Андрей Кашеваров: «Вызовы времени диктуют переход к новым формам регулирования»

Открывшийся 26 сентября в Нижнем Новгороде юбилейный XX Международный рекламный форум – одно из ярких явлений российской рекламной отрасли, оценил его значимость заместитель руководителя ФАС России.

Андрей Кашеваров поделился опытом российского конкурентного ведомства в области совершенствования практик и адаптации рекламного законодательства к новым цифровым реалиям.

- В дни крупных событий проходят заседания Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике СНГ, - рассказал Андрей Кашеваров. - Обмениваясь опытом регулирования в наших странах, мы стараемся продвигать лучшие практики и взаимодействия госорганов с рынком. И, оценив новеллы правоприменительной практики, вносить предложения по законодательной работе. Такое взаимодействие обеспечивает единообразие подходов и создает более комфортные условия для бизнеса: если startup начинается в одной из стран СНГ, общие стандарты позволят более комфортно перемещаться через границы.

В условиях цифровой трансформации экономики меняется содержание рекламы.

- Мы должны искать рекламодателя как и рекламораспространителя в виртуальном мире. Регулятору нужно быть в этом успешным, чтобы размещаемый информационной среде контент соответствовал законодательству, - подчеркнул заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. - XX Международный рекламный форум в Нижнем Новгороде, посвященный цифровой рекламе, цифровым формам общения, позволит понять вызовы, на которые мы должны эффективно ответить.

Ежегодно по всей системе антимонопольных органов, включая территориальные управления и центральный аппарат, рассматривается около 13-14 тыс. заявлений граждан. Возбуждается около 4 тыс. дел по факту нарушения закона о рекламе, из которых суды отменяют менее 0,5% вынесенных решений. Этим устоявшимся соотношением определяется эффективность взаимодействия, высокая степень доверия рынка и предсказуемость поведения регулятора.

Пока же верхнюю строчку антирейтинге нарушений занимают нежелательные СМС-сообщения на телефон, хотя распространение рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента в России запрещено. Далее следуют нарушения на рынке рекламы финансовых услуг и рынке рекламы медицинских услуг и лекарственных препаратов. При этом такие нарушения законодательства о рекламе будут постепенно снижаться благодаря недавно принятому Кодексу добросовестных практик в фармацевтической отрасли, полагает Кашеваров.

На панельной дискуссии «Стратегия развития интеллектуальной собственности России», которая прошла в конгресс-зале пленарных заседаний Нижегородской ярмарки, заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров и заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Яна Склярова представили тему «Недобросовестная конкуренция и защита интеллектуальных прав: правовые подходы и актуальная практика».

Согласно статистике ФАС России, смешение занимает второе место по количеству выявленных нарушений (в 2018 году прирост количества решений75,6%). С 2017 года ФАС России углубленно изучает практику злоупотреблений со стороны правообладателей товарных знаков по отношению к параллельным импортерам на предмет выявления и доказывания состава статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции» Растет количество заявлений и обращений, касающихся новых форм недобросовестных практик в интернет-пространстве и с вовлечением новых рыночных игроков – агрегаторов, интернет-магазинов, сетевых «досок объявлений».

На площадке Торгово-промышленной палаты Татьяна Никитина, начальник управления рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы, рассказала о государственном регулировании рекламы.