Руководитель Нижегородского УФАС рассказал о хлебе, бензине и лекарствах

Сфера деятельности: Розничная торговля

https://nn.mk.ru/social/2018/11/07/rukovoditel-nizhegorodskogo-ufas-rasskazal-o-khlebe-benzine-i-lekarstvakh.html

Ценники в магазинах постоянно меняются. Цифры в них становятся то больше, то меньше. И понять, почему это происходит, вряд ли удастся. Можно только проанализировать динамику и попытаться уловить закономерность. Об изменении цен на продукты, топливо и медикаменты журналистам рассказали руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович.

Руководитель нижегородского УФАС рассказал о хлебе, бензине и лекарствах
Михаил Теодорович Фото: Андрей Абрамов
 

Что-то растет, что-то снижается

По данным ежемесячного мониторинга, который проводит УФАС России по Нижегородской области, цены на ржаной хлеб за октябрь снизились почти на 6% и составили (в среднем) 41 рубль за 1 кг. Батоны же, наоборот, подорожали на 1,3%.

На 18,25% стала дешевле морковь (18,7 рубля за 1 кг), снизились цены на лук репчатый – на 6,4% (19,5 рубля за 1 кг), яблоки – на 9,27% (67,2 рубля за 1 кг). Морковь мытая, кстати, в октябре подорожала на 15%. Подешевели груши (на 13,8%), мандарины (на 33,27%) и лимоны (на 18,98).

А вот масло сливочное, сахарный песок, пшено выросли в цене (на 9,5, 12,6 и 15,5% соответственно). Гречка, которая в августе вдруг пустилась в рост, в сентябре–октябре одумалась и упала в цене с 63 до 59,8 рубля.

Цены на геркулес, говядину, свинину, баранину, курицу, мороженую неразделанную рыбу не изменились.

 

– Если мы посмотрим длинную историю цен на сахар, то увидим, что в январе 2017 года он стоил на 4 рубля (практически на 10%) дороже, чем сейчас, – пояснил Михаил Теодорович. – Каждый продукт какой-то своей жизнью живет, его цены пульсируют в соответствии с какой-то своей логикой. И, если мы посмотрим на ценовую ситуацию с этой точки зрения (мы говорим только о нашем мониторинге), то увидим, что хлеб ржаной сегодня на три рубля дешевле, чем в январе 2017 года, пшеничный – в той же цене, молоко стоит на рубль меньше. Приснопамятная греча подешевела за это время на сорок процентов. И этот список можно продолжать.

Апельсины подорожали, но мандарины стали более доступными, чем полтора года назад. Что-то происходит на мировых площадках, что-то, возможно, с предпочтениями потребителей.

Иными словами, рынок живет собственной жизнью. Возможно, он реагирует на события, происходящие на смежных рынках. А может быть, и нет.

 

Почему запретили прогнозы?

– Публичные прогнозы повышения цен – это всегда информационные кампании, которые кем-то оплачены. Это абсолютно понятно хотя бы потому, что в случае их разворачивания обязательно появляются бенефициары.

Я объявляю, например, что соловьиные языки подорожают в 10 раз. Все кинулись покупать единственную банку, которую я уже заготовила продавать. И продаю ее не за 5, а за 50 рублей. 45 рублей нарубил просто на ровном месте. То же самое может касаться всего остального.

Вступив во взрослый возраст, мы понимаем, что корысть и любовь правят миром. А если говорить о продовольственном рынке, то любовь к какой-то еде со стороны покупателей и корысть со стороны продавцов. Поэтому, когда вдруг рынок начинает дружно рассказывать, что абсолютно все подорожает, а особенно штаны и алкоголь, мы понимаем, что товарищи, торгующие штанами и алкоголем, вложились в эту кампанию и ждут, когда возбужденные граждане ринутся покупать сначала алкоголь, потом штаны. А может, наоборот. Это та самая «невидимая рука», только не рынка, а корысти, которая пытается раскачать наше с вами воображение. И это неправильно, это нельзя, это запретно, это действует против интересов потребителей, против наших с вами кошельков.

Ответственность за такие прогнозы будет зависеть от нарушения, его тяжести, от состава. Мы давно поняли, что здесь нужно действовать быстро, жестко и нелиберально.

 

Зависят ли цены от курса валют?

– Мы этого не видим. Люди же в рублях получают, в рублях тратят. Доллар и нефть там что-то делают, а мы с вами живем в рублевом пространстве, и это, несомненно, важное завоевание последних лет. Мы об этом достижении мало говорим, но оно и значимо, и знаково.

Например, бананы – близкий родственник травы, и главное в их цене – стоимость перевозки и хранения. Если сейчас грянет мороз и они померзнут в машинах, которые не имеют изотермического кузова, бананы немедленно взлетят в цене. И не нужно кивать на доллар, если вот она, родная погода.

 

Дешевизна вызывает сомнения

УФАС мониторит цены на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых. Список этот, на мой взгляд, довольно странный, ибо непонятно, что в этих препаратах такого исключительно необходимого. Но будем принимать это как данность. В перечень входят кагоцел, арбидол максимум, нурофен, капотен, амброксол, милдронат, кетанов, ибупрофен. УФАС анализировало цены в аптеках ГП НО «НОФ», «Максавит», «Озерки», ООО «НАС» и аптечной сети «Пик-НН».

За месяц выросли цены на противовирусные препараты, такие как кагоцел, арбидол максимум, – от 0,35 до 17,66% (в разных аптечных сетях по-разному). Интересно, что в аптечной сети «Озерки» подешевел на 13% ингавирин (с 501 до 435 рублей за упаковку). В основном же стоимость лекарств изменилась незначительно.

Кстати, на четыре препарата из десяти – милдронат, кетанов, ибупрофен и ингаверин – максимальные розничные цены зафиксированы в Нижегородской областной фармации (НОФ).

– Общее ощущение рынка примерно то же самое, – расшифровывает Михаил Теодорович. – Цены где-то растут, где-то падают. В одной сети ингавирин почти на 13% дешевле, чем у других. Чем это обусловлено? Я бы хотел привлечь внимание вот к чему. Препарат кетанов есть в продаже по 268 рублей, а есть по 200 рублей. Есть ощущение, что в некоторых случаях низкая цена может означать несоответствующее качество. Пользуясь случаем, я хотел бы привлечь внимание контролирующих организаций к этому факту. И потребителей призываю не терять бдительности. Внешний вид упаковки, таблетки, места, где ее продают, могут вызывать сомнения.

 

Михаил Теодорович также напомнил, что продолжается спор о статусе единственного поставщика для закупки лекарств в Нижегородской области:

– Наша позиция состоит в том, что НОФ не обладает никакими исключительными знаниями или компетенциями, которые позволяли бы присвоить ему такой статус. Это торговец, агрегатор. Когда нам нужно, например, высокотехнологичную операцию совершить или протезирование зубов, мы ищем место, где это умеют, где есть соответствующее оборудование и материалы. Что касается договорной кампании, то ее компетенциями обладают многие. Ничего уникального в ней нет.

Арбитражный суд подтвердил, что закон, наделяющий ГП НО «НОФ» полномочиями единственного поставщика в обход конкурентных процедур в части использования федеральных субвенций, не соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

Да, Верховный суд нам сказал, что область имеет право принимать такие законы. Но не сказал, что, законно принимая законы, область имеет право нарушать антимонопольное законодательство. Такой индульгенции региональный законодатель не получал.

Сейчас мы видим, что цены на продукцию, поставляемую НОФ, выше рыночных. Качественные экспертные оценки удорожания расходов бюджета на эти цели называют цифру в 30%.

 

Голубое и обычное топливо

Бензин и дизельное топливо (ДТ) за месяц не подорожали, констатирует УФАС. А вот за год средняя розничная цена на автомобильный бензин марки АИ-92 увеличилась на 11,41%, марки АИ-95 – на 10,32%, на дизельное топливо – на 14,47%. На сегодня средние цены на АИ-92 – 41,11 рубля за литр, АИ-95 – 43,94, ДТ – 43,51.

Впервые в мониторинг включены цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ). На автозаправках Нижнего Новгорода он стоит 23,05 рубля за литр. Его цена выросла на 1,36% по сравнению с сентябрем нынешнего года.

– Мы не видим предшествующие периоды, поэтому не можем сказать, стоят эти цены или играют, – говорит Михаил Теодорович. – Накопленная статика сработала в этом году или это действительно скачок цен – такой квалификации мы сделать не можем. Но видим, что в этом году этот рынок вел себя достаточно лояльно в первой половине года по отношению к потребителю. Я имею в виду, что мелкий опт, по существу, был равен рознице. При этом и мелкий опт, и розница в начале года двигались вниз. А потом был рост.