Анализ изменений в региональном законе о погребении отложили до 14 февраля

Рассмотрение дела в отношении Законодательного собрания Нижегородской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции отложили на 14.02.2018 на 11.00

На прошедшем 01.02.2018 заседании комиссия заслушала позицию ответчика, озвучиваемую прежде на совещаниях профильного комитета и заседании регионального парламента, на которых обсуждался спорный закон.

- Областное Законодательное собрание трактует закон по-своему. Антимонопольный орган придерживается тех законодательных норм, которые прописаны в Федеральном законе о погребении и похоронном деле: нет никакого исключения из процедуры захоронения ритуальных организаций, которые не являются специализированными, - пояснил председатель комиссии по рассмотрению дела, заместитель руководителя Нижегородского УФАС России Сергей Смирнов. - В этом наше принципиальное различие в позициях. В итоге мы приняли решение об отложении  для более детальной проработки вопроса.

Напомним, дело возбуждено 10.01.2018 в связи с неисполнением предупреждения Нижегородского УФАС России.

17.11.2017 Нижегородское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало Законодательному собранию Нижегородской области, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Признаки нарушения выявлены в принятии 26.09.2017 Закона Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О погребении и похоронном деле в Нижегородской области», которым запрещается предоставлять услуги по погребению иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Предупреждение антимонопольного органа в установленный срок не исполнено.

В связи с неисполнением предупреждения Нижегородское УФАС России возбудило дело в отношении Законодательного собрания Нижегородской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрение дела назначено на 14февраля 2018 в 11.00.

Заседание комиссии пройдет по адресу: Нижегородское УФАС России, пл. Горького, 4/2, к.305.

Аккредитация представителей заинтересованных СМИ по т.437-07-23, а также электронной почте to52-etsareva@fas.gov.ru (пресс-секретарь Елена Царева).

Справка

В Нижегородское УФАС России поступило коллективное обращение индивидуальных предпринимателей по поводу действий Законодательного собрания Нижегородской области, выразившихся в внесении изменений в Закон Нижегородской области «О погребении и похоронном деле в Нижегородской области»,содержащих, по мнению заявителя, признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Организация похоронного дела осуществляется на основании Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ (далее – Закон о погребении).

Согласно статье 2 Закона о погребении законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В связи с этим, в Нижегородской области принят Закон по предоставлению права оказывать услуги по погребению тела (останков) умершего только специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется, однако в соответствии с подразделом 2 ГК РФ под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе, осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Таким образом, допускается возможность осуществления деятельности по предоставлению услуг по погребению иными организациями, не являющимися специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Следовательно, органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.