Обобщенные ответы на поступившие в ходе публичных обсуждений вопросы

В ходе проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области за  2 квартал 2018 прошедших 14.06.2018 в ТПП по Нижегородской области поступило свыше 20 вопросов.

Предлагаем вашему вниманию обобщенные ответы на некоторые из них:

Вопрос: В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВСЕ ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ РЕКЛАМА О ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ, РАСПРОСТРАНИТЕЛЯМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ. МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ ТАКОЙ РЕКЛАМЕ?

Ответ: 

Доверять такой рекламе не следует, так как в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями.

Данными некредитными финансовыми организациями могут быть ломбарды, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы. При этом индивидуальные предприниматели не имеют право осуществлять указанные виды деятельности.

Что касается юридических лиц, в данном случае необходимо определить, какой именно деятельностью данное лицо занимается. Если данное лицо не осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, т.е. не является ломбардом, микрофинансовой организацией или кредитным кооперативом, то такое лицо также не имеет право выдавать займы. Организация, оказывающая услуги по выдаче займов, должна состоять в «Государственном реестре микрофинансовых организаций».

Следовательно, реклама услуг по выдаче займов, размещенная индивидуальными предпринимателями и (или) организациями, не состоящими в «Государственном реестре микрофинансовых организаций», является недостоверной и не соответствует нормам закона «О рекламе».

Кроме того, реклама услуг по выдаче займов должна соответствовать ряду требований, установленных статьей 28 ФЗ «О рекламе», а именно такая реклама  должна содержать наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов; в ней не должны присутствовать обещания или гарантии будущей доходности, даже если они основаны на реальных показателях; она не должна умалчивать об условиях оказания финансовой услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат потребители данной услуги, и на сумму расходов, которую они понесут, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий; если реклама услуг займа содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, то она должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа.

 

Вопрос: ПО РАДИО СЛЫШАЛА РЕКЛАМУ, ОБЕЩАЮЩУЮ ЗАРАБОТОК НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ С ПОМОЩЬЮ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «ФОРЕКС-ДИЛЕРОВ». ЗАКОННА ЛИ ТАКАЯ РЕКЛАМА?

Ответ: 

В данном случае необходимо исходить из общих требований к рекламе финансовых услуг, установленных законом. Следует определить, является ли данная реклама достоверной, то есть соответствует ли действительности, и являются ли достижимыми предлагаемые в рекламе условия.

Согласно требованиям части 5.1 статьи 28 закона «О рекламе» реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами, должна содержать следующее указание: «Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны».

Соответственно реклама услуг форекс-дилеров, которая не содержит необходимое указание, будет иметь признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

Справка: Форекс-дилер – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность форекс-дилера (ч. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).

Деятельностью форекс-дилера, согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», признается деятельность по заключению от своего имени и за свой счет с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не на организованных торгах:

1) договоров, которые являются производными финансовыми инструментами, обязанность сторон по которым зависит от изменения курса соответствующей валюты и (или) валютных пар и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения;

2) двух и более договоров, предметом которых является иностранная валюта или валютная пара, срок исполнения обязательств по которым совпадает, кредитор по обязательству в одном из которых является должником по аналогичному обязательству в другом договоре и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения.

Вопрос: КАК ОТНОСИТСЯ К РЕКЛАМЕ В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, ГДЕ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ДЕНЬГИ, НО ТАКЖЕ НАПИСАНО ОБ ОКАЗАНИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ. ЧТО ТАМ РЕКЛАМИРУЕТСЯ: ФИНАНСОВЫЕ ИЛИ ИНЫЕ УСЛУГИ?

Ответ: 

Если исходить из того, что объектом рекламирования выступают как услуги по выдаче денег (то есть займов), о чем свидетельствуют используемые в рекламе обозначения о предоставлении денег и также услуги по оказании консультации по возможности приобретения кредитов или займов.

Соответственно, в вышеуказанной рекламе объектом рекламирования выступают как финансовые, так и консультационные услуги. На данную рекламу распространяются требования закона о рекламе, в том числе по поводу оказания финансовой услуги.

Вопрос: БУДУТ ЛИ ВНОСИТСЯ В 44/ФЗ ИЗМЕНЕНИЯ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПОДАЧУ ЖАЛОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЖАЛОБЩИКАМИ?

Ответ: Изменения в законодательство в названной части в настоящее время не планируются.

Вопрос: В ОДНОМ ИЗ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ В НЕДАВНЕМ ВРЕМЕНИ РАЗМЕЩАЛАСЬ РЕКЛАМА, ОБЕЩАЮЩАЯ ГАРАНТИЮ ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛОЖЕНИЯ ДО 100% В ГОД. ЗАКОННА ЛИ ТАКАЯ РЕКЛАМА?

Ответ: 

В соответствии со статьей 28 закона о рекламе, реклама финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Такая реклама не должна содержать гарантии или обещания в будущем доходности вложений, даже если они основаны на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

При этом необходимо исходить из общих требований к рекламе финансовых услуг. Следует определить, является ли данная реклама достоверной, т.е. соответствует ли действительности и достигаются ли предлагаемые в рекламе условия.

В противном случае данная реклама может противоречить требованиям части 2 статьи 28 закона о рекламе.

Вопрос: ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НЕДОСТОВЕРНОЙ РЕКЛАМОЙ ИНФОРМАЦИЯ О ФИНАНСОВОЙ УСЛУГЕ, РАЗМЕЩЕННАЯ НА САЙТЕ МИКРОФИНАНСОВОЙ КОМПАНИИ, ЕСЛИ В ОФИСЕ ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗВУЧИЛИ ДРУГУЮ ПРОЦЕНТНУЮ СТАВКУ, НАМНОГО ВЫШЕ, ЧЕМ УКАЗАНО НА САЙТЕ?

Ответ: 

В данном случае информацию, размещенную на официальном сайте микрофинансовой организации, антимонопольный орган не может рассматривать как рекламу и на нее не могут распространяться требования закона «О рекламе», так как в соответствии с разъяснениями ФАС России «О рекламе в сети «Интернет» от 28 августа 2015 г. №АК/45828/15, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (услуг) или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров (услуг). Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п.

Следовательно, на информацию, размещенную на сайте микрофинансовой организации, положения ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Вопрос: Согласно постановлению Правительства РФ от 23.07.2013 №623 предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями. При этом данное постановление не дает определение группы лиц. Что подразумевается под понятием группы лиц производителя?

Ответ: 

Действительно постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 №623 не раскрывает понятие группы лиц производителей биржевых товаров.  В связи с этим, представляется, что в данном случае применимы по аналогии положения Федерального закона «О защите конкуренции» (статья 9), определяющие основания, по которым юридические  и физические лица, могут образовать группу лиц.

Вопрос: ПРИ ПОИСКЕ В СИСТЕМЕ «ЯНДЕКС» СВЕДЕНИЙ О НОВОМ ЖИЛОМ КОМПЛЕКСЕ ОБНАРУЖИЛОСЬ, ЧТО В РЕКЛАМЕ, РАЗМЕЩЕННОЙ В ПОИСКОВОМ МЕНЮ, УКАЗЫВАЕТСЯ ИСКОМЫЙ ЖК, А ПРИ НАЖАТИИ НА ССЫЛКУ ОТКРЫВАЕТСЯ САЙТ, РЕКЛАМИРУЮЩИЙ ИНОЙ ЖК. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТАКУЮ НЕДОСТОВЕРНУЮ РЕКЛАМУ?

Ответ: 

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Иногда застройщики или продавцы недвижимости в рекламе одного жилого комплекса используют название другого, пользующего большим спросом, жилого комплекса.

Примером рассмотрения дел по данной статье могут служить следующие дела:

1. дело №736-ФАС52-07/18, возбужденное в отношении застройщика - рекламодателя, использовавшего в рекламе своего жилого комплекса №1 название другого комплекса №2.

В рекламном сообщении, размещенном в поисковом меню системы «Яндекс», использовалось наименование ЖК №1. Между тем, при переходе по ссылке открывался сайт, рекламирующий иной жилой комплекс №2. Данное обстоятельство свидетельствует о недостоверности рекламного сообщения относительно предлагаемого к продаже товара, которое вводит в заблуждение потребителей, что подтверждалось заявлением потребителя рекламы.

04.05.2018г. Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решения, в соответствии с которыми признала ненадлежащей рекламу, распространенную в мае 2018 года в поисковом меню системы «Яндекс», поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. в 2015 году было рассмотрено дело №1081-ФАС52-07/15 в отношении юридического лица, которое в рекламе использовало фирменное наименование иного юридического лица.

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В рекламном сообщении использовались слова, которые являлись частью фирменного наименования заявителя, однако указывался сайт иного общества, выпускающего аналогичную продукцию – теплообменное оборудование. Подобное использование делало данную рекламу недостоверной, поскольку могло ввести в заблуждение потребителей относительно изготовителя или продавца рекламируемого товара. 

22.09.2015г. Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение, в соответствии с которым признала ненадлежащей рекламу, распространенную в июле 2015 года в поисковой системе «Яндекс», поскольку она противоречит требованиям пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Обоснованность вынесенного решения рассматривалась арбитражными  судами трех инстанцией, которые пришли к выводу о правомерности решения от 22.09.2015г. Нижегородского УФАС России.

Вопрос: КТО БУДЕТ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОСРОЧКУ ОПЛАТЫ ПО КОНТРАКТУ? РУКОВОДИТЕЛЬ ИЛИ БУХГАЛТЕР? И БУДЕТ ЛИ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТСУТСТВИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ?

Ответ: 

Ответственность за просрочку оплаты по контракту несет  руководитель.  Отсутствие денежных средств на счете может быть рассмотрено должностным лицом как отсутствие вины и послужить основанием для превращения дела в связи с отсутствием состава.

Однако обращаю внимание на тот факт, что должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Вопрос: КАК ОТНОСИТСЯ К РЕКЛАМЕ В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, ГДЕ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ДЕНЬГИ, НО ТАКЖЕ НАПИСАНО ОБ ОКАЗАНИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ. ЧТО ТАМ РЕКЛАМИРУЕТСЯ: ФИНАНСОВЫЕ ИЛИ ИНЫЕ УСЛУГИ?

Ответ: 

Если исходить из того, что объектом рекламирования выступают как услуги по выдаче денег (то есть займов), о чем свидетельствуют используемые в рекламе обозначения о предоставлении денег и также услуги по оказании консультации по возможности приобретения кредитов или займов.

Соответственно, в вышеуказанной рекламе объектом рекламирования выступают как финансовые, так и консультационные услуги. На данную рекламу распространяются требования закона о рекламе, в том числе по поводу оказания финансовой услуги.