• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Апелляция подтвердила обоснованность штрафа, наложенного Нижегородским УФАС России на ПАО Банк «ФК Открытие», за незаконную рекламу

30 октября 2017 года Первый Арбитражный апелляционный суд вынес постановление о признании законным постановления Нижегородского УФАС России по делу №387-ФАС52-07/17 о привлечении ПАО Банк «ФК Открытие» к административной ответственности за распространение ненадлежащей рекламы.

В конце 2016 года в антимонопольное ведомство обратился нижегородец с заявлением по поводу рекламы Банка, распространяемой в эфире телеканала «Первый канал». Речь шла о видеоролике, с динамически меняющимися картинками. Основной видеоряд содержал одно условие – сведения о процентной ставке 9,8%. Остальные существенные условия оказания услуги депозита, включающие в себя: категорию клиентов, которые могут воспользоваться услугой депозита; минимальную сумму депозита; срок размещения; процентную ставку, указывались мелким шрифтом и были разделены на блоки, которые демонстрировались по очереди.

В связи с выявлением признаков нарушения рекламного законодательства Нижегородское УФАС России 30.12.2016 возбудило в отношении Банка соответствующее дело.

В рамках производства по делу комиссией установлено, что за время демонстрации ролика со всеми существенными условиями оказания финансовой услуги ознакомиться невозможно. Наличие трех блоков информации, большой объем сведений в каждом из них, размер шрифта, его цветовое решение и временной интервал фактической трансляции каждого блока, создают препятствие для понимания текста и осознания потребителями существенных условий оказания финансовой услуги.

Такая реклама приводит к искажению информации и вводит потребителей в заблуждение.

Решением от 03.03.2017 реклама ПАО Банк «ФК Открытие» признана ненадлежащей, поскольку она противоречит требованиям части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

По результатам рассмотрения дела материалы переданы для возбуждения административного производства по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

10.04.2017 в отношении Банка составлен протокол №387-ФАС52-07/17.

Постановлением от 20.04.2017 ПАО Банк «ФК Открытие» признано виновным в совершении административного правонарушения. В качестве наказания кредитной организации назначен штраф в размере 50 000 рублей.

Решение о снижении размера штрафных санкций было принято с учетом того, что нарушение совершено впервые, отягчающих вину обстоятельств не выявлено.

Полагая, что постановление вынесено безосновательно, а факт распространения рекламы не доказан, банк обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском об отмене ненормативного акта ведомства.

Рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции осуществлялось в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.07.2017 исковые требования банка отклонены как необоснованные, Постановление по делу №387-ФАС52-07/17 оставлено в силе.

Не согласившись с выводами суда первой инстанции, ПАО Банк «ФК Открытие» составило апелляционную жалобу.

Рассмотрение дела в Первом арбитражном апелляционном суде осуществлялось судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

30 октября 2017 года опубликовано постановление апелляционной инстанции, в котором указано, что Первый Арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для изменения или отмены оспариваемого решения арбитражного суда первой инстанции.

Справка

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.