Разъяснения ФАС России требований АМЗ относительно союзов (ассоциаций)

Выписка из письма о разъяснениях требований АМЗ относительно союзов (ассоциаций)

 

ЦА/32935/13

22.08.13

 

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. 

Одним из основных видов деятельности союзов (ассоциаций) производителей и переработчиков агропромышленной продукции, определяемых уставами, в большинстве случаев является участие в формировании ценовой политики на агропромышленную продукцию, предусматривающее, в том числе, выполнение работ по систематическому мониторингу цен на агропродовольственных рынках. 

Аналитические отчеты по результатам таких работ могут содержать анализ сложившихся цен и прогноз по индикативным базовым ценам на последующие периоды и могут размещаться в единой информационной системе для членов союза (ассоциации) по состоянию соответствующего товарного рынка. 

Данная информация может быть использована участниками рынка - членами союза (ассоциации) исключительно как ориентир при планировании своей производственно-хозяйственной деятельности. 

Распространение союзом (ассоциацией) подобного рода информации среди хозяйствующих субъектов, не являющихся членами союза (ассоциации), и тем более обращение к ним с предложением «ориентироваться» на цены в рекомендуемых пределах, может содержать признаки координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, что запрещено частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции. 

ФАС России обращает внимание также на недопустимость осуществления союзом (ассоциацией), которые в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции являются хозяйствующими субъектами, таких действий с привлечением административного ресурса (через органы государственной власти субъектов Российской Федерации).

Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения, в том числе между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами или осуществление ими согласованных действий, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен.

Кроме того, действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на присоединение хозяйствующих субъектов соглашениям, заключаемым в рамках союза (ассоциации), и которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, могут быть признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.