Нижегородцам надежные лифты не нужны?

Почему в качестве новых подъемников приходится сильно сомневаться

 

Егор Верещагин

 

Местный фонд капитального ремонта (ФКР) продолжает подкидывать поводы, заставляющие усомниться в качестве выполняемых работ. На этот раз источниками тревожной информации стали, что странно, не жильцы, которые уже несколько раз успели высказать претензии к новым крышам и подъемникам, а две иногородние фирмы. Эти фирмы не выиграли конкурс по замене лифтов, объявленный ФКР, посчитали себя обиженными и пожаловались в нижегородское УФАС. Антимонопольщики установили, что торги прошли с нарушениями: конкурсная комиссия не слишком трепетно подошла к такому важному критерию, как качество. Обиженные фирмы (Щербинковский лифтостроительный завод и Карачаровский механический завод) заявляют, что готовы были установить в домах Нижнего Новгорода более надежное оборудование.

Беда с прозрачностью

Речь идет о четырех конкурсах, проведенных фондом капремонта в 2016 году. В общей сложности их победители должны были отремонтировать 618 лифтов (475 в Нижнем Новгороде, остальные — в районах области). Стартовая цена торгов — 1 млрд рублей.

Щербинский и Карачаровский заводы подали заявки, но конкурсная комиссия, оценивая, помимо предложенных цен, еще и опыт, а также качество работ претендентов, присвоила им недостаточное количество баллов. В результате заказы, стоимость которых фактически не была понижена, достались ООО «МИЛС» (Нижний Новгород) и ООО «МежРегиоЛифт) (Москва). Победители намерены использовать подъемники Серпуховского лифтостроительного завода.

Две проигравшие фирмы убеждены, что конкурсная комиссия повела себя необъективно, занизив им баллы. Так, представители Щербинского завода заявляют, что именно их организация является крупнейшим в стране производителем подъемников (причем не простых, а высокотехнологичных) и имеет «огромный опыт по замене лифтов». В общем, по мысли менеджеров ЩЛЗ, заказ должен был достаться именно этому предприятию. Однако комиссия присвоила ему недостаточное для победы количество баллов (причем именно по критериям качества), выбрав, так сказать, нижегородское. В ЩЛЗ посчитали, что «при подведении итогов конкурсной комиссией были грубо нарушены принципы прозрачности выбора подрядных организаций и добросовестной конкуренции между ними, что обусловило неравный подход при оценке заявок участников конкурсов».

Даже предписания не будет

Фонд капремонта и учредившее его областное правительство с этими обвинениями, естественно, не согласились. Однако нижегородское УФАС встало на сторону проигравших в конкурсе предпринимателей. Антимонопольщики установили, что заявки были оценены необъективно. Имеется в виду именно качество выполняемых работ. Более-менее объективно его можно было оценить, используя документы, однако комиссия решила, судя по всему, действовать метафизическим путем.

В результате УФАС признало нижегородский фонд капремонта нарушившим часть 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции «в совокупности с иными нормами гражданского законодательства». Вместе с этим о каких-либо мерах воздействия на ФКР антимонопольщики не сообщают. Даже банальное предписание об устранении нарушений в адрес фонда они решили не выносить: контракты с победителями уже заключены, и оспорить их можно только в судебном порядке. Жалобщики, потерявшие крупные объемы, настроены решительно и будут, скорее всего, судиться.

Куда перекинули средства?

Между тем, нижегородский ФКР относится метафизически не только к качеству работ по замене лифтов, но и к их стоимости. Первая же корректировка региональной программы (она произошла в декабре 2015 года) не добавила в план ни одного дополнительного подъемника, зато сократило финансирование замены лифтов на несколько миллиардов рублей. Это достаточно ясно видно в постановлении областного правительства № 809 от 9 декабря 2015 года, которое и скорректировало региональную программу. В частности, в доме № 8 по Шнитникова два лифта заменили за 1 млн 598 тысяч рублей, а изначально в программе это должны были сделать более чем за 3 млн. В доме № 184 по Родионова планировали заменить шесть подъемников более чем за 13 млн рублей, а заменили за 9 с половиной. Ну и так далее. В общем сложности корректировка позволила сэкономить на лифтах Нижнего Новгорода почти 7 млн рублей.

Данный ход можно было бы объяснить несколькими уважительными причинами. Например, средства в фонде закончились, и пришлось ужаться. Или, допустим, освобожденные деньги пошли на более важные работы. Ну или на то, чтобы расширить список заменяемых лифтов. Ах да, еще один аргумент: замена тех 80 подъемников, которая изначально была в планах, закрывает проблему с лифтами, и можно подумать о том, чтобы направить деньги жильцов (вернее, уже не жильцов) на иные работы.

Увы, ни один из этих аргументов не состоятелен. О том, что в ФКР остаются не использованные средства, стало известно еще в том же 2015 году — причем никто так и не смог внятно объяснить, зачем фонду золотой запас, когда в старых нижегородских домах остается не решенной куча самых что ни на есть капитальных проблем. Более того, данные средства продолжают увеличиваться, так как нижегородцы платят ежемесячно, и процент плательщиков (как нас, по крайней мере, уверяют) растет. В общем, ужиматься менеджерам фонда не приходится.

Далее, насчет важности работ. Замена лифтов в Нижнем Новгороде — задача первостепенная, и чиновники, которые летом 2015 года много раз поднимали данную тему, это хорошо понимают. Даже протекающая крыша не так страшна, как сломанный лифт, ибо протекание чревато всего лишь ремонтом для жильцов первых этажей, а вот ЧП с подъемником может обернуться человеческими жертвами — и тогда тем же чиновникам и тому же директору нижегородского ФКР Сергею Протасову мало не покажется. Так что замена лифтов — это первостепенная задача, и перебрасывать деньги на другие виды работ тут просто неуместно.

Проблема не закрыта

Список подъемников расширяют почему-то со страшным скрипом, как будто в фонде реально по каким-то причинам заканчиваются средства. Напомним, первая же корректировка сократила средства, выделяемые на замену тех ил иных лифтов, при этом новых подъемников она в планы не добавила. В последующем (почитай все лето 2016 года) чиновники твердили о том, что вместо 80 лифтов в этом году заменят 618. Однако это были только слова: новой корректировки все не было и не было. Очевидно, рождалась она в страшных муках, связанных с необходимостью выделить из золотого запаса лишний миллиард. В конце концов программа была скорректирована в сторону увеличения заменяемых лифтов — и тут на тебе, у УФАС появились вопросы относительно качества предстоящих работ…

Что же касается количества проблемных подъемников, срок годности которых или истек, или вот-вот истечет, то таковых городской департамент жилья насчитал 2 тысячи. Это только в Нижнем Новгороде, а есть ведь еще старые лифты в других городах Нижегородской области… В общем, выделение средств на замену 80 подъемников проблему никак не закрывает. И даже расширение списка до 718 закрывает еще лишь отчасти: будут отремонтированы только аварийные лифты… Впрочем, и этого утверждать нельзя. Программа капремонта составлена по таким интересным критериям, что в первый этап затесался ряд относительно новых домов, а в последнем этапе (2040-е годы) оказалось множество старых. Не исключено, что с лифтами выйдет то же самое.

Между тем

Напомним, что весной этого года союз собственников жилья озвучил ряд претензий, накопившихся у обитателей нижегородских домов к качеству «капремонтных» работ. Установка новых лифтов не была исключением. По словам председателя союза Натальи Шартановой, жильцам по три месяца приходилось ждать, пока подъемники доведут до ума — в течение этого времени им приходилось подниматься наверх пешком. Кроме того, даже после запуска многие лифты нуждаются в отладке.

http://pfo.svpressa.ru/society/article/5492/