• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Как избавиться от навязчивой рекламы?

Нижегородцам пояснили, какая реклама законна, а какая нет.

 
Как избавиться от навязчивой рекламы?
 
 

Навязчивая реклама встречает нижегородцев на каждом шагу: на фонарных столбах, на подъезде, порой даже на входной двери в квартиру. Насколько легально размещение рекламы в доме и как защититься от нее, агентству рассказала начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС по Нижегородской области Ольга Швецова.

- Ольга Юрьевна, сколько жалоб на незаконную рекламу на фасадах домов подали нижегородцы в 2018 году и какое решение было вынесено по данным обращениям?

- В 2018 году в региональное УФАС поступило 5 обращений нижегородцев по вопросу законности размещения рекламы на фасаде жилых домов. Жалобы были переданы в Государственную жилищную инспекцию и в департамент градостроительного развития и архитектуры администрации Нижнего Новгорода.

- Где и при каких условиях рекламодатели могут законно размещать рекламу в жилых домах?

- Согласно ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Поэтому законодательство о рекламе не ограничивает способы распространения рекламы. Следить за чистотой и порядком в жилом доме должна домоуправляющая компания, обслуживающая многоквартирный дом.

- Тем не менее, рекламные листовки, расклеенные вне рекламных стендов, портят внешний вид жилого дома. Куда в первую очередь обращаться горожанам с жалобами на такую расклейку?

- Жалобы на расклейку рекламных объявлений на фасаде дома жители могут направить в свою домоуправляющую компанию. ДУКи следят за состоянием жилого фонда, обслуживают его на основании договора, которые заключают с жителями дома. Если домоуправляющая компания не исполняет свои функции, тогда необходимо обратиться в Государственную жилищную инспекцию.

- Кто отвечает за рекламные стенды рядом с подъездом?

- Установку и эксплуатацию рекламных конструкций на жилых домах производят  рекламные агентства на основании договора с собственниками. Рекламные стенды, которые размещены рядом с подъездами многоквартирных домов, могут появиться  только при наличии  согласия собственников квартир.

- Как происходит получение этого согласия?

- Когда на общедомовое имущество предполагается установить рекламную конструкцию, на собрании жильцов проводится голосование. Такое согласие может быть получено  также при заочном голосовании. Размещение рекламной конструкции  на фасаде здания возможно только если 2/3 жителей этого дома дали согласие на ее размещение. Также на общедомовом собрании можно решить вопрос об отзыве согласия на размещение рекламных конструкций.

- Чтобы разместить наружную рекламу на фасаде жилого дома, нужно только согласие собственников?

- Необходимо также получить разрешение органов местного самоуправления. В Нижнем Новгороде таким уполномоченным органом выступает департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города. Реестр разрешений и объектов наружной рекламы ведет муниципальное бюджетное учреждение «Городской центр архитектуры и градостроительства г. Нижнего Новгорода».

- Что делать, если есть сомнения в законности размещения рекламы внутри жилых домов?

- Собственник многоквартирного дома может запросить у домоуправляющей компании информацию о наличии договора на размещение рекламных конструкций в лифтах и на стенах подъездов жилых домов. Кроме того, если собственники многоквартирных домов не согласны с протоколами и решениями собрания жильцов, то в судебном порядке документы могут быть оспорены.

- Ограничивает ли законодательство о рекламе рассылку листовок через почтовые ящики?

- Нет, реклама может распространяться любым способом, в том числе через почтовую рассылку. Это  не запрещено законом .

- Можно ли размещать рекламу на квитанциях?

- Размещение рекламы на квитанциях ресурсоснабжающих организации является незаконным. Размещение рекламы в платежных документах противоречит п.69 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354. Однако такая правоприменительная практика существует только на территории Нижегородской области. 29.11.2017 г. Советом Федерации отклонен Законопроект №526719-6, запрещающий рекламу на квитанциях по оплате услуг ЖКХ.

- В последнее время нижегородцы часто жалуются на агрессивную рекламу поверки счётчиков воды. Они получают листовки с синим штампом «Повторное извещение» от Единой городской службы по контролю учёта водоснабжения и водоотведения. Реклама имитировала платёжный документ. Законна ли такая реклама?

- В Нижегородский УФАС поступило 18 обращений с жалобами на данную рекламу. Формат рекламной листовки, отсутствие в рекламе части существенной информации, вводит потребителя в заблуждение, что содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе».  Федеральная антимонопольная служба наделила региональный УФАС полномочиями о возбуждении дел в отношении двух предпринимателей - ИП Хомяка (г. Петрозаводск) и ИП Крылова (республика Карелия). В данный момент рассмотрение дел приостановлено, т.к. ответчики зарегистрированы  в других субъектах РФ, документы от Нижегородского УФАС не получают, на рассмотрение дел не являются. Их ищут правоохранительные органы по месту регистрации.

- Как накажут предпринимателей?

- Как только рекламодатели, нарушившие закон будут найдены, региональный УФАС вынесет им предписание об устранении нарушения. Они будут обязаны прекратить распространение таких листовок,  либо внести в рекламу изменения, обязательно содержащие информацию, что листовка не является платежным документом и предлагаемая услуга не является обязательной. Кроме того, нарушители заплатят штраф в размере от 4 до 20 тысяч рублей.

- Рекламу рассылают нижегородцам также посредством мобильной связи. Жалуются ли горожане на телефонный спам?

- В прошлом году в нижегородский УФАС поступило 21 обращение с жалобой на рекламу в виде звонков и СМС-сообщений без согласия получателей.18 дел возбуждено в отношении рекламодателей, которые заключили договор с оператором мобильной связи или смс-центром для осуществления смс-рассылки или обзвона абонентов.

- Как СМС-спам доходит до абонента и кто за это отвечает?

- Прежде чем достичь того или иного адресата, СМС-сообщение с рекламой проделывает длинный путь. Сотрудники УФАС должны установить каждое звено цепочки. Возьмём, к примеру, автосалон. Его владелец решил объявить о скидке на товар посредством СМС-сообщенния. Он заключает договор с компанией, которая занимается СМС-рассылкой и имеет определённую клиентскую базу или рекламодатель самостоятельно предоставляет номера абонентов. В свою очередь у последней существует договор с операторами связи на предоставление услуги «СМС-центр» и выделение единого номера телефона для рассылки. Затем сообщение через СМС-центр отправляется адресату.

Ответственность, согласно законодательству о рекламе, несет рекламораспространитель. Им признаётся тот, кто непосредственно производит СМС-рассылку. В нашем примере это та компания, которой автосалон заказал услугу по рассылке сообщений.

- Куда обращаться?

- Если вы стали жертвой телефонного спама, то можете обратиться в антимонопольную службу с заявлением. К нему нужно приложить фотографию СМС-сообщения на экране телефона (с датой, временем, текстом сообщения) или запись телефонного разговора, детализацию звонков в день поступления СМС или звонка от оператора связи,  и копию договора с оператором связи, заверенную в одном из его офисов.

 
Автор: Анастасия Андронова