Михаил Теодорович обсудил подготовку к зиме объектов ЖКХ

Руководитель Нижегородского УФАС России 24.08.2017 принял участие в координационном совещании на площадке аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО.

Главный федеральный инспектор по Нижегородской области Александр Мурзин провел его с участием руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории региона. На совещании также был рассмотрен вопрос об оеспечении законности и правопорядка в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний 2017-2018 годов.

В связи с существенным изменением полномочий антимонопольных органов в начале прошлого года, большинство связанных с регулированием сферы ЖКХ вопросов отнесено к компетенции органов исполнительной власти, осуществляющих государственный жилищный надзор - ГЖИ по Нижегородской области.

Поэтому объем рассматриваемых заявлений непосредственно на действия управляющих компаний в Управлении незначителен. В минувшем году рассмотрено 50 заявлений, возбуждено 2 дела, однако фактов нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» не установлено. В первом полугодии 2017 года рассмотрено 14 заявлений, дел о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждалось.

Проведенный Нижегородским УФАС России анализ рынка управления многоквартирными домами в городе Нижнем Новгороде показал, что организаций, занимающих доминирующее положением на нем (в том числе и коллективное доминирование), не имеется. Однако в нынешнем году структура товарного рынка существенно изменилась. В частности, в апреле 2017 года АО «Домком Инвест» (г. Москва) приобрело по 75% акций в уставных капиталах ОАО «Домоуправляющая компания Канавинского района», ОАО «Домоуправляющая компания Московского района», ОАО «Домоуправляющая компания Нижегородского района», ОАО «Домоуправляющая компания Советского района». Эти обстоятельства могут повлечь к принципиальному изменению поведения домоуправляющих компаний на рынке и рискам ущемления интересов организаций, действующих на связанных рынках.

К примеру, Нижегородское УФАС России располагает информацией о расторжении домоуправляющими компаниями договоров на размещение рекламы в местах общего пользования в многоквартирных домах и самовольный демонтаж рекламных конструкций.

Преобладающее количество обращений в сфере холодного водоснабжения и водоотведения от жителей области, поступающих в Управление, связано: с тарифами на соответствующие услуги, нарушениями со стороны субъектов естественных монополий, выраженными в отказе в выдаче технических условий на подключение, отказе в заключении договора ХВС, навязывании невыгодных условий договора.

Однако в связи с внесенными в Закон о защите конкуренции поправками изменены полномочия антимонопольных органов, поэтому поступающие обращения от граждан (определенный круг лиц), относящиеся к сфере ХВС, Управлением перенаправляются по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию по Нижегородской области, Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области. Так, за 2016 год и первое полугодие 2017 года Нижегородским УФАС России перенаправлено в указанные компетентные органы порядка 40 обращений жителей Нижегородской области для разрешения вопроса по существу.

При этом, Нижегородским УФАС России за анализируемый период рассмотрено порядка 60 обращений хозяйствующих субъектов в сфере ХВС, по которым возбуждено 9 дел о нарушении антимонопольного законодательства, из них установлено 7 фактов нарушения со стороны субъекта естественной монополии. 

В Управление также поступают обращения по вопросам установления необоснованно завышенных тарифов в сфере ХВС. Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, такого рода обращения в досудебном порядке правомочна рассматривать исключительно ФАС России, территориальные управления такими полномочиями не наделены.

Заслуживает внимания сложившаяся не только в городе Нижнем Новгороде, но и в регионе ситуация с бесхозяйными сетями. Организации водопроводно-канализационного хозяйства при заключении договора, в частности с ТСЖ, при составлении акта разграничения эксплуатационной ответственности отказываются принимать на обслуживание объекты водоснабжения и водоотведения, имеющие бесхозяйный статус, навязывая их своим абонентам.

В большинстве случаев граждане не осведомлены о статусе объектов водоснабжения и водоотведения, о границах эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, а также о компетенциях административного органа, который вправе рассматривать в досудебном порядке споры, возникающие в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласование актов разграничения эксплуатационной ответственности абонентами организаций водопроводно-канализационного хозяйства с необоснованными границами сетей, может повлечь ущемление интересов граждан и невозможность урегулирования сложившейся ситуации в досудебном порядке.

С целью минимизации нарушений в указанной сфере необходимо создание интерактивной схемы бесхозяйных сетей, из которой граждане могли получить исчерпывающую информацию о статусе того или иного объекта водоснабжения и водоотведения, а также сведения о возможном сценарии поведения, в частности при наличии признаков злоупотреблений со стороны субъектов естественных монополий.

Справка

Большинство нарушений в сфере электроснабжения со стороны субъектов естественных монополий допускается при осуществлении к электрическим сетям технологического присоединения жилых домов граждан. Однако количество рассмотренных в первом полугодии 2017 году дел значительно уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, в первом полугодии 2017 года рассмотрено 26 административных дел, из них по 12 эпизодам установлены факты нарушения закона.

Значительное число нарушений со стороны естественных монополий в сфере газоснабжения возникает при подключении к газораспределительным сетям жилых домов граждан. В связи с недостаточной правовой проработкой указанной тематики (по сравнению с электроэнергетикой), вопросы эффективного реагирования на проблемные ситуации в настоящее время не находят достаточного разрешения. К примеру, наиболее остро стоит вопрос разграничения ситуаций, когда газораспределительная организация обязана применять льготную плату при подключении, а в каких ситуациях допустимо установление индивидуальной платы.

К примеру, Нижегородским УФАС России рассматривался случай, когда газораспределительная организация необоснованно навязывала гражданину плату за подключение по индивидуальному проекту (свыше 2 млн. рублей) за подключение жилого дома, в то время когда применению подлежала льготная плата (порядка 60 тысяч). Но выявление таких ситуаций и доказывание необоснованности действий организаций в связи со спецификой регулируемых вопросов затруднено.

В первом полугодии 2017 года рассмотрено 13 дел об административных правонарушениях, по 7 из них выявлены факты совершения административных правонарушений.

Среди нарушений, выявляемых антимонопольным органом в сфере ЖКХ, отдельного внимания заслуживает тема прекращения поставщиками газа подачи ресурса на котельные организаций-должников, которые, в свою очередь, оказывают услуги отопления и горячего водоснабжения домоуправляющим компаниям, объектам социального назначения (детские дома, школы и т.д.).

В 2016-2017 году Нижегородское УФАС России рассмотрело 5 дел, возбужденных по части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» по факту прекращения поставки газа на котельные; в 4 случаях нарушения установлены.

Суть проблемы заключается в том, что с позиции законодательства недопустимы перерывы в поставке коммунальных услуг надлежащего качества лицам, добросовестно их оплачивающим. Однако в связи с наличием нескольких промежуточных организаций между поставщиком газа и конечными потребителями (домоуправляющие компании, владельцы источников тепловой энергии), риски неоплаты объемов потребленного газа имеют место быть. Объем возрастающих задолженностей за газ является основной причиной для применения поставщиком таких мер понуждения к оплате, как прекращение поставки газа на котельные неплательщиков.

Практика антимонопольного органа показывает, что в большинстве ситуаций АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» не допускает прекращения поставки газа в зимнее время. Однако ситуации отключения котельных в летний период, что в итоге все же приводит к прекращению получения коммунальных услуг горячего водоснабжения для добросовестных потребителей, не редкость.

В настоящее время в федеральное законодательство внесены изменения, предполагающие исключение промежуточных звеньев в цепочке «поставщик-потребитель» и заключение прямых договоров с гражданами. Между тем, риски отключений котельных от газа не исключены полностью.