Куда смотрит ФАС

Пресс-конференцию с перечислением достижений за 15 лет работы Федеральной антимонопольной службы и подведением кратких итогов работы Нижегородского УФАС в 2018 году провел Михаил Теодорович в пресс-центре информационного агентства "Интерфакс - Поволжье"12.03.2019.

В разговоре приняла участие Надежда Башева, заместитель руководителя.

 

Краткие итоги работы антимонопольного органа

15 лет работы ФАС – это время подведения некоторых итогов.

В 2004-2019 гг. в Российской Федерации были созданы и развиты законодательные основы защиты конкуренции:

- Антимонопольное законодательство;

- Законодательство о государственных закупках;

- Законодательство о государственном оборонном заказе;

- Законодательство о рекламе;

- Законодательство о торговле;

- Тарифное законодательство;

- Законодательство об иностранных инвестициях в стратегические отрасли и т.д.

Приняты 4 антимонопольных пакета законов, а также сотни нормативно-правовых актов Правительства России, связанных с защитой и развитием конкуренции.

Сложилась судебная практика. Проведен анализ и обобщение Постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда и Обзорами Верховного суда России, решениями Конституционного суда России.

ФАС уже много лет входит в 20-ку лучших правоприменителей мира по версии Global Competition Review из 140 стран мира.

Цифровая экономика диктует новые правила игры на рынках, и уже подготовлен пятый антимонопольный цифровой пакет законов.

С принятием Указа Президента России №618, утвердившего Национальный план развития экономики, наступил новый этап антимонопольного регулирования в стране –от защиты конкуренции к ее активному развитию вместе с отраслевыми органами власти и регионами.

 

Нарастающий итог обращений в Нижегородское УФАС

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области осуществляет свою деятельность с января 1992 года. И если в первые годы становления Управление рассматривало несколько дел в год, то теперь темп роста нагрузки составляет примерно 20% в год.

В минувшем году граждане, хозяйствующие субъекты, юридические лица, надзорные органы и органы государственной власти направили в Нижегородское УФАС России 13.088 обращений. За три месяца с начала 2019 года уже зарегистрировано 1.951 обращение.

При этом в 774 обращениях, направленных в прошлом году, заявители жаловались на нарушения Закона о защите конкуренции N135-ФЗ. По результатам рассмотрения выявлено 36 нарушений, выдано 26 предписаний.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ в минувшем году территориальный антимонопольный орган возбудил 1507 дело. По результатам рассмотрения выдано 1.091 постановление о наложении штрафа на общую сумму свыше 83,6 млн рублей. Сумма уплаченного штрафа составила 47.774 млн рублей. Самую крупную долю (свыше 36%) в сумме подлежащих к взысканию с учетом судебного решения, составили штрафы, вынесенные по результатам нарушений в сфере государственного оборонного заказа.

На втором месте - штрафы в сфере субъектов естественных монополий: их доля составила 30%.

К административной ответственности привлечено 780 должностных и 125 юридических лиц.

 

Контроль гособоронзаказа

В 2018 году Нижегородское УФАС России провело 5 проверок по соблюдению предприятиями законодательства в сфере ГОЗ, по результатам которых установлены нарушения сроков оплаты поставленной продукции, порядка ведения раздельного учета, признаки нарушения порядка ценообразования на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ.

По итогам проверок всем проверяемым лицам выданы предписания об устранении нарушений.

По выявленным признакам нарушения порядка ценообразования на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ, в настоящее время рассматривается вопрос о возбуждении соответствующих дел по части 3 статьи 8 Закона о ГОЗ.

В 2018 году рассмотрено 4 дела по признакам нарушения части 3 статьи 8 Закона о ГОЗ.

Кротко о результатах в данном направлении. По результатам проведенной в 2017 году проверки в отношении оборонного предприятия Нижегородской области возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе.

В апреле 2018 года Комиссия Нижегородского УФАС России признала предприятие нарушившим часть 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе, было принято решении о выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства в сфере ГОЗ и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения законодательства в сфере ГОЗ в размере свыше 32, 394 908 млн руб.

Кроме того, по фактам нарушения законодательства в сфере ГОЗ предприятия составлены протоколы и вынесено постановление по части 1 статьи 14.55.2 КоАП с наложением административного штрафа в размере 300 тыс. руб.

Предприятие исполнило предписание и вернуло в федеральный бюджет неправомерно полученный доход в полном объеме.

Нижегородское УФАС России в 2018 году рассмотрело 775 дел об административном правонарушении, что превышает аналогичный показатель за 2017 год на 75 дел, по отношению к 2016 году количество рассмотренных административных дел увеличилось в 2,3 раза.

Сумма штрафов, подлежащих к взысканию по выданным за 2018 год постановлениям, с 2016 года увеличилась на 64%.

 В 2018 год сумма оплаченных штрафов по выданным постановления достигла 18,5 млн. руб.

 

Наименование показателя

2016 год

2017 год

2018 год

Количество рассмотренных АД о нарушения законодательства о ГОЗ

336

700

775

в т.ч. по Нижегородской области

114

209

225

Сумма оплаченных штрафов, назначенных УФАС лицам, привлеченным к ответственности за совершение правонарушений в сфере ГОЗ, тыс. руб. (с постановлений прошлых лет)

5 767

13 488

18 479

в т.ч. по Нижегородской области

2 004

3 668

6 796

 

Если проанализировать рассмотренные дела в разрезе статей КоАП РФ, то, как и в предыдущие года, значительная часть всех постановлений о наложении штрафов приходится на нарушения должностными лицами головных исполнителей и исполнителей условия государственного контракта по государственному оборонному заказу в части сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также порядка и сроков оплаты.

 

Борьба с картелями

Службе удалось выстроить систему борьбы с картелями, раковой опухолью российской экономики. Самые картелизованные рынки: стройка, рынки лекарств и медицинских изделий, продуктов питания.

В 2017 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области было возбуждено 1 дело о картельном сговоре. ООО «Евробетон», ООО «Спецлогистик», ООО ПКФ «Монолитстрой», ООО «Спецтехстрой», ООО «ТД «Нижегородский Бетон», ООО «Промбетон НН», ООО «Стройформат», ООО «Церера С», ООО «Транссервис НН», ООО «Транс-Бетон», ИП Солодовникова М.Ю 28.02.2018 признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения об установлении единых цен на услуги по перевозке и перекачке бетона с использованием спецтехники.

В 2018 году Нижегородским УФАС России возбуждено 6 дел о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении антиконкурентных соглашений.

Рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГБУ «Понетаевский психоневрологический интернат», ООО ТД «Движение НН» и ИП Катышева К.В. по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Ответчики заключили картельный сговор при поставке продуктов питания и хозяйственно-бытовых товаров для нужд учреждения.

Рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Дженерал Медикал Системс» и ООО «Медицина и Диагностика» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Речь шла о заключении картеля при участии в закупочных процедурах медицинских учреждений региона на поставку расходных материалов и реагентов для лабораторий, медицинского оборудования.

Возбуждено и рассматривается дело о признаках нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО «Торговый дом «Промоборудование» и ООО «Дельта-Т» по признакам заключения картеля с целью поддержания цен на торгах при закупочных процедурах на поставку фильтровентиляционного оборудования для предприятий атомной отрасли.

Возбуждено и рассматривается дело о признаках картельного сговора между МП «Единый центр муниципального заказа», ЗАО «ПКФ «РусАгроГрупп», ООО «Бона Фиде Трейдинг», ООО «Бутурлинское Молоко», ООО «Нижегородская продовольственная компания», ООО ПК «Рассвет», ЗАО «Молоко», по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» в сфере поставки продуктов питания в общеобразовательные учреждения Нижнего Новгорода.

Возбуждено и рассматривается дело о признаках картельного сговора в отношении администрации города Нижнего Новгорода, МКУ «Главное управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода» и ООО «СК Система» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на ограничение конкуренции и создание преимущественных условий для указанной строительной организации при проведении электронного аукциона на определение подрядчика на выполнение работ по строительству объекта «ДОУ в ЖК «Зенит» с инженерными сетями в Советском районе г. Нижнего Новгорода».

Возбуждено и рассматривается дело о признаках нарушения антимонопольного законодательства в отношении МКУ «Главное Управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода», ООО «Топоснова», ООО «Красный археолог», ООО «Ассоциация», ООО «Линия», ООО «Архитектурно-строительная мастерская «Поволжье Центр», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», ООО «Элит-Альянс», ООО «Дизайн Центр», ООО «Оптснаб», ООО «Офислайн», ООО «Комус-Приволжье», ООО «Сцена-НН», ООО «Талком», ООО «Промрезерв», ООО «Смарт Офис», ИП Сизовой Г.В. по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции». Дело возбуждено по факту многочисленных эпизодов заключения МКУ «Главное Управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода» договоров поставки (мебели, оборудования), выполнения работ (проектных, геодезических, инженерно-изыскательских) с поставщиками на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, неконкурентным способом

 

Контроль естественных монополий

Основной проблемой в сфере электроэнергетики сегодня является безучетное потребление электроэнергии.

За минувший год и истекший период 2019 года в Управление поступило73 обращения хозяйствующих субъектов и граждан, указывающих на нарушение ст.10 Закона о защите конкуренции, при проведении плановых и внеплановых проверок приборов учета, по результатам которых сетевыми организациями составляются акты безучетного потребления электроэнергии.

В 2018-2019 годах Управлением возбуждено 15 дел по факту нарушения антимонопольного законодательства, указывающих на нарушение сетевой организацией требований законодательства при проведении проверок приборов учета.

Период

Ответчик

Место события

Суть дела

2018

ПАО "МРСК Центра и Приволжья"

Кстовские ЭС, Богородск

Нарушения при проверке приборов учета (нарушение знака визуального контроля, не уведомление о проверке, не указан способ безучетного потребления)

2018

АО "Энергосетевая организация"

Нижний Новгород, Автозавод

Безучетное потребление, в связи с заменой ПУ (обязала ЭС компания при проверке ПУ)

2018

ПАО "МРСК Центра и Приволжья"

Воскресенский РЭС, Воскресенский район

Нарушения при проверке приборов учета

2018

ПАО "МРСК Центра и Приволжья"

Бор

Нарушения при проверке приборов учета (не уведомлены о проверке,  неправильный расчет, прибор учета заменен без согласования с хс)

2018

АО "Энергосетевая компания"

Нижний Новгород, Автозавод

Нарушения при проверке приборов учета (нарушение знака визуального контроля)

2018

ПАО "МРСК Центра и Приволжья"

 Нижегородская область

Нарушения при проверке приборов учета (потребитель не уведомлен), нарушение антимагнитных пломб, неверный расчет исходя из 24 часов - необходимо 5 р.д. по 8 часов.

2018

ПАО "МРСК Центра и Приволжья"

Перевоз

Нарушения при проверке приборов учета (способ расчета: max мощность, 27/7), нарушение потр: несоответсвие расхода ээ замерам мощности.

2018

ПАО "МРСК Центра и Приволжья"

Кстово

Нарушения при проверке приборов учета

2018

ПАО "ТНС энерго НН"

Кстово

Нарушения при проверке приборов учета

2018

ПАО "МРСК Центра и Приволжья", ПАО "ТНС энерго НН"

Павлово

Нарушения при проверке приборов учета (расчет по счетчику, вышедшему из строя, неправильно рассчитан тариф - многотарифный

2018

ПАО "МРСК Центра и Приволжья"

Бутурлино

Нарушения при проверке приборов учета (нерасчетный прибор учета, изменение полярности первичных и вторичных обмоток трансформатора тока)

2018

ПАО "МРСК Центра и Приволжья", ПАО "ТНС энерго НН"

Кстовский район

Нарушения при проверке приборов учета и предъявлении к оплате объема безучетного потребления, антимагнитная наклейка

2019

ПАО "МРСК Центра и Приволжья"

Сергачский РЭС, Сергач

Безучетное потребление э/э, нарушение антимагнитной наклейки

2019

ПАО "МРСК Центра и Приволжья"

Нижегородская область

Безучетное потребление (нарушены ПУ)

2019

ПАО "МРСК Центра и Приволжья"

Нижний Новгород

Безучетное потребление (нарушение отпайка)

 

Один из вопросов, которые в обращениях ставят заявители, является вопрос о неуведомлении надлежащим образом законного представителя хозяйствующего субъекта или индивидуального предпринимателя.

Факт безучетного потребления электроэнергии устанавливается именно по результатам проверок приборов учета сетевыми организациями, где выявляются фактические нарушения целостности прибора учета, в том числе наличие следов вмешательства в прибор учета, нарушение целостности пломбировочных (индикаторных) средств защиты прибора учета (пломбы, ярлыки, наклейки).

Одной из причин обращения заявителей является выставленный к оплате счет за безучетное потребление. Например, заявители указывают на неправильный порядок расчета неучтенной электроэнергии – в случае, если рабочий день субъекта составляет 8 часов, то при расчете безучетного потребления сетевой организацией учитывается 24 часа.

 

Антимонопольный контроль, анализ товарных рынков и торговой деятельности

В 2018 году возбуждено 3 дела по Закону о торговой деятельности.

По результатам рассмотрения 2 дел в отношении ООО «Лента» принято решение о наличии в действиях хозяйствующего субъекта нарушения статьи 13 Федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

Показатели деятельности отдела

2016

2017

2018

Обращения физ. и юр. лиц

254

253

362

Количество возбужденных дел по закону о торговле

0

1

3

Мониторинги

10

12

15

Анализы товарных рынков

4

5

5

В соответствии с планом ФАС России на 2019 год запланировано проведение 6 анализов товарных рынков.

 

Контроль в сфере рекламы

Данные о результатах рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, представлены в таблице:

Период

Всего дел

Вынесено решений

Выдано предписаний

2016 год

145

116

93

2017 год

103

74

58

2018 год

95

73

26

 

Итоги работы Нижегородского УФАС России в сфере применения КоАП РФ.

Возбуждение дел по фактам нарушения рекламного законодательства осуществляется по статье 14.3 Кодекса. Составление протоколов и рассмотрение таких дел отнесено к полномочиям антимонопольного органа

Период

Количество рассмотренных дел

Выдано предупреждений

Выдано постановлений о наложении штрафа

Общая сумма наложенный штрафов, руб.

2016

101

26

64

4802000

2017

94

38

38

2848000

2018

82

45

31

3564000

В 2018 году Управлением рассмотрено 82 дела об административных правонарушениях, вынесено 76 постановлений о признании факта правонарушения. Из них по 31 делу назначены штрафы на общую сумму 3, 564 млн рублей.

Размер наложенных штрафов в 2018 году на четверть превысил показатели 2017 года. Связано это в том числе с увеличением числа дел, возбуждаемых по части 6 статьи 14.3 Кодекса, санкцией которого минимальный размер штрафа установлен на уровне 300 тыс. рублей.

За анализируемый период в бюджет взыскано 4,974 млн рублей, что на 1, 410 млн рублей превысило сумму наложенных штрафов.

21 сентября 2018 года между Ассоциацией маркетинговой индустрии «Рекламный Совет», Комитетом по предпринимательству в сфере рекламы ТПП РФ, Нижегородским УФАС России и Торгово-промышленной палатой Нижегородской области состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве.

Нижний Новгород стал вторым после Санкт-Петербурга городом в России, в котором создан орган саморегулирования рекламной отрасли.

 

Взаимодействие с Центральным Банком Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба России и Центральный Банк России являются органами исполнительной власти РФ, имеющими стратегическое значение для сохранения государственности с точки зрения развития экономики. Пользуясь разным правовым инструментарием, мы пропагандируем единый подход к пониманию того, как должны развиваться финансовые рынки, что необходимо для обеспечения защиты прав добросовестных участников рынка и физических лиц.

Новые грани взаимодействия - важная составляющая межведомственных отношений.

В 2017 году на базе Волго-Вятского ГУ Банка России создана рабочая группа по региональному экономическому анализу и изучению процессов ценообразования в Нижегородской области, перед которой поставлены задачи анализа текущей динамики цен, выяснению причин и факторов ценообразования на региональных товарных рынках и основных рисков недостижения таргета инфляции.

В рамках работы группы специалисты Управления выступают экспертами в области анализа товарных рынков и механизмов ценообразования, в частности, в сфере оценке ситуации на рынке лекарств, топлива, автомобилей, продовольственных товаров, а также рынков жилищного и дорожного строительства.

В 2018 году представители Нижегородского УФАС России вошли в состав рабочей группы по вопросам развития рынка корпоративных облигаций, перед которой стоит задача развития этого направления в регионе как эффективного инструмента привлечения инвестиций и альтернативы банковским кредитам.

 

Справка

История антимонопольного регулирования в современной России ведёт свой отсчёт с 14 июля 1990 года. Именно тогда был утвержден первый антимонопольный орган - Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Спустя год были образованы первые территориальные управления.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области осуществляет свою деятельность с января 1992 года.

24 августа 1992 года ГКАП России были добавлены новые задачи и функции, а также утверждено новое Положение о Комитете.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 17 марта 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены: Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства; Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте; Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи.

На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев, а численность работников центрального аппарата составила 450 единиц.

9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам.

Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе. С 10 марта 2004 года и по настоящее время ведомство возглавляет Игорь Юрьевич Артемьев.

2004 год - создана ФАС России

2005 год -ФАС России впервые вошла в Рейтинг Всемирного обзора по конкуренции (38-е место)

2006 год - вступил в силу «первый антимонопольный пакет», в рамках которого был принят закон «О защите конкуренции»

2007 год - введены оборотные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства

2008 год -начало нового этапа в борьбе с картелями в России (образовано специальное Управление по борьбе с картелями ФАС России)

2009 год - ФАС России стала постоянным членом Координационного комитета (руководящий орган) Международной конкурентной сети

2013 год - принята Стратегия антимонопольного регулирования до 2024 г.

2015 год - ФАС переданы функции Федеральной службы по тарифам и Федеральной службы по оборонному заказу

2017 год - издан Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы")