Выездные малые публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Нижегородского УФАС России прошли в Арзамасе

Проведение публичных обсуждений направлено на повышение уровня информированности заказчиков, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества о требованиях действующего законодательства. Их задачей является правовое просвещение и правовое информирование подконтрольных антимонопольной службе субъектов, осуществляющих деятельность на территории региона, а также профилактике правонарушений в сфере антимонопольного, рекламного законодательства, а также законодательства в сфере закупок.

Перед началом мероприятия руководитель Нижегородского УФАСРоссии Михаил Теодорович и начальник отдела закупок  Светлана Кирьякова провели брифинг для СМИ.

 

- Нижегородское УФАС России занимается защитой справедливости, контролируя исполнение антимонопольного законодательства. Мечта - чтобы у граждан и участников рынка не возникало проблем, требующих участия территориального антимонопольного органа, - признается руководитель Михаил Теодорович. – Но реальность такова, что есть жалобы, есть заявители и есть ответчики. Часто мы принимаем решение, несущее воспитательную составляющую в отношении ответчиков. Иногда мы принимаем решение о необоснованности жалоб, которое не нравится заявителям. В любом случае остаются субъекты, которым не понравилось то, что случилось. Во многих случаях это «не понравилось» раскладывается на понятные компоненты: люди не поняли, почему и как дальше жить, чтобы не попадать под наказание. Мы многое делаем для того, чтобы это понимание наступило, чтобы те, кто были участниками рассмотрений дел на комиссиях Нижегородского УФАС России, знали, что делать дальше, используя для этих просветительских целей интернет, радио, телевидение, печатные средства массовой информации. И хотя адвокатирование конкуренции позволяет информировать широкую аудиторию, минусом подобного стиля ведения диалога является дистанция между территориальным антимонопольным органом, конкретными участниками рассмотрений, самим гражданским обществом. Эту дистанцию мы решили уничтожить.

О контроле за субъектами естественных монополий на территории Арзамаса рассказала начальник отдела Ирина Кошелева:

- Как можно понять по названию основные функции отдела контроля естественных монополий – контроль соблюдения антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий. И пару слов о том, что это за организации.

В современных рыночных условиях презюмируется тезис – что конкуренция – это благо для экономики. Поэтому, на что уже обратил внимание Михаил Леонидович, конкуренцию мы не просто защищаем, но и развиваем.

Между тем, есть такие сферы, в которых эффективным считается действие одного предприятия. Прежде всего, это все услуги, которые предоставляются с использованием какой-либо инженерной инфраструктуры: железная дорога, трубопроводы, объекты электросетевого хозяйства. Все подобные сферы перечислены в Закон «О естественных монополиях», а предприятия, которые действуют на таких рынках, называют субъектами естественных монополий. К примеру, это ОАО «РЖД» и АО «ФПК», ФГУП «Почта России», ПАО «Ростелеком», АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» и ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», ОАО «Теплоэнерго», ПАО «ТНС энерго НН» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Как вы уже догадались, это все те предприятия, которые влияют на любые сферы экономики и от поведения которых зависит очень многое. Обладая огромной рыночной властью, они могут злоупотреблять своими правами и ущемлять как интересы своих контрагентов, так и конечных потребителей продукции. Что периодически и делают.

Но сегодня мы не будем исследовать поведение всех субъектов естественных монополий, а остановимся на тех вопросах, которые, как мне показалось, наиболее актуальны именно для города Арзамаса. Мы рассмотрим поставку горячей воды и электрической энергии.

Итак, горячая вода.

Наверное, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда в квартире нет горячей воды. Неприятно и очень некомфортно. Можно еще смирится, когда речь идет о плановых отключениях систем горячего водоснабжения в целях их осмотра и текущего ремонта. Но когда причин для отключения вроде бы нет, а вода в кране холодная, когда об этом не уведомили заранее и когда это длится неделю, две и больше, это однозначно вызывает возмущения.

Мы знаем, что с подобной ситуацией прошедшим летом столкнулись многие жители г. Арзамаса, потому что значительное количество заявлений мы получили на эту тему. Заявления рассмотрены, и что установлено?

Прежде всего, попробуем представить технологический процесс поставки ресурса в квартиры и другие помещения. Как правило, выработка тепловой энергии осуществляется на котельных (источники тепловой энергии), работающих на газе. Холодная вода нагревается и подается по трубам на объекты. Все просто.

Теперь представим этот процесс в юридическом аспекте.

Поставкой газа занимается АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород», транспортировкой в большинстве случаев ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», дальше есть владелец котельной и организация, которая транспортирует тепловую энергию по тепловым сетям, потом в отношения включается домоуправляющая компания, которая и поставляет коммунальные услуги населению.

В самой упрощенной схеме взаимодействуют две организации: поставщик газа и владелец котельной. Но, как правило, число участвующих в процессе оказания услуг горячего водоснабжения организации многим больше.

Законодательно закреплено, что долги за ресурс являются основанием для ограничения его поставки. И это основная причина отсутствия горячей воды в кранах.

Но у меня нет долгов за потребляемый ресурс, так почему же мне прекратили их оказывать, возмутитесь вы и будете правы.

Меня как представителя контролирующего органа это тоже возмущает.

Дело в том, что действующее законодательство защищает интересы добросовестных плательщиков. И судебная позиция состоит в том же. Поэтому, все взаимоотношения между организациями по вопросам непогашения задолженности должны быть урегулированы таким образом, чтобы добросовестные плательщики не страдали.

А теперь вернемся к Арзамасу. На территории города действует единая теплоснабжающая организация – МУ ТЭПП, которая обязана обеспечить поставку тепловой энергии и горячей воды в большинство многоквартирных домов и других объектов на территории города.

Какие то котельные находятся на балансе данного предприятия, в отношении иных МУ ТЭПП обязано урегулировать отношения с их владельцами. Газ приобретается у АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород».

В настоящее время у МУ ТЭПП имеется огромный долг перед своими контрагентами, который погасить одномоментно предприятие не в состоянии. Представители учреждения поясняют, что он сформировался давно, при бывших руководителях.

Однако, не оплата долга, это основание для ограничения поставщиками ресурсов их поставки, что и происходит. АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» каждый месяц направляет в адрес МУ ТЭПП уведомления об оплате задолженности и о возможных ограничениях поставки газа. Летом такие угрозы были реализованы. В результате огромное количество жителей города Арзамаса осталось без услуг горячего водоснабжения.

Схожие ситуации и при взаимоотношениях МУ ТЭПП с владельцами котельных, которые тоже в целях стимулирования предприятия к оплате долгов, ограничивают в поставке ресурса.

По указанным эпизодам в Нижегородском УФАС России в настоящее время находится на рассмотрении несколько дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных как в отношении МУ ТЭПП, так и в отношении его контрагентов (поставщиков ресурсов). По итогам рассмотрения комиссия Нижегородского УФАС России даст оценку поведению организаций монополистов, виновные будут привлечены к административной ответственности.

Теперь, электрическая энергия.

И вопрос опять же затрагивает интересы всех без исключения, потому как каждый из нас, получая платежные документы за услуги электроснабжения, также расстраивается, и возникает обоснованное желание – сэкономить. Способов для этого много, как законных, так и незаконных. Последние мы, кажется, знаем все, но рассказывать об этом не будем. Если только про один.

Учет электрической энергии осуществляется приборами учета, а исказить их работу способны обычные магниты.

Нет ничего проще, прикрепить магнит поближе к отсчитывающему механизму и радоваться, наблюдая, что отсчет потребляемой энергии приостановился. При этом магниты могут воздействовать как на механические, так и на электронные приборы учета.

Однако не многие знают, что в случае выявления сетевой организацией факта хищения электрической энергии, в том числе и с помощью магнита, расчет за электрическую энергию производится по формулам. И в результате вместо экономии такой недобросовестный потребитель получает многомилионный счет.

Произнося многомилионный, я не оговорилась. Это действительно такая плата за желание незаконно сэкономить на электрической энергии. Поэтому, как вы понимаете, работники сетевых организаций крайне заинтересованы в том, чтобы безучетное потребление всеми правдами и неправдами найти.

Так что же придумали сетевые организации для борьбы с магнитами. Все просто – антимагнитные наклейки. Как антимонопольный орган призван контролировать монополии, так и антимагнитные наклейки реагируют на магниты.

В массовом порядке антимагнитные пломбы применяются сетевыми организациями относительно недавно, оценочно с 2016 года.

Пломба выглядит следующим способом. Это наклейка с индикатором, в котором в определенном порядке расположены намагниченные стружки в виде определенных геометрических фигур. Если в непосредственной близости от пломбы будет находится магнит, то стружки рассыпятся.

Сетевые организации, когда видят, что индикатор на пломбе сработал, понимают, что на прибор учета воздействовали магнитом, и составляют акты о безучетном потреблении.

И кажется, что все правильно. Но это на первый взгляд. Давайте разбираться.

Кто знает силу магнитного поля, которая способна замедлить вращение механического механизма на приборе учета? Какой силы должен быть магнит?

Не знаете? И я не знаю. И работники сетевых организаций пока не знают.

А какова сила магнитного поля, которое может взорвать вот эту наклейку? 20 мТл. Кто знает, какие предметы обладают таким магнитным полем? Намагниченные отвертки, магнитики с холодильника, бытовые магнитики. Если ваш ребенок любознателен и увлечен экспериментами с магнитами, берегитесь… Как бы он не оказался рядом с прибором учета. Это кажется шуткой. Если бы не было так грустно.

В антимонопольный орган постоянно приходят жалобы потребителей, когда только по факту срабатывания антимагнитной наклейки сетевая организация предъявляет к оплате безучетное потребление.

В частности, такой эпизод имел место на территории Арзамаса и рассматривается в настоящее время комиссией Нижегородского УФАС России. Буквально на прошлой неделе выдано заключение об обстоятельствах дела, комиссия антимонопольного органа пришла к выводам о том, что сетевая организация злоупотребила своим положением в ходе проверочного мероприятия.

Ситуация развивалась следующим образом. Два сотрудника ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в форме прибыли на объект (офисные помещения), прошли в приемную и попросили секретаря проводить их в щитовую. В это время в приемной директора находился водитель и секретарь попросила водителя показать, где расположены приборы учета. На объекте установлено 5 приборов учета, по трем из них работники установили факт срабатывания индикаторов на антимагнитных наклейках. При этом фактически в момент проверки они находились одни. Водитель остался в удалении и совершаемых действий не видел. Других обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о незаконном потреблении электрической энергии не устанавливалось, просьбы директора о проведении экспертизы наклеек, об анализе объемов потребления удовлетворены были отклонены.

По итогам проверочного мероприятия организации доначислена плата за безучетное потребление в размере чуть более 1 млн. руб. И в настоящее время имеется одновременно два спора, в антимонопольном органе и суде.

Так что же делать, если в ходе проверочного мероприятия сетевая организация незаконно, как вам кажется, установила нарушения, которых в действительности нет.

К нам не ходите. Лучшая рекомендация, которую можно дать, это не допускать подобных ситуаций.

Конечно, если уже такие обстоятельства имеют место быть, необходимо не тратя время зря обращаться либо в судебные органы (физические лица) либо в антимонопольный орган.

Мы сделаем все, что в наших полномочиях, но для этого потребуется исследование большого количества документов, материалов, показаний, что не быстро.

Поэтому, первоначальная рекомендация – это совершить превентивные мероприятия, которые позволят вам не допустить недобросовестных действий со стороны сетевых организаций.

  1. Все документы, касающиеся поставки электрический энергии, должны быть в порядке. У вас на руках должен быть договор энергоснабжения, содержащий актуальную информацию о приборах учета, а также о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств. И это очень важно. Это новое понятие, которое введено в действующее законодательство в 2012 году. Все договоры, которые заключены до этой даты, такой величины не содержат и тогда она подлежит дополнительному определению. Для этого необходимо обратиться к своей сетевой организации и попросить переоформить документы о технологическом присоединении, указав в них максимальную мощность. Если этого не сделать, то в случае выявления безучетного потребления сетевая организация будет определять объем потребленной электрической энергии по сечению кабеля. А это означает, что не будет иметь значения, что среди ваших энергопринимающих устройств только один электрический чайник, объем будет определен в таком размере, как будто его потребило маленькое или не очень производство, если в таком объеме его позволяет пропустить кабель.
  2. Необходимо осмотреть прибор учета и убедится, что срок его поверки не истек, и все пломбы не нарушены. В случае, если будет установлено истечение срока поверочного мероприятия, прибор учета необходимо поверить. Об этом надо уведомить сетевую организацию. В случае выявления нарушения целостности пломб об этом также надо незамедлительно уведомить поставщика электрической энергии и сетевой организации и готовится к проверке.
  3. Необходимо помнить, что вы вправе присутствовать при проведении проверки, наблюдать за действиями сетевой организации и высказывать свои замечания в актах. Я рекомендую, по возможности, снимать все действия сетевой организации, чтобы в последующем было больше доказательств. Крайне не рекомендуется в знак протеста отказываться от подписания актов. Это ни к чему не приведет. Наиболее грамотным будет изложить все свои замечания в актах. Тогда им будет дана надлежащая оценка в случае разбирательств.
  4. Необходимо в ходе проверки уточнить, будет ли сетевая организация составлять акты о безучетном потреблении. Иногда сотрудники организаций их составляют намного позже, в отсутствии потребителя. И потребители узнают о том, что им дополнительно доначислили существенные суммы только из платежных документов.
  5. Незаконные действия сетевой организации необходимо обжаловать в уполномоченные органы немедленно. Так будет больше времени для реакции.
  6. И если все-таки вы получили уведомление гарантирующего поставщика об ограничении потребления электрическойэнергии в связи с задолженностью, которая образовалась в результате безучетного потребления, все таки лучше ее оплатить. Иначе поставка электрической энергии будет ограничена. В последующем в судебном порядке можно будет взыскать эти суммы.

Однако данная тема является важной и для антимонопольного органа, поскольку мы видим возросшее число нарушений участниками рынка электрической энергии. Так, если в 2016 году к нам не поступало жалоб на злоупотребления организациями при проверке приборов учета (возможно имели место единичные обращения), то в 1 полугодии 2017 году – 7 заявлений, во 2 полугодии 2017 года 18 заявлений, в 1 полугодии 2018 года – 21 заявлений, за 3 квартал 2018 года – 27 заявлений.

Подводные камни передачи объектов и сетей теплосетей проанализировала начальник отдела контроля органов госвласти Анжелика Клевцова:

Объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения и водоотведения (если они введены в эксплуатацию более 5 лет назад) не могут быть переданы по договорам аренды.

Указанные договоры будут являться ничтожными в силу части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частей 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

В переходный период (с 08.05.2013 по 01.01.2015) законодательством была предусмотрена возможность заключения в отношении рассматриваемых объектов договоров аренды  на срок до 3-х лет именно для того чтобы в указанный период провести мероприятия по подготовке к проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений.

Таким образом, законодательством РФ был установлен достаточный срок для реализации государственной политики по привлечению в ЖКХ частных инвестиций, а также для введения института концессий.

В настоящее время переходный период закончен.

Законодательство РФ не предусматривает возможности передавать объекты и сети теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения и водоотведения путем предоставления преференции.

Государственные или муниципальные преференции это предоставление органами власти отдельным предпринимателям преимущества и более выгодные условия деятельности, путем передачи имущества, гарантий, иных объектов гражданских прав или предоставления имущественных льгот.

Понятие государственных и муниципальных преференций и порядок их представления введены в действие 02.07.2008.

Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, определенных в статье 19 Закона о защите конкуренции и только с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением ряда случаев.

Объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения и водоотведения не могут быть переданы в виде преференции, в целях:

- защиты окружающей среды;

- социального обеспечения населения;

- охраны здоровья граждан.

Данные объекты могут и должны быть переданы только в концессию (по результатам проведенного конкурса).

При этом законом предусмотрена возможность заключения концессионного соглашения без торгов с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, в случае, следующего развития сценария:

- уполномоченный орган принимает решение о возможности заключения концессии на представленных условиях;

- уполномоченный орган разместит на официальном сайте торгов в сети "Интернет" извещение о принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на указанных условиях;

- по истечении 45 дней не поступят предложения от иных лиц о готовности участия в конкурсе.

Торги по новым правилам представила начальник отдела контроля закупок Светлана Кирьякова.

Об ожиданиях от публичных обсуждений рассказала ТРК "Арзамас"

http://n-novgorod.fas.gov.ru/publications/16734

https://youtu.be/TLitY4sMTLQ