• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет за 2010 год

Категория отчета:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области  осуществляет функции по контролю за соблюдением на территории Нижегородской области антимонопольного законодательства, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу)

 

В 2010 году основной акцент в работе  был сделан на устранении и профилактике правонарушений антимонопольного законодательства. Основные направления контроля и профилактики:

1. предупреждение нарушений вступившего в силу в 2010 году закона  « О государственном регулировании торговой деятельности в РФ», контроль цен на продовольственных рынках Нижегородской области.

2. недопущение злоупотреблений субъектами естественных монополий (электроэнергия, топливо, газоснабжение, оплата населением услуг водоснабжения по показаниям приборов учета). Предупреждение нарушений в связи с началом реализации закона «Об энергосбережении».

3. недопущение антиконкурентных действий бизнеса и власти в условиях

-  вступления в силу  главы 3.1. закона №94-ФЗ об организации электронных торгов

-  более активного, чем в 2009-м, использования механизма оказания государственных преференций органами госвласти и муниципалитетами Нижегородской области.

 

 

Динамика проведенной Нижегородским УФАС России работы по всем показателям за период 2007-2010 г.г.

 

 

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Рассмотрено  заявлений

632

513

929

1498

Возбуждено дел

262

278

727

599

 

Выдано предписаний

80

107

457

 

461

Возбуждено  дел об административном правонарушении

117

151

318

403

Сумма наложенного штрафа

1 860 000 руб.

8 257 600 руб.

332 858 000 руб.

34 341 900 руб.

 

В 2010 году Управлением проведено 57 контрольных мероприятий (2009 – 81), по результатам которых выявлено 649 нарушений (2009 -825), возбуждено 11 дел (2009 год- 44).

 

В 2010 году обжаловано в судах 52 решения Управления (в 2009 году - 22 решения),  при этом доля выигранных Управлением судебных процессов по отношению к обжалованным решениям  - 40% (21 решение), отмененных решений  - 0,02% (1 решение), остальные – в стадии обжалования.

 

Динамика проведенной Нижегородским УФАС России работы по направлениям  в 2010 /2009

 

Статья

Поступило заявлений

Возбуждено дел

Выявлено нарушений

Ст.10 закона «О защите конкуренции» (злоупотребление хозяйствующими субъектами  доминирующим положением)

600/258

71/36

50/23

Cт.11 (контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов)

21/19

7/6

5/5

Ст14 (недобросовестная конкуренция)

34/36

12/10

6/7

Ст.15 (антиконкурентные акты, действия  (бездействие) органов государственной власти, органов МСУ

38/52

185/199

180/196

Ст.17 действия органов власти и МСУ, хозяйствующих субъектов при проведении торгов

42/22

22/8

19/7

Cт.17.1 (Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества)

2/2

62/5

67/4

Закон №38 «О рекламе»

129/85

103

97/83

№94-ФЗ

453/448

рассмотрены все

246/285

 

В 2010 году Нижегородским УФАС России почти в 2 раза увеличилось количество дел, возбужденных по признакам нарушения статьи 10 - о злоупотреблении хозяйствующими субъектами  доминирующим положением. 56% от общего числа нарушений  - в части уклонения хозсубъектами от осуществления расчетов за холодную воду по показаниям индивидуальных приборов учета, 18% нарушений совершены  в сфере электро- и теплоснабжения.

В то же время, по сравнению с 2009 годом, сократилось количество таких нарушений, как нарушение порядка ценообразования на услуги естественных монополий, что обусловлено, с точки зрения Управления, ранее проведенной работой по выявлению и пресечению нарушений порядка ценообразования в части взимания с потребителей платы по регулируемым видам деятельности (передача тепло-, электроэнергии, технологическое присоединение) в отсутствие утвержденных тарифов, выдачей и контролем исполнения соответствующих предписаний об устранении нарушений.

В связи со вступлением в силу положений закона «Об энергосбережении», обязывающих население установить индивидуальные приборы учета на все виды потребляемых ресурсов, кроме тепла, в конце 2010 года в Управление начали поступать жалобы на незаконно взимаемую плату за опломбирование индивидуальных приборов учета. По данным заявлениям возбуждено 4 дела.

   

В рамках осуществления контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов в 2010 году Нижегородским УФАС России выявлено  5 нарушений статьи 11 закона «О защите конкуренции», из которых 3 устранены в добровольном порядке. Основная доля (80% от числа нарушений статьи 11) приходится на нарушения в кредитных договорах, заключаемых банками с гражданами:

- включение в условия кредитного договора обязательства по заключению физическим лицом договоров страхования, не относящихся к предмету кредитного договора;

- понуждение к заключению договоров страхования с определенными страховыми организациями;

- нарушение прав страхователя на определение существенных условий договора страхования по согласованию со страховщиком;

- навязывание невыгодных условий договоров страхования;

- ограничение возможности страховых организаций, не входящих в перечень аккредитованных,  участвовать в страховании рисков физических лиц, заключающих с финансовой организацией договоры.

 

Рынки, отрасли, либо сферы деятельности, которые в 2010 году были затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций… на территории Нижегородской области (статья 15 Закона «О защите конкуренции»):

- сфера оказания ритуальных услуг населению;

- пассажирский автомобильный транспорт;

- операции с имуществом, включая землю.

Значительно сократилось число нарушений  в части препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, совмещения функций органов власти с функциями х/с, что является положительным результатом работы Управления в 2009 году.

 

В 2010 году Нижегородским УФАС России не выявлено правовых актов законодательного собрания Нижегородской области, противоречащих нормам антимонопольного законодательства. 

Однако выявлено 2 не соответствующих антимонопольному законодательству акта правительства Нижегородской области  (постановление правительства Нижегородской области от 15.02.2006 № 46 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", утверждённый им Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещении временных объектов; распоряжение Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2006 года  № 676-р «Об утверждении Временной методики расчёта компенсации затрат за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру»).

Нижегородское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованиями о признании перечисленных нормативных правовых актов недействующими, однако решением  Арбитражного суда Нижегородской области от 28.04.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.07.2010, Управлению отказано в удовлетворении заявленных требований.

Нарушения антимонопольного законодательства выявлены в нормативных актах органов местного самоуправления, касающихся сферы ритуальных услуг населению. Нарушения установлены в 4 муниципальных образованиях (6 актов): Нижний Новгород, Дзержинск, Воротынский район (земское собрание), администрация Первомайского муниципального района. Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили законность и обоснованность выводов Нижегородского УФАС России.

 

В отчетном периоде Нижегородским УФАС России увеличилось число жалоб на действия органов власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов при проведении торгов (статья 17 Закона «О защите конкуренции»).

Структура нарушений по данной статье:

- создание преимущественных условий участия в торгах – возбуждено 2 дела (впервые по данному виду нарушений);

- нарушение порядка определения победителя торгов  - возбуждено 5 дел;

- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах – возбуждено 8 дел.  

 

В 2010 году в рамках контроля за реализацией положений закона № 94-ФЗ Нижегородское УФАС России рассмотрело 453 жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии:

 

Жалобы

Муниципальные нужды

Федеральные нужды

Региональные нужды

Поступило

225

173

55

Признано обоснованными,%

54

79

37

Выявлено нарушений

130

79

37

В результате рассмотрения жалоб выдано 158 предписаний. Количество  выданных в 2010  году Нижегородским УФАС России  предписаний выросло, по  сравнению  с 2009  годом, на 39%.

Основными выявляемыми в ходе рассмотрения жалоб нарушениями являются:

1) необоснованный отказ в допуске к участию в торгах - 46% (2009 год – 30%).

2) нарушения при разработке документации- 24% (2009 год – 40%).

3) нарушения при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок-  15% (2009 год  ~15%).

Ни одно из выданных в 2010 году комиссией Нижегородского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов предписаний (по которым принят окончательный судебный акт) не отменено.

Включение лиц в реестр недобросовестных поставщиков

За 2010 год Нижегородским УФАС России рассмотрено 74 обращения заказчиков о включении сведений об участниках размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков, сведения о включении 50 участников размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе по факту уклонения от заключения государственного или муниципального контракта такого участника - 44 случая.

Всего по состоянию на 01.01.2011 в реестре недобросовестных поставщиков находится 60 лиц (включенных Нижегородским УФАС России).

 

В 2010 году Комиссией Нижегородского УФАС России впервые выявлено нарушение пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» - незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, что является редким нарушением не только на территории Нижегородской области, но и на территории Российской Федерации.

Всего 2010 году Нижегородским УФАС выявлено 6 нарушений в сфере недобросовестной конкуренции, в том числе по фактам

- распространения ложных сведений - 5 дел,

- продажи товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности – 3.

Рынок рекламы  последние годы  динамично развивался, развивались и его сегменты. Количество хозяйствующих субъектов работающих в настоящее время в  рекламном бизнесе  Нижегородской области превысило 2000.

В 2010 году Нижегородским УФАС России рассмотрено 577 фактов, указывающих на событие правонарушения рекламного законодательства (в 2009 году – 412) - это заявления юридических и физических лиц, проверки антимонопольного территориального органа.

 

Информационная политика Нижегородского УФАС России  направлена на профилактику правонарушений в сфере антимонопольного законодательства участниками рынков, органами власти м МСУ на территории Нижегородской области.

В 2010 году в качестве приоритетных выбраны интерактивные формы взаимодействия с заинтересованными сторонами. Значительная роль принадлежат сайту управления, на котором: 

а) размещается информация, подлежащая обнародованию согласно законодательству РФ (в том числе решения по делам, постановления по штрафам, результаты првоерок и решения судебных инстанций), что делает работу УФАС более прозрачной, способствует росту правовой грамотности населения.

б) работают телефоны 3 «горячих» линий для населения и хозсубъектов (2 из которых – бессрочные):

- по противодействию коррупции – совместно с ГУВД по Нижегородской области,

- по необоснованному росту цен (информация анализируется и передается в прокуратуру Нижегородской области для проведения оперативных действий,

- по городской программе «Школьная карта» (для оценки на предмет соответствия антимонопольному законодательству программы внедрения системы электронной оплаты питания в школах Нижнего Новгорода).

В ходе работы «горячих» линий получено около 1000 звонков от жителей Нижегородской области. По результатам работы «горячих» линий:

- в Управление направлено 32 обращения граждан.

- на основании информации, полученной по «горячей линии» и при взаимодействии с  прокуратурой Нижегородской области возбуждены 3 дела по необоснованному росту цен на гречку, муку и хлеб.

 

С помощью механизма «Обратная связь» на сайте в Управление в 2010 году поступило около 178 обращений (в 2009 – 100), рост -78%, письменно – 592.

Непосредственно в Нижегородское УФАС обратилось более 1500 человек, в том числе лично к руководителю и заместителям руководителя обратились  423 человека.

 

Из общего числа 70% обращений граждан в УФАС касаются социальных вопросов.

 

В 2010 году около 400 материалов о делах, рассмотренных Управлением, размещены в справочно-правовой системе «Консультант+» и находятся, таким образом, в широком доступе.

 

Взаимодействие Нижегородского УФАС с общественными организациями и объединениями ведется через институты Общественно-консультативного совета (ОКС) и экспертных советов. Основные темы заседаний советов: цели и задачи современного антимонопольного регулирования; взаимодействие граждан, бизнеса, власти в сфере ЖКХ; переход на электронные аукционы при государственном и муниципальном заказе; ценовая ситуация на рынке продовольствия  Нижегородской области; тарифы на электроэнергию для разных групп потребителей, бездоговорное потребление электроэнергии, стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, реализация Закона об энергосбережении, реклама пива и алкогольных напитков.

Заседания советов проходят в открытом формате, к присутствию на заседаниях ОКС приглашены также руководители пресс-служб правительства Нижегородской области и г. Нижнего Новгорода, СМИ.  

    Сотрудники Управления организовали и провели 56 конференций, семинаров, "круглых столов" с представителями бизнеса, власти и общественных организаций, в том числе по новым положениям закона о размещении заказов проведено 33 семинара, прочитано 10 лекций в вузах Нижнего Новгорода. В 2010 году специалисты Управления также выступали участниками и экспертами в тематических и отраслевых мероприятиях, организованных субъектами товарных рынков.

 

Управление уделяет и продолжает в 2011 году уделять пристальное внимание вопросам взаимодействия с органами власти и МСУ.  Специалисты УФАС участвуют в семинарах и совещаниях, проводимых органами власти и МСУ. В соответствии Программой развития конкуренции, разработанной правительством Нижегородской области при участии Нижегородского УФАС, и соглашением Правительства региона с ФАС России Управлением  в 2010 году  заключены соглашения о взаимодействии с министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, министерством экономики Нижегородской области.