Щит и меч контроля ГОЗ
Пресс-конференцию, подытожившую работу по контролю гособоронзаказа в 2017 году, провел 9.02.2018 руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович.
В разговоре, прошедшем в пресс-центре информационного агентства "Интерфакс - Поволжье", приняли участие заместитель руководителя по вопросам контроля государственного оборонного заказа Надежда Башева и начальник отдела контроля ГОЗ Ирина Канаева.
Руководитель Нижегородского УФАС представил наиболее значимые события ушедшего года в сфере ГОЗ, а также проанализировал причинно-следственные связи основных нарушений.
В хозяйственной структуре Нижегородской области преобладают перерабатывающие отрасли, создающие большую долю регионального валового продукта, напомнил Михаил Теодорович. Основным направлением промышленности является транспортное и оборонное машиностроение. При этом оборонно-промышленный комплекс занимает определяющее положение в наукоемком машиностроении региона. По целому ряду направлений в области высоких технологий ОПК сохраняет приоритеты или ведущие позиции.
- В регионе производятся уникальные высокотехнологичные образцы вооружения, которые массово идут в войска. Это наполняет арсеналы и дает рост ВВП: если в среднем по России в минувшем году рост ВВП составил 1%, то в Нижегородской области рост валового регионального продукта достиг 4,5%, - подчеркивает Теодорович. – Разница в значительной степени создана оборонным сектором. Однако он финансируется в рыночных условиях: если сюда приходят деньги, они приходят потому, что адекватно осваиваются. Сроки, качество, процедуры, стабильность устройств и изделий в местах применения – все вместе это привлекает заказчика.
Функции контроля за гособоронзаказом по ПФО, сосредоточенные в Нижегородском УФАС России, заставляют предъявлять новые жесткие требования к оборонке по соблюдению сроков, наличию рекламаций, возврату из приемки. Их невыполнение оборачивается статьями КоАП РФ: нарушение условий государственного контракта карается ст. 14.55, требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности – ст. 15.37, обязательных требований в отношении оборонной продукции - ст. 14.49.
В минувшем году отделом контроля ГОЗ рассмотрено 700 дел об административном правонарушении, что превышает аналогичный показатель за 2016 год на 52 %. Сумма подлежащего к взысканию по выданным за 2017 год постановлениям штрафа превышает аналогичный показатель за 2016 год на 60%, составляя сумму в 22,694 млн рублей на должностных и юрлиц - исполнителей государственного оборонного заказа, представила статистику рассмотренных дел заместитель руководителя по вопросам контроля государственного оборонного заказа Надежда Башева.
Если проанализировать рассмотренные дела в разрезе статей КоАП РФ, то, как и в предыдущие года, значительная их часть приходится на нарушения должностными лицами головных исполнителей и исполнителей условий госконтракта по ГОЗ в части сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также порядка и сроков оплаты.
… В конце прошлого года в ФАС России под руководством заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина прошло совещание по вопросу реформы ценообразования в сфере государственного оборонного заказа, в котором приняли участие Михаил Теодорович и Надежда Башева. Предметом обсуждения было Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
Положением предусмотрено распространение единых принципов ценообразования на всю цепочку кооперации, что позволит снизить риски принятия экономически необоснованных ценовых решений. Действовавшая ранее система регулирования цен в сфере ГОЗ мотивировала предприятия оборонно-промышленного комплекса завышать затраты на производство продукции.
- Главная задача, которую ставит президент, оборонка из «черной дыры» должна стать отраслью, резюмировал Михаил Теодорович.
Справка
Наименование показателя | 2016 год | 2017 год |
Количество рассмотренных АД о нарушения законодательства о ГОЗ | 336 | 700 |
в т.ч. по Нижегородской области | 114 | 209 |
Кол-во постановлений о наложении штрафа | 295 | 579 |
в т.ч. по Нижегородской области | 105 | 164 |
Общая сумма штрафов, назначенных УФАС лицам, привлеченным к ответственности за совершение правонарушений в сфере ГОЗ, руб. | 9 187 000 | 22 694 000 |
3 614 000 | 5 888 000 | |
Сумма оплаченных штрафов, назначенных УФАС лицам, привлеченным к ответственности за совершение правонарушений в сфере ГОЗ, руб. (с постановлений прошлых лет) | 5 767 000 | 13 488 933 |
в т.ч. по Нижегородской области | 2 004 000 | 3 668 000 |
Статья КоАП РФ | 2016 год | 2017 год | ||
Количество постановлений о наложении штрафа | Доля в общей сумме | Кол-во постановлений о наложении штрафа | Доля в общей сумме | |
ст. 14.55 | 223 | 76% | 399 | 69% |
ст. 15.37 | 30 | 10% | 89 | 15% |
ст. 14.49 | 2 | 1% | 43 | 7% |
иные статьи | 40 | 13% | 48 | 8% |
ИТОГО | 295 | 100% | 579 | 100% |