РЕШЕНИЕ по делу №1850-ФАС52-10/16

Номер дела: 1850-ФАС52-10/16
Дата публикации: 14 декабря 2016, 10:57

Резолютивная часть решения оглашена: 08 декабря 2016 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 13 декабря 2016 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти,

 

 

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,

 

        

рассмотрев дело №1850-ФАС52-10/16 по признакам нарушения министерством социальной политики Нижегородской области (603950, г. Н.Новгород, ул. Деловая, д. 9) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании:

-– представителя  министерства  по  доверенности  от  16.11.2016  № 318-392Д;

-– представителя ИП. по доверенности от 10.11.2016 №3;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Нижегородское УФАС России поступило заявление ИП по поводу действий министерства социальной политики Нижегородской области, содержащих, по мнению заявителя, признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проверки представленных документов и материалов выявлено следующее.

Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 утверждено Положение о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области (далее – Положение).

Согласно пункту 4 Положения в реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области не менее 5 лет.

Подпунктом 4 пункта 3 раздела III Положения определено, что поставщику социальных услуг отказывается во включении в Реестр сведений о нем в случае неосуществления юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем социального обслуживания граждан в течении 5 лет до подачи заявки на включение в указанный реестр.

Ограничений на включение в реестр поставщиков социальных услуг, осуществляющих деятельность менее чем 5 лет Законом об основах социального обеспечения не установлено.

Таким образом, пункты 4 и Подпункт 4 пункта 3 раздела III Положения устанавливают не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к поставщикам социальных услуг для включения их в Реестр.

Следовательно, в действиях министерства социальной политики Нижегородской области по включению пунктов 4 и Подпункта 4 пункта 3 раздела III в Положение о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области, утвержденное Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

24.06.2016 министерству социальной политики Нижегородской области выдано предупреждение о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство в срок до 20.07.2016 отменить пункт 4 Раздела I и Подпункт 4 пункта 3 раздела III Положения о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области, утвержденного Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180.

С учетом поступившего ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения – срок для его исполнения установлен до 07.10.2016.

О выполнении предупреждения министерству социальной политики Нижегородской области надлежало сообщить в Нижегородское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Документов, подтверждающих исполнение Предупреждения Нижегородского УФАС не представлено.

Следовательно, Предупреждение министерством социальной политики Нижегородской области не исполнено, доказательств обратного не представлено.

В силу части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

17.10.2016 Приказом руководителя Нижегородского УФАС №316 возбуждено дело №1850-ФАС52-10/16 в отношении министерства социальной политики Нижегородской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

22.11.2016 в адрес Нижегородского УФАС России  поступило ходатайство о приобщении документа к материалам дела, а именно: приказа  министерства  социальной  политики  Нижегородской  области  от  21.11.2016 № 618 о внесении изменений в Положение о формировании реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области.

В адрес Нижегородского УФАС России 01.12.2016 поступил отзыв ИП в котором заявитель полагает, что издание Приказа о внесении изменении в Положение о формировании реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области не свидетельствует об устранении нарушения поскольку подпункт 13 пункта 2 раздела II Положения обязывает заявителей представлять сведения об осуществлении деятельности поставщика социальных услуг, в сфере социального обслуживание не менее 5 лет. Кроме того, заявитель считает, что указание на то, что в Реестр включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на указанном рынке, является барьером для вхождения на данный рынок субъектов, имеющих намерения осуществлять деятельность в сфере социального обслуживание.

На основании части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

В силу части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании части 5 вышеуказанной статьи лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

22.11.2016 Комиссией Нижегородского УФАС России вынесено заключение об обстоятельствах дела, согласно которому действия министерства социальной политики Нижегородской области являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрение дела по существу состоялось 08 декабря 2016 года.

 

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.

Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 утверждено Положение о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области.

Согласно пункту 4 Положения в реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области не менее 5 лет.

Подпунктом 4 пункта 3 раздела III Положения определено, что поставщику социальных услуг отказывается во включении в Реестр сведений о нем в случае неосуществления юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем социального обслуживания граждан в течение 5 лет до подачи заявки на включение в указанный реестр.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах социального обеспечения) Реестр поставщиков социальных услуг (далее – Реестр) содержит, в том числе информацию об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет.

Указанный пункт не свидетельствует о невозможности включения сведений о поставщике социальных услуг в Реестр, в случае неосуществления ими деятельности в течение пяти лет, а лишь определяет какие сведения подлежат включению в реестр и размещению на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона об основах социального обеспечения.

В силу пункта 3 статьи 11 Закона об основах социального обеспечения поставщики социальных услуг имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

Ограничений на включение в реестр поставщиков социальных услуг, осуществляющих деятельность менее чем 5 лет Законом об основах социального обеспечения не установлено.

Включение в Положение требований о наличие опыта работы не менее 5 лет поставщикам социальных услуг для включения их в Реестр, препятствует осуществлению хозяйственной деятельности субъектам, имеющим опыт работы менее пяти лет (вследствие невозможности воспользоваться правом на получение субсидий и компенсации за предоставленные социальные услуги в связи с не включением их в Реестр), а также является барьером для входа на указанный рынок новых субъектов.

Таким образом, пункты 4 и Подпункт 4 пункта 3 раздела III Положения устанавливают не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к поставщикам социальных услуг для включения их в Реестр.

Приказом  министерства  социальной  политики  Нижегородской  области  от  21.11.2016 № 618 о внесены изменения в Положение, в том числе из Положения исключены пункты 4 раздела I и подпункт 4 пункта 3 раздела III. Кроме того, пункт 5 изложен в следующей редакции: в Реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области.

Данный пункт оставляет возможность двоякого толкования норм относительно возможности включения в Реестр субъектов имеющих намерения осуществлять деятельность в сфере социального обслуживание и не осуществляющих указанную деятельность на момент подачи заявки.

Для устранения обстоятельств, способствующих наступлению негативных последствий в виде невозможности включения новых субъектов в Реестр, Комиссия считает целесообразным предложить министерству социальной политики Нижегородской области изложить пункт 5 Положения в следующей редакции: «в Реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие либо имеющие намерения осуществлять социальное обслуживание на территории Нижегородской области.

Комиссия отмечает, что пункт 13 части 2 раздела II Положения определяет, что для включения в Реестр поставщики социальных услуг  предоставляют в Министерство заявку на включение в Реестр и сведения об осуществлении деятельности поставщика социальных услуг в сфере социального обслуживания не менее 5 лет.

Следовательно, для устранения нарушения данный пункт должен быть приведен в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

Пунктом 4 раздела II Положения предусмотрено, что Реестр формируется ежегодно. Заявка на включение поставщика социальных услуг в Реестр подается в срок до 01 мая года, предшествующего очередному финансовому году. Государственные учреждения социального обслуживания Нижегородской области, ранее включенные в Реестр, подают сведения об изменении информации с приложением документов, подтверждающих изменения.

Действующим законодательством не предусмотрено ежегодное переформирование реестра с одновременным требованием к поставщику социальных услуг ежегодно подавать новую заявку на включение в Реестр.

Комиссия приходит к выводу, что обязанность повторно (ежегодно) подавать заявку на включение в Реестр, лиц, ранее включенных в Реестр, противоречит требованиям действующего законодательства, возлагает на хозяйствующих субъектов непредусмотренные федеральным законом требованиям и препятствует осуществлению предпринимательской деятельности на указанном рынке.

Вместе с тем требование о предоставлении сведений об изменении информации для лиц, включенных в Реестр не противоречит требованиям действующего законодательства и является правомерным.

Комиссия приходит к выводу, что, в действиях министерства социальной политики Нижегородской области по включению пунктов 4 и Подпункта 4 пункта 3 раздела III, пункт 5 пункт 13 части 2 раздела II и абзац второй пункта 4 раздела II Положения утвержденного Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент рассмотрения дела Положение является действующим, в связи с чем Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь  статьей  23, частями 1, 5 статьи 39,  частями  1 – 4  статьи  41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать министерство социальной политики Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
  2. Выдать министерству социальной политики Нижегородской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 14752 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №1850-ФАС52-10/16 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14752 [type] => solution [language] => ru [created] => 1484812723 [changed] => 1484812723 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1484812723 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена: 08 декабря 2016 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 13 декабря 2016 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти,

 

 

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,

 

        

рассмотрев дело №1850-ФАС52-10/16 по признакам нарушения министерством социальной политики Нижегородской области (603950, г. Н.Новгород, ул. Деловая, д. 9) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании:

-– представителя  министерства  по  доверенности  от  16.11.2016  № 318-392Д;

-– представителя ИП. по доверенности от 10.11.2016 №3;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Нижегородское УФАС России поступило заявление ИП по поводу действий министерства социальной политики Нижегородской области, содержащих, по мнению заявителя, признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проверки представленных документов и материалов выявлено следующее.

Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 утверждено Положение о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области (далее – Положение).

Согласно пункту 4 Положения в реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области не менее 5 лет.

Подпунктом 4 пункта 3 раздела III Положения определено, что поставщику социальных услуг отказывается во включении в Реестр сведений о нем в случае неосуществления юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем социального обслуживания граждан в течении 5 лет до подачи заявки на включение в указанный реестр.

Ограничений на включение в реестр поставщиков социальных услуг, осуществляющих деятельность менее чем 5 лет Законом об основах социального обеспечения не установлено.

Таким образом, пункты 4 и Подпункт 4 пункта 3 раздела III Положения устанавливают не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к поставщикам социальных услуг для включения их в Реестр.

Следовательно, в действиях министерства социальной политики Нижегородской области по включению пунктов 4 и Подпункта 4 пункта 3 раздела III в Положение о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области, утвержденное Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

24.06.2016 министерству социальной политики Нижегородской области выдано предупреждение о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство в срок до 20.07.2016 отменить пункт 4 Раздела I и Подпункт 4 пункта 3 раздела III Положения о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области, утвержденного Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180.

С учетом поступившего ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения – срок для его исполнения установлен до 07.10.2016.

О выполнении предупреждения министерству социальной политики Нижегородской области надлежало сообщить в Нижегородское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Документов, подтверждающих исполнение Предупреждения Нижегородского УФАС не представлено.

Следовательно, Предупреждение министерством социальной политики Нижегородской области не исполнено, доказательств обратного не представлено.

В силу части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

17.10.2016 Приказом руководителя Нижегородского УФАС №316 возбуждено дело №1850-ФАС52-10/16 в отношении министерства социальной политики Нижегородской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

22.11.2016 в адрес Нижегородского УФАС России  поступило ходатайство о приобщении документа к материалам дела, а именно: приказа  министерства  социальной  политики  Нижегородской  области  от  21.11.2016 № 618 о внесении изменений в Положение о формировании реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области.

В адрес Нижегородского УФАС России 01.12.2016 поступил отзыв ИП в котором заявитель полагает, что издание Приказа о внесении изменении в Положение о формировании реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области не свидетельствует об устранении нарушения поскольку подпункт 13 пункта 2 раздела II Положения обязывает заявителей представлять сведения об осуществлении деятельности поставщика социальных услуг, в сфере социального обслуживание не менее 5 лет. Кроме того, заявитель считает, что указание на то, что в Реестр включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на указанном рынке, является барьером для вхождения на данный рынок субъектов, имеющих намерения осуществлять деятельность в сфере социального обслуживание.

На основании части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

В силу части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании части 5 вышеуказанной статьи лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

22.11.2016 Комиссией Нижегородского УФАС России вынесено заключение об обстоятельствах дела, согласно которому действия министерства социальной политики Нижегородской области являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрение дела по существу состоялось 08 декабря 2016 года.

 

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.

Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 утверждено Положение о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области.

Согласно пункту 4 Положения в реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области не менее 5 лет.

Подпунктом 4 пункта 3 раздела III Положения определено, что поставщику социальных услуг отказывается во включении в Реестр сведений о нем в случае неосуществления юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем социального обслуживания граждан в течение 5 лет до подачи заявки на включение в указанный реестр.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах социального обеспечения) Реестр поставщиков социальных услуг (далее – Реестр) содержит, в том числе информацию об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет.

Указанный пункт не свидетельствует о невозможности включения сведений о поставщике социальных услуг в Реестр, в случае неосуществления ими деятельности в течение пяти лет, а лишь определяет какие сведения подлежат включению в реестр и размещению на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона об основах социального обеспечения.

В силу пункта 3 статьи 11 Закона об основах социального обеспечения поставщики социальных услуг имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

Ограничений на включение в реестр поставщиков социальных услуг, осуществляющих деятельность менее чем 5 лет Законом об основах социального обеспечения не установлено.

Включение в Положение требований о наличие опыта работы не менее 5 лет поставщикам социальных услуг для включения их в Реестр, препятствует осуществлению хозяйственной деятельности субъектам, имеющим опыт работы менее пяти лет (вследствие невозможности воспользоваться правом на получение субсидий и компенсации за предоставленные социальные услуги в связи с не включением их в Реестр), а также является барьером для входа на указанный рынок новых субъектов.

Таким образом, пункты 4 и Подпункт 4 пункта 3 раздела III Положения устанавливают не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к поставщикам социальных услуг для включения их в Реестр.

Приказом  министерства  социальной  политики  Нижегородской  области  от  21.11.2016 № 618 о внесены изменения в Положение, в том числе из Положения исключены пункты 4 раздела I и подпункт 4 пункта 3 раздела III. Кроме того, пункт 5 изложен в следующей редакции: в Реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области.

Данный пункт оставляет возможность двоякого толкования норм относительно возможности включения в Реестр субъектов имеющих намерения осуществлять деятельность в сфере социального обслуживание и не осуществляющих указанную деятельность на момент подачи заявки.

Для устранения обстоятельств, способствующих наступлению негативных последствий в виде невозможности включения новых субъектов в Реестр, Комиссия считает целесообразным предложить министерству социальной политики Нижегородской области изложить пункт 5 Положения в следующей редакции: «в Реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие либо имеющие намерения осуществлять социальное обслуживание на территории Нижегородской области.

Комиссия отмечает, что пункт 13 части 2 раздела II Положения определяет, что для включения в Реестр поставщики социальных услуг  предоставляют в Министерство заявку на включение в Реестр и сведения об осуществлении деятельности поставщика социальных услуг в сфере социального обслуживания не менее 5 лет.

Следовательно, для устранения нарушения данный пункт должен быть приведен в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

Пунктом 4 раздела II Положения предусмотрено, что Реестр формируется ежегодно. Заявка на включение поставщика социальных услуг в Реестр подается в срок до 01 мая года, предшествующего очередному финансовому году. Государственные учреждения социального обслуживания Нижегородской области, ранее включенные в Реестр, подают сведения об изменении информации с приложением документов, подтверждающих изменения.

Действующим законодательством не предусмотрено ежегодное переформирование реестра с одновременным требованием к поставщику социальных услуг ежегодно подавать новую заявку на включение в Реестр.

Комиссия приходит к выводу, что обязанность повторно (ежегодно) подавать заявку на включение в Реестр, лиц, ранее включенных в Реестр, противоречит требованиям действующего законодательства, возлагает на хозяйствующих субъектов непредусмотренные федеральным законом требованиям и препятствует осуществлению предпринимательской деятельности на указанном рынке.

Вместе с тем требование о предоставлении сведений об изменении информации для лиц, включенных в Реестр не противоречит требованиям действующего законодательства и является правомерным.

Комиссия приходит к выводу, что, в действиях министерства социальной политики Нижегородской области по включению пунктов 4 и Подпункта 4 пункта 3 раздела III, пункт 5 пункт 13 части 2 раздела II и абзац второй пункта 4 раздела II Положения утвержденного Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент рассмотрения дела Положение является действующим, в связи с чем Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь  статьей  23, частями 1, 5 статьи 39,  частями  1 – 4  статьи  41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать министерство социальной политики Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
  2. Выдать министерству социальной политики Нижегородской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена: 08 декабря 2016 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 13 декабря 2016 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти,

 

 

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,

 

               

рассмотрев дело №1850-ФАС52-10/16 по признакам нарушения министерством социальной политики Нижегородской области (603950, г. Н.Новгород, ул. Деловая, д. 9) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании:

-– представителя  министерства  по  доверенности  от  16.11.2016  № 318-392Д;

-– представителя ИП. по доверенности от 10.11.2016 №3;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Нижегородское УФАС России поступило заявление ИП по поводу действий министерства социальной политики Нижегородской области, содержащих, по мнению заявителя, признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проверки представленных документов и материалов выявлено следующее.

Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 утверждено Положение о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области (далее – Положение).

Согласно пункту 4 Положения в реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области не менее 5 лет.

Подпунктом 4 пункта 3 раздела III Положения определено, что поставщику социальных услуг отказывается во включении в Реестр сведений о нем в случае неосуществления юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем социального обслуживания граждан в течении 5 лет до подачи заявки на включение в указанный реестр.

Ограничений на включение в реестр поставщиков социальных услуг, осуществляющих деятельность менее чем 5 лет Законом об основах социального обеспечения не установлено.

Таким образом, пункты 4 и Подпункт 4 пункта 3 раздела III Положения устанавливают не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к поставщикам социальных услуг для включения их в Реестр.

Следовательно, в действиях министерства социальной политики Нижегородской области по включению пунктов 4 и Подпункта 4 пункта 3 раздела III в Положение о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области, утвержденное Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

24.06.2016 министерству социальной политики Нижегородской области выдано предупреждение о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство в срок до 20.07.2016 отменить пункт 4 Раздела I и Подпункт 4 пункта 3 раздела III Положения о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области, утвержденного Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180.

С учетом поступившего ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения – срок для его исполнения установлен до 07.10.2016.

О выполнении предупреждения министерству социальной политики Нижегородской области надлежало сообщить в Нижегородское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Документов, подтверждающих исполнение Предупреждения Нижегородского УФАС не представлено.

Следовательно, Предупреждение министерством социальной политики Нижегородской области не исполнено, доказательств обратного не представлено.

В силу части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

17.10.2016 Приказом руководителя Нижегородского УФАС №316 возбуждено дело №1850-ФАС52-10/16 в отношении министерства социальной политики Нижегородской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

22.11.2016 в адрес Нижегородского УФАС России  поступило ходатайство о приобщении документа к материалам дела, а именно: приказа  министерства  социальной  политики  Нижегородской  области  от  21.11.2016 № 618 о внесении изменений в Положение о формировании реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области.

В адрес Нижегородского УФАС России 01.12.2016 поступил отзыв ИП в котором заявитель полагает, что издание Приказа о внесении изменении в Положение о формировании реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области не свидетельствует об устранении нарушения поскольку подпункт 13 пункта 2 раздела II Положения обязывает заявителей представлять сведения об осуществлении деятельности поставщика социальных услуг, в сфере социального обслуживание не менее 5 лет. Кроме того, заявитель считает, что указание на то, что в Реестр включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на указанном рынке, является барьером для вхождения на данный рынок субъектов, имеющих намерения осуществлять деятельность в сфере социального обслуживание.

На основании части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

В силу части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании части 5 вышеуказанной статьи лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

22.11.2016 Комиссией Нижегородского УФАС России вынесено заключение об обстоятельствах дела, согласно которому действия министерства социальной политики Нижегородской области являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрение дела по существу состоялось 08 декабря 2016 года.

 

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.

Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 утверждено Положение о формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Нижегородской области.

Согласно пункту 4 Положения в реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области не менее 5 лет.

Подпунктом 4 пункта 3 раздела III Положения определено, что поставщику социальных услуг отказывается во включении в Реестр сведений о нем в случае неосуществления юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем социального обслуживания граждан в течение 5 лет до подачи заявки на включение в указанный реестр.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах социального обеспечения) Реестр поставщиков социальных услуг (далее – Реестр) содержит, в том числе информацию об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет.

Указанный пункт не свидетельствует о невозможности включения сведений о поставщике социальных услуг в Реестр, в случае неосуществления ими деятельности в течение пяти лет, а лишь определяет какие сведения подлежат включению в реестр и размещению на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона об основах социального обеспечения.

В силу пункта 3 статьи 11 Закона об основах социального обеспечения поставщики социальных услуг имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

Ограничений на включение в реестр поставщиков социальных услуг, осуществляющих деятельность менее чем 5 лет Законом об основах социального обеспечения не установлено.

Включение в Положение требований о наличие опыта работы не менее 5 лет поставщикам социальных услуг для включения их в Реестр, препятствует осуществлению хозяйственной деятельности субъектам, имеющим опыт работы менее пяти лет (вследствие невозможности воспользоваться правом на получение субсидий и компенсации за предоставленные социальные услуги в связи с не включением их в Реестр), а также является барьером для входа на указанный рынок новых субъектов.

Таким образом, пункты 4 и Подпункт 4 пункта 3 раздела III Положения устанавливают не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к поставщикам социальных услуг для включения их в Реестр.

Приказом  министерства  социальной  политики  Нижегородской  области  от  21.11.2016 № 618 о внесены изменения в Положение, в том числе из Положения исключены пункты 4 раздела I и подпункт 4 пункта 3 раздела III. Кроме того, пункт 5 изложен в следующей редакции: в Реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области.

Данный пункт оставляет возможность двоякого толкования норм относительно возможности включения в Реестр субъектов имеющих намерения осуществлять деятельность в сфере социального обслуживание и не осуществляющих указанную деятельность на момент подачи заявки.

Для устранения обстоятельств, способствующих наступлению негативных последствий в виде невозможности включения новых субъектов в Реестр, Комиссия считает целесообразным предложить министерству социальной политики Нижегородской области изложить пункт 5 Положения в следующей редакции: «в Реестр включаются поставщики социальных услуг – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие либо имеющие намерения осуществлять социальное обслуживание на территории Нижегородской области.

Комиссия отмечает, что пункт 13 части 2 раздела II Положения определяет, что для включения в Реестр поставщики социальных услуг  предоставляют в Министерство заявку на включение в Реестр и сведения об осуществлении деятельности поставщика социальных услуг в сфере социального обслуживания не менее 5 лет.

Следовательно, для устранения нарушения данный пункт должен быть приведен в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

Пунктом 4 раздела II Положения предусмотрено, что Реестр формируется ежегодно. Заявка на включение поставщика социальных услуг в Реестр подается в срок до 01 мая года, предшествующего очередному финансовому году. Государственные учреждения социального обслуживания Нижегородской области, ранее включенные в Реестр, подают сведения об изменении информации с приложением документов, подтверждающих изменения.

Действующим законодательством не предусмотрено ежегодное переформирование реестра с одновременным требованием к поставщику социальных услуг ежегодно подавать новую заявку на включение в Реестр.

Комиссия приходит к выводу, что обязанность повторно (ежегодно) подавать заявку на включение в Реестр, лиц, ранее включенных в Реестр, противоречит требованиям действующего законодательства, возлагает на хозяйствующих субъектов непредусмотренные федеральным законом требованиям и препятствует осуществлению предпринимательской деятельности на указанном рынке.

Вместе с тем требование о предоставлении сведений об изменении информации для лиц, включенных в Реестр не противоречит требованиям действующего законодательства и является правомерным.

Комиссия приходит к выводу, что, в действиях министерства социальной политики Нижегородской области по включению пунктов 4 и Подпункта 4 пункта 3 раздела III, пункт 5 пункт 13 части 2 раздела II и абзац второй пункта 4 раздела II Положения утвержденного Приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.03.2016 № 180 являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент рассмотрения дела Положение является действующим, в связи с чем Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь  статьей  23, частями 1, 5 статьи 39,  частями  1 – 4  статьи  41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать министерство социальной политики Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
  2. Выдать министерству социальной политики Нижегородской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1850-ФАС52-10/16 [format] => [safe_value] => 1850-ФАС52-10/16 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2016-12-14 07:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2016-12-14 07:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1484812723 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )