Миллионы переплаты. Как ресурсоснабжающие организации обманывают нижегородцев

http://www.nr-gazeta.ru/?id=3169

 
ЖКХ

Миллионы переплаты. Как ресурсоснабжающие организации обманывают нижегородцев.

Миллионы переплаты. Как ресурсоснабжающие организации обманывают нижегородцев.

«Просим вас помочь нам в решении вопроса о подведении газа к садовому участку. Нам насчитали 60 тысяч рублей, а соседям подключили за 16 тысяч. Я пенсионер, не могу предоставить такую сумму, помогите разобраться». Такое письмо недавно пришло в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от жителей города.

Известно, что сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) курирует государственная жилищная инспекция. Однако получение коммунальных услуг — это долгая цепочка, которая состоит из выработки ресурса, передачи его по инженерным сетям, обслуживания сетей. На этом рынке присутствует немало организаций, чьи отношения необходимо регулировать, чтобы цены не взмывали до небес. Тут и начинается зона ответственности антимонопольного органа. На прошлой неделе проблемы сферы ЖКХ поднимали на вторых публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики нижегородского отделения УФАС.

— Если вы чувствуете, что с вас требуют завышенные суммы, не торопитесь подписывать договор — обращайтесь к нам, — предупреждает начальник отдела контроля естественных монополий Нижегородского УФАС России Ирина Кошелева. — Заявление пишется в произвольной форме, к нему прилагаются документы. В случае с подведением газа к садовому участку из документов нужны заявка и договор, который направила газовая компания.
Мы свяжемся с вами, если необходимы еще какие-то документы или есть недочеты в заявлении.

По вопросу подведения газа к участку ответ может быть получен после проведения антимонопольным органом административного расследования и изучения всех документов, имеющих отношение к данной ситуации.

— Вспоминаю я одну историю, когда людям были предложены драконовские условия оплаты за недобор и перебор газа, — говорит руководитель управления Михаил Теодорович. — Большинство «упало в объятия» газовика, подписало бумагу. Нашлось в итоге лишь четверо смелых, обратившихся в УФАС. Возбудили дело — газовики предположили другой договор, более приятный. Остальные пожелали таких же условий, но им ответили: нет, ребята, вы подписали документы, и сделали это сознательно. Терпите теперь или обращайтесь в суд.


КАБЕЛЬ ИЗ СОСЕДНЕГО СЕЛА
В 2016 году, в связи изменениями в законодательстве, организации впервые испытали на себе пристальное внимание антимонопольного органа. В результате количество нарушений резко сократилось: с 751 заявления в 2016 году до 298 заявлений в 2017 году. Правомерными жалобы являлись не всегда, но в большинстве случаев.

Так каким образом ресурсоснабжающая организация может обмануть потребителя?

— Что касается подключения к электрическим сетям, то размер платы зависит от расположения ближайших объектов, которые есть у организации до жилого дома, — поясняет Ирина Кошелева. — Если расстояние небольшое, то это льготная плата. Были такие ситуации, когда рядом с жилым домом находилась опора, к которой можно было дом подключить, но организация говорила: нет, мы к этой опоре не подключаем, мы будем тянуть кабель из соседнего села, строить понижающую трансформаторную подстанцию. И в результате вместо 550 рублей людям предлагали заплатить 500 тысяч.

Поэтому необходимо обращать внимание на выбранный организацией метод подсоединения, смотреть ссылки на решения уполномоченных органов: какой размер платы там
установлен? Внимательно знакомиться с обязательствами, которые прописала для себя сетевая организация.

Зачастую случается и так, что договоры присоединения просто не обсуждаются ресурсоснабжающей компанией. Поставщики говорят: не хотите — не присоединяйтесь. Это и есть проявление доминирующего положения на рынке, а значит, требует вмешательства антимонопольного органа.

ДОМИНИРОВАНИЕ И ШТРАФЫ
Приведем пару примеров злоупотребления доминирующим положением.

20 апреля текущего года в УФАС поступило обращение от нижегородца на акционерное общество
«Газпром газораспределение Нижний Новгород». Организация отказывалась от заключения договора технологического присоединения к газораспределительным сетям. Расследование установило, что компания на протяжении шести месяцев (!) уклонялась от заключения договора. Кроме того, 4 мая в УФАС поступила жалоба также от жилищ-
но-строительного кооператива со схожим обвинением. Оказалось, что газораспределительная организация не только нарушила установленный законом порядок заключения договора на подключение к сетям газораспределения, но и навязывала невыгодные условия договора. Сегодня газовикам выписали штраф в размере 400 тысяч рублей.

На 100 тысяч рублей была оштрафована компания «МРСК Центра и Приволжья». Организация обещала подключить жилой дом к электричеству в установленные договором сроки, но обязательств не выполнила. Конфликт состоял в том, что заказчик хотел установить прибор учета внутри жилого помещения, однако компания настаивала на размещении прибора на границе участка, используя трубостойку. Требование было незаконным, за что компания «МРСК Центра и Приволжья» и поплатилась.

ЛИШНИЕ ТРАТЫ
По словам специалистов УФАСа, в последнее время нижегородцы по большей степени жалуются на газоснабжение.

— Порой организации заставляют собственников заказывать проект на жилой дом, на внутренние газопроводы, — поясняет Ирина Кошелева. — Потом они обязывают этот проект согласовывать со своими же организациями. Это лишнее время и лишние траты.
Могут брать деньги за технические условия. Технические условия — составная часть договора о подключении, важный документ, и он бесплатный. Бывает, что организация говорит, что у нее нет возможности подключить к конкретному газопроводу. Иногда это правда, а иногда нет.

Свою заявку вы можете оставить на сайте Нижегородского УФАС России. В разделе «Обратная связь» для этого есть специальная опция «Написать в УФАС»
по ссылке: n-novgorod.fas.gov.ru/webform/7846.

ЯНА ЛЯМИНА