Обобщенные ответы на вопросы Третьих публичных обсуждений правоприменительной практики Нижегородского УФАС России за 2017 год

Третьи публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Нижегородского УФАС России за 2017 год в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок прошли 21 декабря 2017 года в Большом зале Торгово-промышленной палаты Нижегородской области.

Модератором публичных обсуждений, в которых приняли участие 289 человек, стал руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович.

Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Нижегородское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах и поступившие до начала и вовремя мероприятия вопросы.

Из присутствующих анкеты заполнили 147 человек. Средний бал по соответствию мероприятия ожиданиям участников составил 4,96 баллов из 5 возможных.

Нижегородское УФАС России публикует 21 обобщенный ответ на 47 вопросов, пришедших до начала публичных обсуждений на контактный сервис http://n-novgorod.fas.gov.ru/webform/7846 и по электронной почте nnfas@bk.ru», а также поступивших во время проведения мероприятия от слушателей из зала, и сформулированных участниками публичных обсуждений во время заполнения анкет.

 

Вопрос 1: В преддверии проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 расскажите, как осуществляется контроль за распространением контрафактной продукции с использованием символики Чемпионата?

Ответ: В Москве при участии ФАС России действует Комитет по защите имущественных прав ФИФА. ФАС России находится в тесном сотрудничестве и взаимодействии с администрациями городов-организаторов Чемпионата мира в части защиты имущественных прав ФИФА.

На территории Нижегородской области при Правительстве осуществляет действие специальная Комиссия, в которую входят, в том числе, представители различных ведомств: таможенные органы, правоохранительные органы, а также антимонопольные органы.

Примером может служить дело, рассмотренное Тверским УФАС России, о незаконном использовании символики Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 при проведении рекламной акции пива «Афанасий Марочное». Информация об акции с использованием товарных знаков FIFA была размещена на сайтах ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и ООО «НикитиН», а также в аккаунтах социальных сетей и на находящихся в розничной реализации на территории РФ бутылках пива «Марочное». Компаниям выданы предписания об устранении нарушений.

Федеральная таможенная служба выявляет случаи конфискации партий контрафактных товаров с символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, среди которых были сувенирные изделия и предметы одежды.

Лицензионная программа Чемпионата мира уже стартовала, и официальная продукция с его символикой уже доступна на рынке.

 

Вопрос 2: Допускается ли распространение рекламы пива в сети Интернет?

Ответ: Статья 21 ФЗ №38-ФЗ «О рекламе» содержит ряд ограничений, относительно способов рекламирования алкогольной продукции. Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ « О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольной продукцией является продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

Под понятие «алкогольная продукция» не попадает безалкогольное пиво, так как в нем содержание этилового спирта составляет менее 0,5% объема готовой продукции. Соответственно, на рекламу такого пива вышеуказанные требования статьи 21 ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Если в сети Интернет распространяется реклама разливного пива и из данной рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво, то такая реклама противоречит требованиям пункта 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В Нижегородском УФАС России существует практика рассмотрения дел по признакам нарушения статьи 21 ФЗ «О рекламе»

Так, например, в октябре 2017 года Комиссия Нижегородского УФАС России признала рекламу пшеничного пива, размещенную в социальной сети «В контакте», в новостной ленте группы «Первая доска объявлений г.Богородск» ненадлежащей, противоречащей требованиям статьи 21 ФЗ «О рекламе».

 

Вопрос 3: В преддверии новогодних праздников и организации разных праздничных мероприятий, ответьте, пожалуйста, на вопрос, несут ли организаторы ответственность, если обещанные зрителям в афише знаменитые артисты, яркие эффекты - всего лишь рекламный ход? Можно ли обращаться с такой жалобой к Вам?

Ответ: Вопрос актуальный и действительно важный для зрителей. Первое, что ассоциативно вспоминается – это ноябрьский скандал с мюзиклом «Призрак Оперы», анонсированном в г.Казань, когда под громким наименованием всемирно известного представления фактически привезли театрализованное шоу, поппури с отрывками из разных опер и мюзиклов.

  Основное, на что нужно обратить внимание как потенциальным зрителям, так и организаторам:

Театральные, концертные афиши, распространяемые для неопределенного круга лиц и привлекающие внимание к объекту рекламирования (мероприятию, артисту, шоу) будут являться рекламой.

  В соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе» информация, размещаемая на афишах, должна быть добросовестной и достоверной.

В случае, если мероприятие не соответствовало условиям, заявленным в рекламе, это повод для обращения в антимонопольный орган.

Примером может служить дело, рассмотренное Нижегородским УФАС России в отношении рекламы оперы «Carmina Burana».

В январе 2017 в территориальный антимонопольный орган поступили обращения потребителей по поводу рекламы развлекательного мероприятия «Монументальная опера Carmina Burana». Заявители жаловались на то, что мероприятие, на которое они приобрели билеты, не соответствовало заявленным в рекламе обещаниям: на представлении не было балета, детского хора, пиротехнических эффектов; количество артистов было меньше заявленного; площадь экрана составляла менее 300 м2 . Указанные факты свидетельствовали о наличии признаков нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В отношении рекламодателя - организатора развлекательного мероприятия – Нижегородской областной общественной организации "Федерация смешанного боевого единоборства (мма)" (НООО "ФСБЕ (ММА)") 11.01.2017 Нижегородское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения требований пунктов 2 и 3 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

09.03.2017 на своем заседании Комиссия признала рекламу  Нижегородской областной общественной организации "Федерация смешанного боевого единоборства (мма)" (НООО "ФСБЕ (ММА)") ненадлежащей, противоречащей требованиям пунктов 2 и 3 части 3, а также части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Материалы дела переданы для возбуждения административного производства по  части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.  По результатам рассмотрения административного дела рекламодателю назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

 

Вопрос 4: Является ли правомерным использование в рекламе товаров (услуг) объектов интеллектуальной собственности (товарные знаки, знаки обслуживания и др.) либо их элементов и образов известных людей, на использования которых у рекламодателя отсутствует согласие правообладателя?

Ответ: Согласно статьи 1477 Гражданского кодекса РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Согласно статьи 1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Право использования товарного знака предоставляется правообладателем третьим лицам на основании лицензионного договора (статья 1489 Гражданского кодекса РФ).

Согласно пункта 7 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара.

Использование чужого товарного знака и других объектов интеллектуальной собственности для индивидуализации собственных услуг является недостоверной рекламой и нарушает исключительное право правообладателя товарного знака.

Примером может служить дело №525-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя, использовавшего в рекламе магазина сантехники чужой товарный знак. Решением от 07.08.2015г. реклама с использованием чужого товарного знака признана ненадлежащей, противоречащей пункту 7 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункта 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Использование в рекламе образов известных людей без их согласия можно рассматривать как одобрение объекта рекламирования, что является соответствующим нарушением.

Примером может служить дело №1203-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении физического лица – владельца конструкции, рекламирующей объект недвижимости с использованием образов известных людей.

Решением от 24.09.2017г. реклама с использованием образов известных людей признана ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 10 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

Вопрос 5: Лимит на вознаграждение 5% действует только на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети или распространяется на всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность?

В части 4 статьи 9 Закона о торговле говорится о "хозяйствующем субъекте, осуществляющем торговую деятельность", в названии статьи 9 аналогично, а в части 1 статьи 9 говорится о "хозяйствующим субъекте, осуществляющем торговую деятельность посредством организации торговой сети"…

Ответ: Статьей 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (далее – Закон о торговле)  закреплены права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность  и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров.

Из буквального толкования данной статьи, а также части 4 статьи 9 Закона о торговле следует, что запрет превышения установленного предельного размера всех выплат при реализации продовольственной продукции установлен не только при поставке продовольственной продукции в торговую сеть, но в иные объекты торговли.

Между тем статья содержит части, в которых прямо приводятся правила, касающиеся хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети.

 

Вопрос 6: Какие сроки устанавливаются в соответствии с Законом о торговле для оплаты поставленной алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, и алкогольной продукции, произведённой за пределами Российской Федерации?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 9 Закона о торговле в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам: продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок пять календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

Таким образом, алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации независимо от наличия или отсутствия установленных на нее сроков годности должна быть оплачена не позднее 45 календарных дней с даты поставки. Сроки оплаты алкогольной продукции, произведенной за пределами Российской Федерации, на которые сроки годности не установлены, указанной нормой Закона о торговле не регулируются. Если же на алкогольную продукцию, произведенную за пределами Российской Федерации, установлен срок годности, то применяются общие правила статьей 9 Закона об ограничении дней отсрочки оплаты.

 

Вопрос 7: Признается ли хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, хозяйствующий субъект, заключивший с правообладателем коммерческого обозначения или иного средства индивидуализации, договор коммерческой концессии – договор франчайзинга? Будут ли распространяться ограничения  статьи 14 Закона о торговле на хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами под коммерческим обозначением, право использования которого, ему предоставлено на основании договора коммерческой концессии?

Ответ: В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона о торговле торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Ограничение приобретения, аренды дополнительной площади торговых объектов, предусмотренное частью 1 статьи 14 Закона о торговле, распространяется, в том числе на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами под коммерческим обозначением, право использования которого ему предоставлено на основании договора коммерческой концессии.

 

Вопрос 8: Предусмотрена ли административная ответственность за установление в договоре поставки, заключенном между торговой сетью и поставщиком, условий о запрете на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования в отношении непродовольственных товаров?

Ответ: Согласно части 10 статьи 9 Закона о торговле в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования.

За несоблюдение данного запрета наступает административная ответственность, предусмотренная частью 4 статьи 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные запреты применяются только по отношению продовольственных товаров. Условия договоров, запрещающих перемену лиц в обязательстве путем уступки право требования в части реализации непродовольственных товаров, не нарушают часть 10 Закона о торговле.

 

Вопрос 9: Я обратился в администрацию Дзержинска с заявления о предоставлении земельного участка для ведения подсобного хозяйства. Администрация вначале долго не отвечала мне, а где-то через месяц сообщила, что отказывает в представлении земли, выставляет данный участок на торги и я могу участвовать в данных торгах, если захочу. Я считаю, что это противозаконно, до моего обращения они не собирались выставлять этот участок на торги, и отказали мне по надуманному поводу.

Ответ: ЗК РФ определяет особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

В случае поступления в орган местного самоуправления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства - такое предоставление возможно с соблюдением процедуры предварительного согласования.

При этом администрация обязана разместить извещение о возможности предоставления данного участка на официальном сайте www.torgi.gov.ru. Если в течение тридцати дней со дня опубликования извещения поступают заявления от иных граждан о намерении получить данный участок, предоставление испрашиваемого участка без процедуры торгов не допускается.

Действия администрации города Дзержинска по выставлению земельного участка на торги (в случае поступления заявлений от иных претендентов) являются законными и направленными на обеспечение равного доступа всех заинтересованных лиц для участия в открытой и публичной процедуре предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

 

Вопрос 10: Нижегородского УФАС России обязало Законодательное собрание Нижегородской области отменить запрет на размещение точек продажи алкогольной продукции на первых этажах домов. Однако до сих пор не ясно: снят ли этот запрет и выполнило ли Заксобрание требованиеантимонопольного органа?

Ответ: По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в адрес Законодательного собрания выдано предупреждение о внесение изменений в закон Нижегородской области, регламентирующий реализацию алкогольной продукции. Законодательное собрание не согласилось с вынесенным предписание и обжаловало его в судебном порядке - в связи с чем действие предписания приостановлено. Суд первый инстанции поддержал антимонопольный орган, в настоящее время дело рассматривается в апелляционной инстанции.

Обратный вопрос: А как по вашему мнению, влияет ли данный запрет на снижение потребления алкогольной продукции? Антимонопольный орган располагает ответом ГУ МВД по Нижегородской области, согласно которому количество выявленных нарушений правопорядка - в том числе драк, хулиганств-  не связано с местом продажи алкогольной продукции.

 

 

Вопрос 11: Скоро будет проходить Чемпионат мира по футболу, а многие остановки общественного транспорта обклеены афишами и постерами с рекламой, что очень портит внешний вид города. Звонил в администрацию, сказали, что если плакат или афиши наклеены на остановку, то предписание о демонтаже они выдать не могут, поскольку это не рекламная конструкция, а плакат. При этом сказали, что расклейка объявлений на остановках незаконна. Куда же обращаться и как с этим бороться?

Ответ: Если речь идет не о рекламной конструкции, конструктивно связанной с павильоном общественного транспорта, то орган местного самоуправления (в данном случае администрация) действительно не может выдать предписание о демонтаже.

При этом согласно Кодексу Нижегородской области об административных правонарушениях размещение объявлений рекламного и нерекламного характера вне мест, специально отведенных для этого мест влечет наложение штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 2 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей.

Сведения о незаконном размещении афиш рекламного характера можно направлять в Управление административно-технического и муниципального контроля администрации г. Н.Новгорода (АТИ).

 

Вопрос 12: Могут ли быть взысканы убытки в административном порядке?

Ответ: Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Если антимонопольное нарушение причинило кому-либо убытки, пострадавшее лицо (лица) вправе обратиться в суд с иском об их взыскании. Такого рода споры могут быть разрешены только в судебном порядке.

 

Вопрос 13: Может ли антимонопольная служба обратиться с иском в суд о взыскании убытков с хозяйствующего субъекта в счет пострадавшего лица?

Ответ: Если злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция, картель или иные нарушения антимонопольного законодательства причинили кому-либо убытки, пострадавшее лицо (лица) вправе обратиться в суд с иском об их взыскании.

Защита прав лиц, пострадавших вследствие нарушения антимонопольного законодательства, осуществляется по общим правилам гражданского права. Следовательно, пострадавшее лицо вправе использовать любые способы защиты своих имущественных прав, которые предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу (часть 3 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Таким образом, в качестве истца в соответствующем судебном деле может выступать  лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган может быть привлечен судом только в качестве третьего лица.

 

Вопрос 14: В каких случаях заказчик обязан направить документы в ФАС о недобросовестном поставщике (РНП), а когда можно ограничиться протоколом? (при уклонении победителем аукциона от заключения контракта)

Ответ: В соответствии с частями 4, 5 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан направить сведения в антимонопольный орган в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником закупки заявке или предложению которого присвоен второй номер, а также во всех случаях при уклонении единственного участника закупки от заключения контракта.

 

Вопрос 15: Какова сейчас практика в случае: при закупке (услуг) эл. аукционом, может ли заказчик (по согласованию с поставщиком) менять количество работы (услуги) по контракту, но в рамках запланированной суммы, выделенной ранее для этой закупки?

Ответ: В соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в частности, в следующем случае: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

 

Вопрос 16: Куда следует обращаться гражданам для защиты своих интересов?

Ответ: В январе 2016 года вступили в силу поправки в закон «О защите конкуренции», в соответствии с которыми из-под антимонопольного контроля исключена защита интересов физических лиц.

Антимонопольный орган осуществляет контроль только в случаях нарушений, касающихся неопределенного круга физических лиц, они могут касаться только установления монопольно высокой или низкой цены на товары.

Если есть нарушение, затрагивающее интересы конкретного человека, конкретного дома или ТСЖ, эти вопросы исключены из подведомственности ФАС.

Заявления о нарушениях прав граждан, как потребителей услуг теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, финансовых услуг,  не связанные с осуществлением предпринимательской или экономической деятельности, ФАС больше не рассматривает.

Справка:

Заявления физических лиц об ущемлении их интересов в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений, рассматриваются Роспотребнадзором, в соответствии с требованиями Закона «О защите прав потребителей».

Заявления об ущемлении интересов гражданина, связанных с нарушением правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, рассматриваются органами государственного жилищного надзора.

Заявления об ущемлении интересов граждан, банками и страховыми организациями, рассматриваются Банком России.

 

Вопрос 17: Как часто проводит плановые проверки Нижегородское УФАС России? Где можно ознакомиться с планом проверок на грядущий 2018 год?

Ответ: Проверки проводятся уполномоченными должностными лицами антимонопольного органа в рамках осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации контрольных функций, направленных на установление соответствия деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации. В целях осуществления контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки. Предметом плановой и внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности, а в случае проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания предметом такой проверки является исполнение проверяемым лицом ранее выданного предписания.

Ежегодный план проведения плановых проверок структурного подразделения центрального аппарата ФАС России, территориального органа состоит из двух разделов.

Первый раздел содержит перечень проверяемых лиц - хозяйствующих субъектов, а также физических лиц. Второй раздел содержит перечень проверяемых лиц - федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, государственных внебюджетных фондов.

Планы проверок составляются на каждый год в двух экземплярах, один из которых не позднее 10 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, представляется на бумажном и электронном носителе в структурное подразделение, ответственное за подготовку сводного плана проверок.

В период с 25 августа до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановой проверки, антимонопольный орган направляет первый раздел проекта плана проверок в органы прокуратуры.

В случае поступления предложений от органов прокуратуры о проведении совместных проверок, руководитель антимонопольного органа принимает решение о включении в проект плана проверок совместных проверок с органом прокуратуры и не позднее 10 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляет проект плана проверок в структурное подразделение, ответственное за подготовку сводного плана проверок.

На основании представленных планов проверок структурных подразделений и территориальных органов формируется сводный план проверок, утверждаемый приказом ФАС России до 20 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок.

После утверждения сводного плана проверок антимонопольный орган направляет первый раздел плана проверок в органы прокуратуры.

ФАС России, территориальные органы не позднее 10 дней со дня утверждения сводного плана проверок размещают первые разделы планов проверок на официальном сайте ФАС России, официальном сайте территориального органа в сети «Интернет» соответственно.

График проверок размещен на официальном сайте Нижегородского УФАС России в разделе «Об управлении», в подразделе «Планы».

На странице Нижегородского УФАС  России http://n-novgorod.fas.gov.ru/page/8045 можно познакомиться с планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2017 год, а также не только посмотреть, но и скачать «План проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2018 год».

 

Вопрос 18: Существует очень много статистики, описывающей различные нюансы деятельности ФАС России как контрольного органа в сфере закупок. Однако данная статистика не раскрывает понятия экономической эффективности. Нет ли перспективы увидеть, например такой анализ: по результатам предписаний ФАС России о допуске дополнительных участников в ходе повторных аукционов дополнительно к первоначальному результату снижено цены на столько-то рублей, при этом все такие контракты исполнены, или, например, наоборот, по результатам предписаний ФАС России о допуске дополнительных участников в ходе повторных аукционов победило столько то дополнительных участников, процент неисполненных ими контрактов столько то?

Ответ: Нижегородское УФАС России не проводило анализ касательно экономической эффективности исполнений предписаний территориального органа ФАС России. Согласно части 4 статьи 97 Закона о контрактной системе мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Анализ и оценка результатов закупок осуществляются Счётной палатой Российской Федерации (статья 98 Закона о контрактной системе).

 

Вопрос 19: В последнее время много говорят об изощрённых способах уклонения от №44-ФЗ при помощи государственно-частного партнёрства, концессионных соглашений, процедур по №223-ФЗ. Что может ФАС прокомментировать по данному поводу?

Ответ: Относительно государственно-частного партнёрства у Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области информация отсутствует. В заключениях концессионных соглашений Нижегородское УФАС России усматривает уход от процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе и наличие признаков сговора. Планируется направление имеющейся информации в ФАС России для внесения соответствующий изменений в действующее законодательство.

 

Вопрос 20: Закон о контрактной системе прямо формально увязывает жалобу и нарушение прав заявителя. Много случаев когда, например, «фирма – помойка» (выступая в роли профессионального жалобщика) жалуется на торги, контракт по результатам которых она никогда не исполнит, да и участвовать не сможет (нет обеспечения, опыта, СРО). Учитывается ли «портфолио» компании при рассмотрении её доводов? Почему?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. В связи с этим «портфолио» компании при рассмотрении её доводов не учитывается.

 

Вопрос 21: Количество выявленных нарушений и наказаний за них растет.

Но при этом доля закупок у единственного поставщика (там где должны быть конкурентные процедуры) сохраняется 36% в 2016 и 33: в 2017 году. Более того, доля торгов со снижением до одного процента (в которых усматриваются элементы согласованных действий) растет и приближается к 40%. В сумме более 70% размещения заказ (который должен по закону размещаться на конкурентной основе) размещается либо у единственного либо на договоренностях.

Есть ли план у УФАС по выводу таких закупок на конкурентную основу?

Ответ: Действительно, в настоящее время доля торгов со снижением до 1 % составляет ≈ 40 %. В связи с чем  обсуждается вопрос о внесении изменений в Закона о контрактной системе в части порядка проведения электронных аукционов.

Также, Нижегородским УФАС России осуществляются проверки действия заказчиков при проведении закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных нужд) (в рамках рассмотрения жалоб, а также осуществления контрольных мероприятий) и в случае выявления каких-либо грубых нарушений Законодательства о контрактной системе, а также «сомнительных» заказчиков, соответствующая информация направляется в правоохранительные органы (в рабочем порядке).

Кроме того, Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе разрабатывается межведомственный план работы, согласно которому информация будет направляться в МРУ Росфинмониторинга по ПФО.