Семинар по внедрению антимонопольного комплаенса провели 12 ноября 2019 в ННГУ им. Лобачевского Светлана Кирьякова и Анжелика Клевцова

Целевой аудиторией обучающего занятия стали представители общественных советов муниципальных образований региона и специалисты органов местного самоуправления. Устроителями мероприятия, разъясняющего особенности профилактики нарушений антимонопольного законодательства, выступили Совет муниципальных образований и Общественная палата Нижегородской области.

Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждена программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», напомнила врио заместителя руководителя Нижегородского УФАС Светлана Кирьякова. Реформа воплощается в жизнь по нескольким аспектам, в том числе, направлениям «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности», а также «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований».

Совершенствование контрольной и надзорной деятельности невозможно без внедрения антимонопольного комплаенса, интегрированного в единую систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

В соответствии с Указом Президента РФ № 618 от 21.12.2017 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» федеральные органы в срок до 1 января 2019 года, а исполнительные органы субъектов РФ — до 1 марта 2019 года должны были принять антимонопольный комплаенс. Муниципальным образованиям рекомендовано составить так называемые карты рисков, которые помогают предупреждать нарушения на уровне этих субъектов.

Антимонопольный комплаенс направлен на информирование работников об ответственности за нарушение законодательства – от участия компании в картели до введения в заблуждение потребителя, а также обнаружение новых, ранее неучтенных угроз нарушения антимонопольного законодательства, подчеркнула Светлана Кирьякова. Одним из ключевых показателей станет снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем вдвое по сравнению с 2017 годом.

Разбор типичных нарушений антимонопольного законодательства, выявляемых Нижегородским УФАС России, представила начальник отдела контроля органов государственной власти и процедур торгов Анжелика Клевцова.

 

Основная статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет органами власти по принятию нормативных актов и осуществлению действий, приводящих к устранению конкуренции, рассказала Анжелика Клевцова. Наиболее частые нарушения допускаются при проведении торгов, касающиеся ст.17 Закона о защите конкуренции. В том числе, объединение в один лот товаров, работ и услуг, технологически не связанных с товарами, работами, услугами, выполнение которых является предметом торгов. А также установление критериев, обеспечивающих преимущества конкретному хозсубъекту по отношениям к иным участникам торгов. И, наконец, часты нарушения при размещении информации (неразмещение протоколов либо неразмещение в срок, размещение не в том разделе на сайте торгов). Статья 19-20 регламентирует представление государственной муниципальной преференции (порядок представления и цели, по которым это представление невозможно).

За нарушение этих статей при установлении факта ограничения конкуренции  также имеется административная ответственность должностных лиц по статье 14.9 КоАП РФ, акцентировала Анжелика Клевцова. Размер налагаемого штрафа  колеблется от 15 до 50 тыс. рублей. За повторные нарушения в течение года «рецидивистам» грозит дисквалификация на срок до трех лет.

В заключение встречи Светлана Кирьякова провела обзор изменений Закона о контрактной системе в 2019 году.

Семинар организован Общественной палатой Нижегородской области, Советом муниципальных образований Нижегородской области, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области с целью профилактики нарушений антимонопольного законодательства.

Справка

Антимонопольный комплаенс – организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.