Как завести нижегородских поставщиков в торговые сети

Сфера деятельности: Розничная торговля

https://nn.mk.ru/social/2018/08/22/kak-zavesti-nizhegorodskikh-postavshhikov-v-torgovye-seti.html

 

Проблема продвижения нижегородской продукции на полки сетевых магазинов несколько лет назад очень активно обсуждалась в правительстве области вместе с программой «Покупай нижегородское». Позже, дойдя до некоторого «насыщения», тема перестала быть модной и сошла на нет.

 

Как завести нижегородских поставщиков в торговые сети
Фото: Евгений Алексеев
 

Покупай свое

Как говорят некоторые местные производители, уже надоело пробивать головой стену, да и есть общие требования федеральных торговых операторов, через которые не прыгнешь, а выполнить их сложно.

Но с переменами в областной власти вопрос продвижения отечественных товаров снова оказался в тренде, потому что потребность и запрос на «нижегородское», в том числе на новые продукты, объективно есть. Речь идет не только о традиционных мясе-молоке-яйце-хлебе-картошке, которые уже забили прилавки. Есть еще и тема повышения стоимости продуктов там, где снижается конкуренция.

Сейчас бизнес почувствовал, что на волне внимания новой власти к этой теме стену можно пробить, и начал активно жаловаться.

Сети держат цену

На встрече с врио губернатора Глебом Никитиным в ТПП Нижегородской области сразу несколько представителей бизнеса говорили о труднодоступности сетей.

 

– Мы производим продукты питания, но уже два года не можем попасть в сети, пробовали в разные, но все отказывают, – рассказал предприниматель Сафарян.

– Мы купили банкротный молочный комбинат в Шатках, – пояснил он позже корреспонденту «МК в НН», – поставили современное оборудование, начали выпускать новую продукцию в пластиковых стаканах – крем-супы, окрошку с сухариками, тан-айран – в Европе такая очень популярна. Не фастфуд, но удобно и полезно. В некоторых гипермаркетах нечто подобное – молочные супы в стаканчиках – тоже есть. Но наш товар не хотят брать. Говорят, не проходим по цене.

Региональное правительство начало проводить в Нижегородской области «День поставщика». Руководство нескольких федеральных сетей выражает готовность открыть для нижегородских производителей каналы сбыта продукции.

Фермерам – отдельный «вход»

Недавно «День поставщика» для нижегородских производителей проводила торговая сеть «Магнит».

«По данным Нижегородстата, международные, федеральные и региональные сетевые компании формируют около 30 процентов розничного товарооборота. Однако многие мелкие, средние и малые нижегородские предприятия, которые производят качественную и безопасную сельхозпродукцию, по-прежнему не могут попасть на полки крупных сетей, – говорил министр промышленности, торговли и предпринимательства Максим Черкасов. Он также добавил, что за 10 последних лет удельный вес такой продукции в регионе вырос в несколько раз. – Мы регулярно получаем вопросы от жителей нашей области, почему нельзя купить фермерские товары в крупных сетях. Сети объясняют эту ситуацию небольшими объемами продукции, которые может предложить фермер, и недостаточно изученным спросом. Мы, со своей стороны, считаем, что сотрудничество сетей с малыми и средними предприятиями возможно. Например, посредством заключения с производителями тестовых договоров и организации торговых полок по продаже фермерских товаров в формате “магазин в магазине”».

Упаковать под региональным брендом

– Полки, конечно, наполняются, но главным препятствием на этом пути является отсутствие необходимых объемов товаров, регулярной поставки и упаковки, которая соответствует требованиям, – пояснил курирующий это направление и. о. вице-губернатора Евгений Люлин. – Когда, эти проблемы решены, почти не существует проблемы попасть в крупные торговые сети, о них речь в первую очередь. Но когда у вас условно мяса всего 100 кг в неделю, то сети такие объемы не устраивают. Поэтому разбираемся постоянно с конкретным производителем по конкретным товарам и продуктам. Мы вместе с вами.

Врио губернатора предложил объединить несколько региональных производителей одного профиля под одним региональным брендом, чтобы сформировать объемы, привлечь к управлению какую-либо организацию, помочь по упаковке. То есть интегрировать выпускаемую продукцию, хорошо упаковать и предложить торговле. Поможет такой способ производителям?

– Конечно, поможет, – говорит Сафарян. – Но в основном конкуренция идет по цене и качеству, с крупными корпорациями конкурировать трудно. Сетям выгоднее взять ниже по цене.

(К слову сказать, идея такой местной кооперации озвучивалась давно и не раз, но раньше производителям предлагалось выпускаться под маркой торговой сети, по ее условиям.)

Руководитель Нижегородского УФАС Михаил Теодорович советует местным производителям, столкнувшимся с подобными трудностями, написать заявление в антимонопольное ведомство, представить переписку, проекты договоров, привести ценовые параметры. А ведомство уже проанализирует документы с точки зрения рыночной ситуации и соответствия законам конкуренции.

– Это не значит, что раз он «маленький», то он прав, бывает, малый и средний бизнес не может правильно оценить ситуацию, свои возможности, сформулировать вопрос, но это не значит, что мы не должны помогать ему, – поясняет он.

Глава УФАС напоминает, что есть разного рода закупки – для детских учреждений, больниц, других учреждений, поэтому надо пробовать участвовать в них, пробиваться и таким образом на сбытовой рынок, занимать ниши.

– Мы сейчас сильно заняты задачей, чтобы привести в порядок сферу закупок, ситуация здесь сегодня не совсем нормальная, – поясняет Теодорович. – Надо, чтобы туда попадали местные поставщики, новые поставщики, потому что это отвечает запросам нижегородцев и указу президента по развитию конкуренции, чрезвычайно важно, чтобы малый бизнес мог продать то, что производит.

Недавно, кстати, в УФАС проводили анализ договоров-поставки с нижегородскими поставщиками в ряде торговых сетей, в том числе в федеральной торговой сети «Лента», и выявили признаки дискриминационных условий в контрактах, заключенных с нижегородскими поставщиками куриного мяса и алкогольной продукции.

 

«Курица за последний месяц набрала в цене почти два процента, а порой ее везут к нам (откуда только не везут. – Ред.), и за это, за транспортировку, покупатель тоже платит», – говорят специалисты ведомства.

Одним кушать, другим ездить?

По итогам августовского мониторинга цен на продукты и топливо Нижегородского УФАС (на 13.08.2018) Михаил Теодорович отметил, что на нижегородском рынке сохраняется ценовое разнообразие.

Хотя рубль недавно пережил сильнейшее обесценение с января 2015 года, но топливо, которое тоже закладывается в продуктовую корзину, пока держится. Рынок продовольствия все же отреагировал на повышение цен на топливо с определенным интервалом. И к тому же летом продукция сельхозпроизводства дешевеет.

– Проведенный Нижегородским УФАС России 13 августа мониторинг показал, что на автозаправках Нижнего Новгорода установлены средние розничные цены: АИ-92 – 41,11 руб. за литр АИ-95 – 43,94 руб. за литр ДТ – 43,51 руб. за литр, и они за последний месяц не изменились, – уточнила начальник отдела контроля экономической концентрации УФАС Тамара Григорян.

– Цена встала, – констатировал руководитель УФАС Михаил Теодорович. – Мы видим, что федеральные мощнейшие факторы сработали, но просмотрим, сколько такая ситуация продержится. Сейчас лето, потребление большое, потом, может быть, будет снижение, и цена пойдет за потребителем. У крупных игроков топливного рынка есть условия для снижения розничных цен, но мелкие игроки балансируют на грани выживания».

(Напомним, в июле Госдума РФ одобрила правительственные поправки в законодательство, Налоговый кодекс по стабилизации цен на горючее и снижению акцизов на топливо.)

Однако, по словам Теодоровича, маржинальность в этом сегменте сегодня крайне низкая и возможность зарабатывать появилась только недавно. Для независимых игроков мелкой розницы это примерно четыре процента, или 2000 рублей с тонны топлива, – даже на поддержание штанов не хватит, это медленное угасание, едва хватает, чтобы покрыть расходы, но не позволяет развиваться. В таком виде данное направление не может существовать долго, считает глава УФАС. Теодорович напомнил, что соответствующее обращение антимонопольного ведомства с предложениями по сохранению возможностей для независимых топливных игроков, которые также работают и в глубинке, в районах области, где нет крупных сетевых автозаправок, главе региона было отправлено.

– Надеемся, меры будут приняты, – сказал глава антимонопольного ведомства. – Все-таки нужно различать: одни люди покупают еду, другие люди покупают топливо. Есть те, для которых важней первое, а есть те, для которых жизненно важное второе. Но даже те, у кого устойчивые, хорошие источники доходов, стараются ездить экономней, считать километраж, заправляться аккуратней. Влияние одного фактора на другой – косвенное, и, скорее всего, мы увидим его по динамике более четко осенью.

«Если говорить о еде, то по базовым продуктам ситуация стагнирует, – поясняют антимонопольщики. – По ряду сезонных продуктов мы видим откат, но по ряду других динамика все же положительная. Молоко – минус четыре за последний месяц, но плюс 7% к прошлому году. Хотя масло не дорожает. Мука – минус 25% за год. Греча, да и другие крупы вообще бьют рекорды по падению: по сравнению с августом 2017 года прошлого года – минус 36%. Но вот фрукты особенно не дешевеют: по сравнению с августом прошлого года яблоки – плюс 25%, груша – плюс 70%, лимоны – почти 27%, бананы – 23%, рыба выросла почти на 22%, и это, очевидно, результат роста курсовой разницы между рублем, долларом, евро. И даже свежий картофель по сравнению со “старым” августом 2017 года не отстал от долларовых заморских фруктов, прибавив 35%».