усиление требований к ведению микрофинансовой деятельности со стороны регулятора провоцирует рост теневого сектора рынка МФО. За последние два года с рынка ушла каждая третья микрофинансовая организация, зарегистрированная на территории ПФО. При этом только во II полугодии 2016 года с нижегородского рынка ушла пятая часть местных МФО.

В период экономического кризиса тема предоставления займов, привлечения денежных средств граждан, добросовестности финансовых организаций приобрела острую социальную значимость. В этой связи Нижегородское УФАС России провело анализ состояния конкурентной среды на рынке микрозаймов Приволжского федерального округа, рассказала Ольга Швецова. Исследование показало, что этот рынок является высококонцентрированным, однако количество участников и его объем имеет тенденцию к снижению.

Основным количественным показателем, характеризующим рынок микрофинансовых услуг Приволжского федерального округа, является сумма микрозаймов, выданных МФО. В 2015 году портфель микрозаймов МФО показал отрицательную динамику, сократившись практически на 3 млрд. рублей. Показатели I полугодия 2016 года существенного изменения объемов рынка не фиксируют, достигнув половины уровня 2015 года. Основная доля займов выдана жителям Нижегородской области, Республики Татарстан и Башкортостан.

 

 

- Лидером рынка МФО в границах Приволжского федерального округа является ООО МФО «Срочноденьги», - конкретизировала имена начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России Ольга Швецова. - В Нижегородской области компании – лидеры: ООО МФО «Срочноденьги», ООО МФО «Альянс-Кредит», ООО МФО «НАКТА-Кредит-Запад», на долю которых приходится около 70% рынка.

В течение последних двух лет произошло сокращение числа микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность на территории округа.

- С рынка ушла каждая третья микрофинансовая организация, зарегистрированная на территории ПФО, -утверждает Наталия Шумилова, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России. - В Нижегородской области складывается аналогичная ситуация. Если в 2015 году на территории региона действовало 75 МФО, то в I полугодии их число сократилось до 65 компаний. По итогам 2016 года финансовую отчетность в Волго-Вятское главное управление Центрального Банка РФ представили только 52 микрофинансовые организации. Приведенные цифры говорят о том, что только во II полугодии 2016 года с рынка ушла пятая часть местных МФО.

Поскольку развитие рынка происходит в рамках усиления требований к ведению микрофинансовой деятельности со стороны Центрального Банка РФ, уход с рынка МФО, не справившихся с новыми требованиями, является вполне закономерным.

- С одной стороны, это приводит к тому, что влияние крупных компаний на состояние рынка увеличивается. Обеспечить спрос потребителей в большей степени могут компании, обладающие значительными финансовыми ресурсами. Как следствие, легальный рынок становится более концентрированным. Эта тенденция наблюдается в большинстве регионов, входящих в состав ПФО, - акцентировала внимание Наталия Шумилова. С другой стороны, стремительное уменьшение количества микрофинансовых компаний может свидетельствовать о том, что часть МФО, выбывающих из государственного реестра, не прекращают свою деятельность, а переходят в категорию нелегальных кредиторов.

О ситуации, складывающейся на рынке микрофинансовых услуг, можно судить и по характеру распространяемых рекламных сообщений. Итоги деятельности Нижегородского УФАС России по контролю за рекламой в сфере микрофинансовых услуг в 2016 году показывают, что ненадлежащая реклама, размещаемая микрофинансовыми организациями, практически исчезла со страниц печатных СМИ региона.

Вместе с тем, растет число рекламных сообщений, предлагающих услуги посредников для получения займов гражданами. Вопрос о том, какие услуги в действительности оказываются физическим лицам, решившим воспользоваться рекламным предложением, остается открытым и не может быть решен в рамках полномочий антимонопольного ведомства.

- Тема мониторинга ситуации на рынке микрофинансовых услуг, деятельности нелегальных кредиторов, требует пристального внимания со стороны правоохранительных органов, - подытожила Наталия Шумилова. - В конце февраля Нижегородское УФАС России направило в пркуратуру Нижегородской области письмо предложением активизации работы правоохранительных органов, контролирующих сегмент рынка микрофинансовых услуг. В марте на заседании межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики эти вопросы будут проанализированы.

 

Кстати

В минувшем году средняя сумма микрозаймов, выдаваемых гражданам, в среднем составила 9- 10 тысяч рублей. Количество граждан, воспользовавшихся услугами МФО, в 2016 году возросло. За 9 месяцев 2016 года число клиентов увеличилось на 40%.