Михаил Теодорович: «Модернизация национального конкурентного законодательства завершена»

Накануне нового года руководитель Нижегородского УФАС рассказал журналистам о том, какие изменения в антимонопольном законодательстве ожидают страну и регион в наступающем 2012 году

«Российское конкурентное право молодо, как и российская рыночная экономика. За эти годы оно менялось вместе с экономикой, административной и судебной практикой. И сегодня мы говорим: с принятием третьего антимонопольного пакета изменений в законодательство в основном завершилась модернизация  национального проконкурентного законодательства. Сегодня мы уже имеем целостное антимонопольное законодательство, соответствующее мировому опыту, во многом предвосхищающее практики бурной национальной экономики и знаменующее согласие по основным принципиальным вопросам между административной, правоприменительной и судебной системами», - сообщил журналистам Михаил Теодорович.

Руководитель территориального антимонопольного органа перечислил основные новеллы и  изменения в закон «О защите конкуренции», вступающие в силу 7 января 2012 года, рассказав о том, что в  закон, в частности, введено понятие картеля и картельного сговора, описан порядок   определения монопольно высокой цены, введено понятие микрофинансовой организации и законодательно определена подконтрольность антимонопольному законодательству потребительских кооперативов и иных мелких финансовый организаций; введено определение государственной гарантии как вида государственной преференции органов власти и МСУ хозсубъектам.  Более подробно о том, что ждет нижегородцев в наступающем году, рассказали начальник отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями Марат Валитов и начальник отдела контроля органов госвласти Надежда Башева.  

Так, отношения бизнеса, населения и власти, по словам сотрудников Нижегородского УФАС, впервые «законодательно оцифрованы».

Впервые, сообщила Надежда Башева, попали под антимонопольный контроль организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг услуг населению и бизнесу. Так, статья 15 закона о защите конкуренции отныне налагает прямой запрет на установление органами власти и МСУ и взимание платы  за предоставление тех государственных услуг, которые согласно законодательству должны оказываться бесплатно, в том числе путем привлечения сторонних организаций.

Благодаря поправкам в статью 17.1 либерализован рынок передачи в субаренду государственного или муниципального имущества, упрощена процедура переуступки прав собственности. Закон также предусмотрел фиксацию срока договора аренды госимущества и возможность продления срока без проведения конкурсных процедур, что, по мнению ФАС, призвано вывести малый бизнес из-под произвола властей.

Марат Валитов обратил внимание на новеллу, значимость которой по своей сути может быть приравнена к реформе в отношении государства к ресурсам страны. Речь идет о введении не предусмотренного законом № 94-ФЗ о размещении заказов  института обжалования торгов при реализации государственного (муниципального) имущества. «До сих пор споры, возникающие при реализации госимущества (в том числе земельных участков, лесных угодий, водоемов и т.д.) разрешались только в судебном порядке и могли длиться годами, теперь они будут разрешаться антимонопольным органом в течение 7 дней, причем торги на период рассмотрения жалобы будут приостанавливаться», - пояснил Марат Валитов.

Сотрудники Нижегородского УФАС также озвучили введение в закон о защите конкуренции новых юридических институтов: предостережения и предупреждения.

По мнению антимонопольной службы, данные процессуальные институты призваны способствовать устранению нарушений  или их признаков до принятия решения о возбуждении дела, что, в свою очередь, должно значительно сократить риски нарушения антимонопольного законодательства.

Начальник отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями ознакомил журналистов со вступающими в силу 7 января  изменениями в Кодекс об административных правонарушениях РФ. По словам Марата Валитова, серьезные изменения претерпела статья 14.31 КоАП РФ, предусматривающая так называемый оборотный штраф для юридических лиц, злоупотребляющих доминирующим положением на рынке. В новой редакции закона доминирующие на рынке субъекты, чьи действия нарушают закон, но не ограничивают конкуренцию, несут наказание в виде фиксированного (от 300 000 до 1 млн рублей) штрафа, а при наличии фактов ограничения конкуренции  - в виде оборотного штрафа, однако если нарушителями являются субъекты естественных монополий размер штрафа всегда определяется в зависимости от оборота компании. При этом впервые законодательно определен размер штрафа, а также механизм снижения или повышения его в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств, исчерпывающий перечень которых теперь также содержится в КоАП РФ.

«Не приведут ли поблажки малому бизнесу в плане упрощения процедуры субаренды имущества к нарушениям и злоупотреблениям с их стороны?», «Куда идти потребителю, понимающему, что его обманывает какой-нибудь потребительский кооператив?»,  «Каковы были предпосылки введения изменения в норму законодательства о финансовых организациях» - на эти и другие вопросы ответили журналистам представители Нижегородского УФАС России в ходе пресс-конференции, состоявшейся 28 декабря 2011 года в пресс-центре «Комсомольская правда» в Нижнем Новгороде».

В частности, отвечая на вопрос о том, планирует ли Нижегородское УФАС пропагандировать новые нормы законодательства, касающиеся взаимоотношений граждан и финансовых организаций и если да, то как, Михаил Теодорович ответил утвердительно и сказал, что в данном вопросе Управление будет продолжать работать, используя оправдавшие себя механизмы экспертных и общественно-консультативных советов, действующих при Нижегородском УФАС России, и что антимонопольный орган надеется на поддержку гражданских структур и нижегородских СМИ.

 

Справка 

5 декабря 2011 года, Президент России Дмитрий Медведев подписал «третий антимонопольный пакет» законов, предложенный Федеральной антимонопольной службой (ФАС России). Документ был принят Государственной Думой Российской Федерации 22 ноября и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года.

Изменения вступают в силу 6 января 2012 года.