Обобщенные ответы на вопросы, поступившие к Третьим совместным публичным обсуждениям Нижегородского УФАС России

13 сентября 2018 года состоялись третьи совместные публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Нижегородского УФАС России, РСТ Нижегородской области и Ассоциации антимонопольных экспертов за 3 квартал 2018 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок.

Вопрос 1:

- Какая ответственность предусмотрена за размещение рекламы на квитанциях и кто будет ее нести?

Ответ:

- Относительно запрета размещения рекламы на квитанциях хотелось бы отметить, что данные изменения в законодательство о рекламе, прежде всего, направлены на предотвращение смешения необходимой для граждан информации с рекламой и обеспечивают защиту их права на получение только необходимой информации. Кроме того, изменения помогут оградить граждан от навязчивой и вводящей их в заблуждение рекламы на платежных документах.

В соответствии со статьей 38 Ф3 «О рекламе» ответственность за нарушение части 10.3 статьи 5 закона несет рекламораспространитель, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, размещая рекламу на квитанциях, в данном случае выступают в качестве рекламораспространителей. Соответственно за нарушение части 10.3 статьи ФЗ «О рекламе» они будут нести административную ответственность по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП `О РФ нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 4 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц от 100 до 500 тысяч рублей.

Также следует отметить, что если в настоящее время у рекламораспространителей заключены договоры с рекламодателями на размещение рекламы на платежных документах, и действие данных договоров распространяется на период после вступления в законную силу новой редакции ФЗ «О рекламе», то такие договоры должны быть расторгнуты,  поскольку  возникает противоречие  действующему законодательству.

 

Вопрос 2:

- Правомерно ли размещение рекламы на транспортных средствах?

Ответ:

- В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, реклама может распространяться любым способом с учетом требований Федерального закона «О рекламе».

Статья 20 Федерального закона «О рекламе» регламентирует размещение рекламы на транспортных средствах.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона запрещено использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций. Часть 6 статьи 20 Закона запрещает распространение звуковой рекламы с использованием транспорта или звуковое сопровождение рекламы на транспорте. Часть 5 статьи 20 Закона устанавливает ограничения при размещении рекламы на транспортных средствах, а именно: реклама не должна создавать угрозу безопасности движения.

В Нижегородское УФАС России поступали обращения граждан, в которых они сообщали, что внутри салонов общественного транспорта в огромном количестве размещаются рекламные плакаты, которые мешают контролировать пассажиру процесс своего передвижения, особенно в темное время суток. Заявители предлагали запретить размещение рекламы внутри салона на прозрачных частях транспортного средства.

В 2011 году Нижегородское УФАС России рассматривало дела №346-ФАС52-07/11 и №347-ФАС52-07/11, возбужденные в отношении в отношении ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» и МУП «Нижегородгорэлектротранс» по признакам нарушения части 5 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» в части распространения на бортовых поверхностях и на окнах транспортных средствах общего пользования (автобусов, трамваев и троллейбусов) рекламы, ограничивающей пассажирам указанных транспортных средств обзор. Производство по делам было прекращено в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД РФ по Нижегородской области дало заключение о том, что с точки зрения безопасности дорожного движения нанесение на боковых и задних окнах транспортных средств пленки с рекламными сообщениями не влияет на безопасность участников движения.

Однако отсутствие угрозы безопасности движения не свидетельствует об отсутствии нарушения прав пассажиров по комфортному передвижению на общественном транспорте, контролю за дорожной обстановкой и маршрутом передвижения.

В связи с этим, Нижегородское УФАС России направило в ФАС России письмо о рассмотрении вопроса о возможности внесения изменений в статью 20 Федерального закона «О рекламе» с учетом сложившейся ситуации.

ФАС России в письме от 14.08.2018г. сообщило, что реклама не будет соответствовать требованиям рекламного законодательства только в том случае, если реклама, размещенная в салоне транспортных средств, создает угрозу безопасности дорожного движения. Оценка возможности создания угрозы безопасности дорожного движения осуществляется с учетом позиции МВД России и его территориальных органов, которые осуществляют надзор в данной сфере. Предложение о внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О рекламе» принято ФАС России к сведению.

 

Вопрос 3:

- До введения в действие части 10.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» было невозможно привлечь к ответственности рекламораспространителей?

Ответ:

- До 3 июня 2018 года, когда статья 5 ФЗ «О рекламе» не содержала прямой запрет на размещение рекламы на платежных документах, было возможным привлечь к ответственности рекламораспространителей, ссылаясь на Приказ Минстроя России от 26.01.2018 №43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг». Согласно этому приказу платежный документ должен содержать следующую информацию: сведения о плательщике и исполнителе услуг; сведения о показаниях индивидуальных приборов учета; расчет размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт; справочная информация; расчет суммы к оплате с учетом рассрочки платежа.

 

Вопрос 4:

- После введения в действие части 10.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» платежный документ не должен содержать никакой посторонней информации?

Ответ:

- В части 10.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» закреплено, что не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

При этом, положения данной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Под социальной рекламой согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Справочно-информационные сведения, в силу пункта 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", не относятся к рекламе, в том числе, в связи с отсутствием в них объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.

При этом ответственность за нарушение требований части 10.3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" возлагается на рекламораспространителя.

 

Вопрос 5:

- Надо ли проводить внешнюю экспертизу при приемке, если контракт был заключен по результатам несостоявшегося аукциона по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе до 01.07.2018, а исполнение контракта осуществляется после 01.07.2018?

Ответ:

- Федеральным законом № 504-ФЗ от 31.12.2017 в Закон о контрактной системе внесены изменения, вступившие в силу с 01.07.2018.

Так, в часть 1 статьи 93 названного закона включены новые основания осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), среди которых пункт 25.1 - признание несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1 - 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе. При этом пункт 25.1 части 1 статьи 93 данного закона не подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 94 названного закона, регламентирующим случаи обязательного проведения заказчиком внешней экспертизы.

Вместе с тем, учитывая дату вступления в силу рассматриваемых изменений - 01.07.2018, сроки размещения извещения об электронном аукционе –до 01.07.2018, а также тот факт, что порядок проведения экспертизы, в том числе внешней /собственными силами, фактически являющейся  частью приемки,  должен быть  прописан в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной  системе  в размещенном  в ЕИС одновременно с документацией о закупке проекте контракта, изменение которого не допускается при заключении и исполнении контракта,  проведение заказчиком внешней экспертизы, если таковая  правомерно не была предусмотрена  проектом контракта, при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения аукциона в электронной форме, признанного несостоявшимся в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1 - 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе, проведение внешней экспертизы не является обязательным.

 

Вопрос 6:

- Обязательно ли  делать отчет об исполнении контракта (этапа контракта), не являющегося контрактом, предмет которого – выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту Объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и  культуры), также не являющегося контрактом, НМЦК которого  превышает 1 млрд.  рублей?

Ответ:

- Согласно части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является:

выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства,

по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

или цена контракта превышает один миллиард рублей,

информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

 Порядок подготовки и размещения в ЕИС отчета, указанного в части 9 данной статьи, форма указанного отчета определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Из системного толкования названной нормы и положений указанного Постановления  следует, что подготовка отчета об исполнении контракта (не отдельного этапа) и его размещение в ЕИС является для заказчика обязательным в любом случае.  Размещение отчета об исполнении отдельного этапа контракта осуществляется только в случаях, прямо указанных в части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Таким образом, готовить  и размещать в ЕИС  отчет об исполнении отдельного этапа  иных контрактов, кроме  прямо указанных в части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе, не требуется.

 

Вопрос 7:

- Почему администрация города установила одинаковую стоимость за проезд как в маршрутках, так и в автобусах, при том, что комфортабельность данного транспорта разная, и интервал движения тоже разный.

Ответ:

- Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены виды регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

В городе Нижнем Новгороде стоимость для муниципальных маршрутов («автобусов»), осуществляющим перевозки по регулируемым тарифам, устанавливает администрация г. Н. Новгорода, а стоимость проезда в «маршрутках» (осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам) устанавливают частные перевозчики самостоятельно.

 

Вопрос 8:

- Все жители платят взносы на капремонт домов, но почему-то государство взяло «монополию» на проведение ремонта за счет собранных средств. Может какие-то фирмы готовы сделать ремонт не хуже и даже дешевле?

Ответ:

- В статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (пункт 6.1).

На территории Нижегородской области региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определена некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» (во исполнение  пункта 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Однако данная организация проводит капитальный ремонт многоквартирных домов не своими силами, а проводит торги по выбору подрядчиков на основании Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615.

Таким образом, право оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предоставляется организациям по результатам конкурентной процедуры, предложившим лучшие условия исполнения договора.