Проблемное поле уходящего года

Общественно-консультативный совет при Нижегородском УФАС России, прошедший 14 декабря 2017 года, проанализировал успешность работы с вызовами и угрозами на поле добросовестной конкуренции региона.

Перед началом заседания ОКС Михаил Теодорович провел брифинг для СМИ.

Повестка заседания, собравшая на площадке антимонопольного органа представителей некоммерческих организаций, общественных объединений и бизнес-сообществ, включала проблемные вопросы в сферах экономической деятельности в Нижегородской области в сфере госзакупок, обращения твердых коммунальных отходов, продажи алкогольной продукции, тарифного регулирования, а также в сфере торговли.

Начальник отдела контроля госзакупок Светлана Кирьякова проанализировала ситуацию, складывающуюся с принятием региональных законодательных актов, закрепивших исключительные полномочия ГП НО «НОФ» выступать единственным исполнителем на нескольких смежных рынках по поставками лекарственных средств и изделий медицинского назначения в отсутствии конкурентной процедуры.

- В финансовом выражении объем закупок у единственного поставщика ГП "НОФ", совершенных по схеме, признанной судами незаконной, составил в 2015 год сумму свыше 3, а в 2016 - свыше 5 млрд. рублей, - конкретизировала Светлана Кирьякова - В 2017 году объем закупки у единственного поставщика ГП НО «НОФ»  превысил сумму в 8 млрд.

 

Перечень основных требований к территориальной схеме обращения с отходами и отбору регионального оператора представила начальник отдела контроля органов госвласти Анжелика Клевцова. В частности, мероприятия по трансформации территориальной схемы и отбор регионального оператора не должны увеличивать экономическую силу работающих на этом рынке хозсубъектов. Необходимо предусмотреть возможность прекращения полномочий регионального оператора-хозсубъекта в случае злоупотребления им рыночной силой. Следует учитывать влияние вносимых изменений на деятельность участников смежных рынков. Обоснованно определение нескольких региональных операторов и ограничение возможности выступать в качестве регионального оператора хозяйствующему субъекту, осуществляющему один из циклов комплексного процесса обращения с ТКО. Территориальное деление области на зоны обслуживания регионального оператора должно соответствовать сложившимся потокам ТКО в регионе. Важное значение для тарифной политики имеет минимизация транспортного плеча в осуществлении перевозок ТКО и его составляющая в общем тарифе. В качестве начальной цены необходимо исходить из средней цена либо в округе, либо в сопоставимых регионах. Целевым индикатором эффективности территориальной схемы и отбора регионального оператора должно быть ограничение роста тарифов на рынке твердых коммунальных отходов.

 

 Принятие регионального закона "О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области», по мнению антимонопольного органа,  нарушает федеральное законодательство и создает барьеры в доступе на товарные рынки.

- Идет расчистка поля для торговли алкоголем в пользу федеральных сетей. Одновременно ущемляются интересы местных поставщиков магазинов шаговой доступности, - оценил й процесс руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович. - В конечном счете от этого пострадает рядовой нижегородец  Поскольку алкоголь – товар якорный, запрет на его торговлю ведет к вымыванию местных сетей из ритейла.

В сфере торговли зафиксировано сокращение рыночного пространства, на котором действуют местные продавцы и поставщики, подтвердила складывающуюся тенденцию начальник отдела контроля экономической концентрации Тамара Григорян. Этот  тренд, прежде характерный  для рынка продовольствия, теперь распространяется и на рынок мелкорозничной торговли топлива.

 

Содержательно поддержав и организационно развив предложенные схемы работы с проблемным полем, ОКС рекомендовал представить видение дальнейших действий вниманию заинтересованных структур в правительстве региона.