Внедрение комплаенса - стимул для снижения плановых проверок соблюдения антимонопольного законодательства

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский рассказал об этом на Международной Научно-практической конференции «Комплаенс как система управления рисками: российский и европейский опыт», которая прошла 12 ноября в Правительстве Московской области.

Действующее российское антимонопольное законодательство соответствует международным стандартам антимонопольного права.

-Система антимонопольного регулирования – это, в первую очередь, ограничение возможностей монополистов и субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, запрет на заключение антиконкурентных соглашений. С 2012 года ФАС является органом предупредительного контроля. Исполняемость предупреждений ведомства составляет более 80%, отметил Пузыревский.

Ведомство трансформирует законодательство: ФАС России подготовлен «5 антимонопольный пакет», рассмотрение в первом чтении проходит законопроект о комплаенсе.

Согласно документу, внедрение антимонопольного комплаенса является добровольной мерой. Предполагается, что хозсубъект будет вправе направить в ФАС на согласование внутренние акты, внедряющие антимонопольный комплаенс. Если эти акты будут соответствовать требованиям антимонопольного законодательства, то действия компании в рамках согласованного антимонопольного комплаенса, не могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства.

- Уже сегодня, если внедрившая комплаенс компания не совершала нарушений антимонопольного законодательства в течение 3 лет, то уровень риска* в отношении нее может быть изменен, например, со среднего до умеренного. Внедрение комплаенса является своего рода стимулом для снижение плановых проверок на предмет соблюдения антимонопольного законодательства,- акцентировал Сергей Пузыревский.

Анализ практики работы антимонопольных органов свидетельствует о том, что зачастую нарушения антимонопольного законодательства совершаются органами власти. Согласно задачам Национального плана развития конкуренции до 2020 г., число таких нарушений должно сократиться минимум вдвое.

- Добиться снижения нарушений антимонопольного законодательство со стороны органов власти можно, в том числе с внедрением антимонопольного комплаенса. В помощь субъектам ФАС России были разработаны соответствующие методические рекомендации, -сообщил он. Пузыревский– По состоянию на третий квартал 2019 года, акты по внедрению комплаенса приняты в органах исполнительной власти во всех 85 субъектах Российской Федерации и в 19 ФОИВ.

Участники мероприятия выдвинули предложение создать национальный стандарт комплаенс-менеджемента. Идея была поддержана заместителем руководителя ФАС России.

Справка

Согласно Постановлению Правительства от 01.03 2018 №213, внедрение комплаенса является основанием для снижения категории риска в рамках риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.