• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Стенограмма интернет-конференции «Контроль рекламной деятельности на территории Нижегородской области» 

В ходе состоявшейся 26 ноября  интернет-конференции  врио заместителя руководителя Нижегородского УФАС России Ольга Швецова ответила  на  22  поступивших вопроса.

 

https://youtu.be/EEi6NjkE4i4

Ольга Юрьевна Швецова:

Добрый день! 

Управление Федеральной антимонопольной службы  по Нижегородской области в рамках своих полномочий осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, а также за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений в сфере рекламы и антимонопольного законодательства на территории Нижегородской области.

Мы можем представить некоторые цифры.

За 9 месяцев текущего года в отдел контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции поступило 258 обращений граждан и юридических лиц.

По результатам рассмотрения обращений подготовлено 174 решений  об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства.

А всего Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области возбуждено за 9 месяцев текущего года  65 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

 

А теперь давайте перейдем к тем вопросам, которые поступили к нам.

Первый вопрос.

1). Насколько соответствует законодательству о рекламе использование в роликах и плакатах «калек» или пародий на произведения искусства?

- В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Примером подобного нарушения может служит дело, рассмотренное Комиссией Нижегородского УФАС России несколько лет назад.

В городе Н.Новгороде через почтовые ящики многоквартирных домов распространялись листовки следующего содержания: «Родина-мать кондиционер зовет покупать», с использованием плаката Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!».

В своем письме заявитель  сообщил, что возмущен использованием в рекламе плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!» Ираклия Тоидзе, который остается символом и святыней нашего народа в борьбе с фашистскими захватчиками. По мнению потребителя рекламы,  использование такого плаката в корыстных целях для получения прибыли не допустимо.

Рассмотрев дело по существу Комиссия Нижегородского УФАС России признала рекламу ненадлежащей, противоречащей требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». В своем решении Комиссия указала, что в связи с тем, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Совмина СССР от 16.09.1982г. № 865 (ред. от 29.12.1989 года, с изм. от 25.06.2002 года) «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуре» к памятникам истории и культуры относятся: памятники истории – здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, плакат «Родина-мать зовет!» является памятником истории и культуры, внесен в коллекцию оцифрованных изображений, размещенную на портале «Культура России», также он размещен в электронном музее отечественного плаката. В связи с этим, использование модифицированного образа плаката является оскорбительным для лиц определенной социальной категории - ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

 

 

2). Вопросы неприличных изображений и нецензурных выражений в рекламе рассматриваются антимонопольными органами?

- В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения.

Учитывая изложенное, при ФАС России, а также территориальных органах ФАС России действуют Экспертные советы, на заседаниях которых может быть дана оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

 

 

3). Каким образом Нижегородским УФАС России осуществляется надзор за рекламой и выявление нарушений законодательства о рекламе?

- Задачами государственного надзора в области рекламы являются выявление, предупреждение и пресечение нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями, а также их руководителями, иными должностными лицами и их уполномоченными представителями  требований, установленных Федеральным законом "О рекламе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы, посредством:

а) организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

б) проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

в) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и   устранению последствий выявленных нарушений;

г) систематического наблюдения (мониторинг) за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности в области рекламы.

Дела о нарушении ФЗ «О рекламе» возбуждаются по обращениям юридических и физических лиц и по собственной инициативе.

 

 

4). Допустима ли реклама крепкого алкоголя?

- В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

 

 

5). Рекламу алкогольной продукции необходимо сопровождать предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10 процентов рекламного пространства.

Уточните, как определить рекламную площадь, если на макете изображено несколько товаров, в том числе, не имеющих отношения к алкоголю: следует ли считать 10% от части, занимаемой рекламой алкоголя или от размера всей листовки (т.е., учитывать рекламную площадь и другого товара)?

- По смыслу части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» предупреждением сопровождается реклама алкогольной продукции. При этом предупреждению отводится не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).

Исчисление размера предупреждения   производиться   исходя из общего объема рекламы, если площадь рекламного сообщения составляет 10 квадратных сантиметров, то площадь предупреждения должна составлять 1квадратный сантиметр.

Причем данное требование распространяется и на рекламу продавцов алкогольной продукции, так как в соответствии с часть 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», требования к рекламе алкогольной продукции распространяются и на рекламу продавцов таких товаров.

Действительно, некоторые считают, что при наличии нескольких объектов рекламирование исчисление размера предупреждения происходит от части макета, содержащего изображение специального объекта рекламирования, например, алкогольной продукции. Однако необходимо отметить, что в приведенном примере объектом рекламирования служит не столько конкретная алкогольная продукция, сколько ее продавец — торговый объект (магазин).

Таким образом, при указании в рекламе о том, что в магазине осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе путем упоминания конкретного товара — алкогольной продукции, такая реклама может быть расценена как реклама продавца, в том числе, алкогольной продукции и исчисление размера предупреждения должно производиться исходя из общего объема рекламы.

 

 

6). Регламентирует ли Закон о рекламе продвиженческие акции и рекламные скидки?

Согласно ст. 9 Закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Конкурс, игра - это соревновательные процессы, целью которых является определение победителя, в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса, т.е. не каждый участник такого мероприятия становится его победителем и получает приз.

Таким образом, если в рекламном материале речь идет о скидке на товары, либо о предоставлении каждому покупателю при совершении покупки какого-то товара в подарок, то это не является стимулирующим мероприятием, подпадающим под действие ст.9 ФЗ «О рекламе», так как отсутствует соревновательный процесс и победитель не определяется случайным образом.

Нормы упомянутой статьи Федерального закона "О рекламе" применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и только тогда, когда они проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

 

 

7). Относится ли размещенная в лифте многоквартирного жилого дома информация к наружной рекламе? Кто контролирует ее распространение?

- В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» под наружной рекламой понимается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного, предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Вместе с тем реклама, размещаемая внутри зданий, в том числе, внутри многоквартирных домов, не подпадает под понятие наружной рекламы.

Федеральным законом «О рекламе» не установлено специальных требований и ограничений к рекламе, размещаемой в лифтах многоквартирных домов. Однако реклама, размещаемая в лифтах многоквартирных домов, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе статьей 5 Федерального закона «О рекламе», а также требованиям, предъявляемым главой 3 Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров. Дополнительно следует обратить внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, в том числе, лифты. При этом, согласно положениям статьи 264 ГК РФ распоряжение общим имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников. Таким образом, при размещении рекламы в многоквартирных домах, в том числе, в лифтах многоквартирных домов, необходимо получить разрешение собственников имущества на размещение данной рекламы. В случае если размещение рекламы внутри многоквартирного дома осуществлено без согласия собственников помещений в многоквартирном доме, последние вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.

 

 

8). Должны ли арендаторы торговых центров получать разрешение на установку рекламных конструкций на фасадах зданий торговых и торгово-развлекательных центров, в которых они работают, либо на сооружениях, огораживающих эти здания?

- В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Если информация, размещенная на конструкции, в месте осуществления деятельности хозяйствующего субъекта является рекламой, то в соответствии с требованиями статьи 19 ФЗ «О рекламе» на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции необходимо разрешение органа местного самоуправления.

Часть 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе»: 

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Часть 10 статьи 19 ФЗ «О рекламе»:

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Однако, надо помнить, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе», требования закона не распространяются на вывески и указатели, не содержащие сведения рекламного характера.

Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 27.12.2017г. (исх.№АК/92163/17) не является рекламой размещение наименования организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей в месте реализации товара, оказания работ или услуг (например информация о реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Подобная позиция изложена в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ №58 от 08.10.2012г. «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».

 

 

9). Какими нормами закона регулируется размещение рекламы займов?

- Частью 3 статьи 28 установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

При этом порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)».

Также частью 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" установлено, что  реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается. Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом). Кроме того, статьей 4 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности. При этом порядок деятельности некредитных финансовых организаций установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".

Учитывая изложенное, в случае выявления рекламы деятельности по предоставлению займа лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность в данной сфере, такая реклама должна признаваться нарушающей требование части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе". Ответственность за нарушение части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в соответствии с частью 7 статьи 38 данного закона возложена на рекламораспространителя.

 

 

10) По вопросу рекламы займов «под материнский капитал»

- Основание и порядок направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий регулируются статьей 10 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В частности, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредствам совершения любых не противоречащих закону сделок и участие в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

В соответствии с   частью 7 статьи 10 указанного закона «Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» :

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

 - кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

-  кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации",  

- сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", осуществляющими свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

 -  единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Все операции со средствами материнского (семейного) капитала осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации по заявлению лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал, в безналичном порядке в пределах, определенных Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Иные действия с материнским капиталом законодательством не предусмотрены.

Относительно рекламы этой услуги, она также должна отвечать требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 

 

11). Трактует ли Закон о рекламе вывеску магазинов как рекламу? Необходимо ли собственнику торговой точки получать разрешение на вывеску?

Как ФЗ «О рекламе» разграничивает рекламные щиты от вывесок и указателей?

- Статья 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе предусматривает, что данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывески) или рекламы следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, например, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц. Однако если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. При этом обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

Так, например, размещение крышной установки на многоэтажном здании, в котором организация арендует одну комнату, следует расценивать как рекламу этого заведения, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места нахождения организации и преследует иные цели. Стоит отметить, что органы местного самоуправления не вправе требовать от организаций получения разрешения, предусмотренного ст. 19 Закона "О рекламе", на установку вывесок. При этом отдельные требования к вывескам (в том числе требование о регистрации)  предъявляются органами местного самоуправления в рамках реализации полномочий по благоустройству территорий.

 

 

12). Существуют ли слова либо словосочетания, чье применение в слоганах может привести к нарушению требований законодательства?

Какая мера ответственности предусмотрена за их применение?

- Статья 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» относит к недобросовестной конкуренции некорректное сравнение с хозяйствующим субъектом-конкурентом, в том числе путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", а также любой информации способной ввести потребителей в заблуждение, если это направлено на ущемление прав конкурентов.

В случае установления указанных признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольным органом выдается предупреждение, в случае не исполнения которого возбуждается дело.

Однако, если такое некорректное сравнение имеет место в рекламе, то антимонопольный орган возбуждает дела по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Ответственность за это предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

13). Сейчас в магазинах торговых сетей распространяется такое сообщение: «ЗДЕСЬ ПРОДАЮТСЯ СТИКИ ДЛЯ IQOS» и «У нас можно приобрести IQOS». Сообщение размещается на шкафах, которые отведены для продажи сигарет. Согласно информации, представленной в интернете IQOS это аппарат, предназначенный для курения

 Согласно пункту 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» запрещается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

В декабре 2018 года в Нижегородском УФАС России рассмотрено дело, возбужденное в отношении хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в магазинах торговой сети «EUROSPAR» по поводу размещения этих  сообщений на поверхностях панелей, отведённых для продажи сигарет.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в силу требований части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» информация, размещенная в месте продажи товаров, являющаяся обязательной к размещению в данному месте и если при этом такая информация не направлена на привлечение внимания и формирование интереса к товару (работе, услуге), его изготовителю и / или продавцу, рекламой  не является, и требования ФЗ «О рекламе» на такую информацию не распространяются.

В связи с тем, что выражения: «У нас можно приобрести IQOS»; «ЗДЕСЬ ПРОДАЮТСЯ СТИКИ ДЛЯ IQOS», не содержат дополнительных изображений, образов, рекламных слоганов и иной информации, выходящей за пределы необходимого информирования о реализуемом товаре, размещены в месте продажи соответствующих товаров и предназначены для информирования потребителей о возможности приобретения в данном месте электрического прибора IQOS и стиков.

Следовательно, такая информация, исходя в том числе из способа и манеры ее исполнения, и места размещения, не преследует целей, стоящих перед рекламой, и рекламой не является, требования ФЗ «О рекламе» на такую информацию не распространяются.

 

 

14). Если организация не выдает кредит, может она в таком случае привлекать во вклады денежные средства граждан?

- Организация, не являющаяся кредитной и не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять такой вид банковских операций, как привлечение во вклады денежных средств физических лиц.

Основной целью деятельности кредитного кооператива является осуществление финансовой взаимопомощи добровольно объединившимися гражданами пайщиками за счет паевых взносов, переданных в собственность кредитного потребительского кооператива, и личных сбережений. Такая взаимопомощь не является финансовым посредничеством или финансовой услугой.

Привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) относится к банковским операциям (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

В силу ФЗ «О банках и банковской деятельности» исключительное право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законом порядке.

 

 

15). Каким образом при рекламе финансовых услуг должны быть доведены до потребителя условия кредитования (проценты, размер комиссии и так далее)

 Согласно части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Поэтому, если в рекламе услуги по предоставлению кредита крупным шрифтом указана привлекательная процентная ставка, а иные условия, влияющие на расходы лица, получившего кредит, указаны таким способом, что не могут восприниматься потребителем рекламы при используемом способе ее распространения, то такая реклама будет нарушать требования частей 2 и 3 статьи 28 Закона о рекламе и может быть признана ненадлежащей.

При этом размещение информации о кредитной организации вертикально по отношению к основному тексту рекламы, а также указание сведений о кредитной организации мелким шрифтом, цветовая гамма которого идентична в части цветовой гамме фона, на котором расположена надпись, делают информацию об организации, предоставляющей кредит, нечитаемой (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.06.2008 № А19-3342/07-Ф02-7018/07 по делу № А19-3342/07).

 

 

16). Является ли недостоверной рекламой информация о финансовой услуге, размещенная на сайте микрофинансовой компании, если в офисе финансовой организации озвучили другую процентную ставку, намного превышающую ту, что указана на сайте?

- В данном случае информацию, размещенную на официальном сайте микрофинансовой организации, антимонопольный орган не может рассматривать как рекламу и на нее не могут распространяться требования закона «О рекламе», так как в соответствии с разъяснениями ФАС России «О рекламе в сети «Интернет» от 28 августа 2015 г. №АК/45828/15, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (услуг) или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров (услуг). Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п.

Следовательно, на информацию, размещенную на сайте микрофинансовой организации, положения ФЗ «О рекламе» не распространяются.

 

 

17). На телевидении часто транслируется реклама безалкогольного пива. Насколько это законно?

- Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. Но безалкогольное пиво – совершенно иной напиток.

В соответствии со статьей 21 ФЗ №38-ФЗ «О рекламе» содержится ряд ограничений, относительно способов рекламирования алкогольной продукции. Так, запрещается размещение такой рекламы в периодических печатных изданиях; в сети Интернет; в теле- и радиопрограммах; в детских, образовательных, военных, медицинских организациях, театрах, цирках, музеях, концертных залах, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 м от таких сооружений.

Безалкогольное пиво не попадает под понятие «алкогольная продукция», так как в нем содержание этилового спирта составляет менее 0,5% объема готовой продукции. Соответственно, на рекламу такого пива вышеуказанные требования статьи 21 ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Однако если распространяется реклама безалкогольного пива с использованием товарных знаков и из данной рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво, то такая реклама должна соответствовать требованиям 21 статьи ФЗ «О рекламе».

 

 

18). Разрешена ли реклама на выносных штендерах?

- В отношении выносного штендера не распространяются положения Федерального закона "О рекламе", касающиеся порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по результатам проведения торгов.

Согласно позиции ФАС России, по смыслу статьи 19 Федерального закона "О рекламе", к рекламным конструкциям, размещение которых регулируется данной статьей, относятся технические средства стабильного территориального размещения, к которым не относятся выносные штендеры.

Однако в случае, если штендер располагается стационарно (то есть прочно связан с землей, зданиями, объектами недвижимого имущества и не предназначен для перемещения), он может быть признан рекламной конструкцией и его размещение должно будет осуществляться с учетом требований статьи 19 Федерального закона "О рекламе".

Специальных требований, касающихся размещения таких штендеров, в Федеральном законе "О рекламе" не содержится.

 

 

19). Что делать, если на фасаде многоквартирного доматразмещена реклама без согласия жильцов?

- Для ответа на данный вопрос прежде необходимо разграничить понятия "вывеска" и "реклама".

 Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В свою очередь, вывеска содержит, в частности информацию, которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя, а именно наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Рекламную конструкцию можно установить по договору с собственником недвижимости, к которой она присоединяется, либо с лицом, управомоченным собственником. Поскольку многоквартирные дома и жилые помещения в них могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, ответ на вопрос, необходимо ли согласие жильцов на размещение рекламной конструкции, зависит от того, в чьей собственности находится многоквартирный дом и жилые помещения в нем.

1. Если многоквартирный дом находится в государственной или муниципальной собственности

В данном случае согласие жильцов, не являющихся собственниками приватизированных в таком доме квартир, на установку рекламной конструкции не требуется.

Тем не менее, рекламная конструкция должна быть размещена на основании:

- договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного по результатам торгов;

- разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Если есть основания полагать, что при установке рекламной конструкций на фасаде многоквартирного дома были нарушены нормы законодательства, вы можете обратиться в администрацию г. Нижнего Новгорода для проверки законности установки и эксплуатации рекламной конструкции.

2. Если многоквартирный дом находится в частной собственности

В данном случае установка и эксплуатация рекламной конструкции возможны только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.

Если рекламная конструкция установлена на фасаде многоквартирного дома без согласия собственников помещений, вы вправе обратиться в вышеуказанные уполномоченные органы местного самоуправления и дополнительно:

1) направить обращение в государственную жилищную инспекцию;

2) инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу обращения в суд с заявлением о взыскании неосновательного обогащения с владельца рекламной конструкции в связи с неправомерным использованием общего имущества собственников помещений.

 

 

20). Сайт Avito.ru размещает объявления о продаже квартир или машин с фотографиями, не соответствующими действительности. Какая мера ответственности регламентирует эти действия?

- Рекламой признается информация, одним из признаков которой является направленность такой информации на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 6 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» установлено, что указанный закон не распространяется на объявления физических юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, объявления физических лиц, связанные с продажей собственности, а также личных вещей не являются рекламой, так как не преследуют целей рекламы, следовательно, требования Федерального закона «О рекламе» на такую информацию не распространяются.

 

21)  Вот такое соседство запечатлел сегодня наш сотрудник на улице Победы, напротив ДК Победы. Как думаете, уместно ли открывать бар с таким названием в доме, где жили люди, действительно знавшие, что такое Победа?

Спросим Нижегородское УФАС России, насколько оправдано наше внимание к этому явлению.

 

Видеоответ представлен по сылке https://youtu.be/bAJqhLWwR7k

 

21). Может ли рекламодатель запросить консультацию в Нижегородском УФАС России, выслав рекламные макеты на согласование в профильный отдел антимонопольного органа?

- Территориальные антимонопольные органы не уполномочены давать разъяснения по законодательству Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, Нижегородское УФАС России может высказать компетентное мнение по вопросу соответствия той или иной рекламы требованиям законодательства РФ о рекламе, основанное на нормах действующего законодательства, разъяснениях ФАС России и с учетом имеющейся судебной практики.