"Разбор полетов" на Экспертном совете - мера превентивная

На заседании первого в этом году Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Нижегородском УФАС России, прошедшего 10.04.2017, было рассмотрено шесть вопросов.

По трем обращениям нарушений Федерального закона о рекламе не выявлено.

По оставшимся трем Экспертному совету рекомендовано направить имеющуюся в распоряжении территориального антимонопольного органа информацию в соответствующие надзорные органы.

 

 

Первую тему для спора дал анализ обращения жителей Нижнего Новгорода по поводу рекламных сообщений телесериала «Не вместе» телеканала «Домашний».

Сомнения вызвал сопровождающий билборды текст: «Есть ли секс после развода? D. Домашний. НЕ ВМЕСТЕ. С 13 марта 21:00 по будням 16+».

 

 

По мнению заявителей, такая реклама подрывает семейные ценности и оказывает негативное воздействие на детей, поскольку является неэтичной - непристойной и оскорбительной.

Мнения разделились. Часть экспертов поддержала позицию заявителей, полагая, что вместо циничного использования для продвижения сериала слова «секс» было б уместнее – хотя бы в качестве паллиатива - заменить его на слово «любовь». Другая часть экспертов сочла это ханжеством.

 

 

- Прямого запрета на употребление термина «секс» в Законе о рекламе нет. Приняв во внимание, что после поступления заявлений от возмущенных нижегородцев рекламодатель демонтировал спорные баннеры с улиц, девять из 17 присутствовавших на заседании экспертов проголосовали за то, что нарушения закона нет, - пояснил председатель совета, заместитель руководителя Нижегородского УФАС России Сергей Смирнов.

Вторым вопросом стало обращение жителя Нижнего Новгорода по поводу сообщений: «Требуются сотрудницы в эскорт услуги з/п высокая. Охрана. Транспорт. Жилье….»; «Требуется сотрудница в сферу досуга/развлечений Свободный график, з/п высокая, выплаты ежедневно…». Подобные объявления в газете «Работа для Вас» должны квалифицироваться как содержащие завуалированную рекламу услуг интимного характера, полагает заявитель.

 

 

Эксперты сошлись во мнении: рекламируются запрещенный вид деятельности. Они рекомендовали направить информацию в органы внутренних дел для проведения проверки. Информация будет также передана в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу для проведения разъяснительной работы со СМИ. Итогом должно стать построение некого фильтра, отсеивающего сомнительные объявления. Нижегородское УФАС России будет контролировать ситуацию, чтобы вернуться к ней на следующем заседании Экспертного совета. При отсутствии должной реакции эксперты рекомендуют возбудить дело.

Третьей темой повестки дня стало обращение жителей ТСЖ «Невзоровское» по поводу размещения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» рекламы заведения «Салон эротического массажа и спа-программ «НЕФТЬ». По мнению заявителей, реклама содержит непристойные и оскорбительные образы, нарушающие общепринятые моральные нормы.

Эксперты не разделили опасения жителей. Проведя проверку по указанным в обращении адресам, рекламы - в том понимании, в котором ее толкует ФАС России – специалисты территориального антимонопольного органа не обнаружили. Обращение нижегородцев направят в ГУ МВД по Нижегородской области. В случае подтверждения сигнала будут приняты меры реагирования по факту осуществления запрещенной законодательством деятельности.

Рассмотрев обращения жителей ЖК «Седьмое небо», негодующих на название сети магазинов разливного пива «ПИВОМАН»,

 

«использующей образ человека систематически пьющего пиво, что цементирует в общественном сознании ложный вывод о «правильности» постоянного употребления пива, создает иллюзию одобрения обществом такого поведения», эксперты не обнаружили нарушения рекламного законодательства.

Жаркую дискуссию вызвало обращение жителя Кстовского района по поводу размещения на объекте наружной рекламы сообщения: «Прости меня, мой Государь» с изображением императора Николая II.

На рекламных щитах может размещаться коммерческая, социальная, а в период предвыборных компаний – политическая реклама, напомнил Сергей Смирнов. Несмотря на договор между физическими лицами, одно из которых является собственником данной рекламной конструкции, сообщение не является социальной рекламой. Следовательно размещаться на данной конструкции оно не может – таков был вердикт экспертов.

Проанализировав обращение МКУ «Городской центр градостроительства и архитектуры», сетующих на размещение на объектах наружной рекламы сообщений: «Лакшери ПОКРОВКА 50 МОДНОЕ МЕСТО 800 м» с изображением черепа и костей, эксперты также не увидели нарушений рекламного законодательства.

 

По завершению заседания председатель Экспертного совета по рекламе провел брифинг для СМИ.

 

 

Факт обсуждения на Экспертном совете по применению законодательства о рекламе вызывающих неприятие части жителей региона билбордов и рекламных сообщений сам по себе является предупреждением, резюмировал Сергей Смирнов.