Среда обитания бизнеса

http://stnmedia.ru/mag/october-2018/21455/

Журнал / ОКТЯБРЬ 2018

Среда обитания бизнеса

Начинающие бизнесмены могут долго ждать подходящего момента для запуска нового бизнеса. Но времена года действительно различаются по средней продуктивности человека. В основе этого эволюция: люди тысячелетиями зависели от того, насколько хорошо они соберут осенью урожай. Закономерный бум продуктивности отложился в генетическом коде человека. И статистика говорит о том, что новое дело лучше начинать в сентябре: впереди еще три месяца самой высокой работоспособности, которая поможет поскорее раскрутить бизнес.

Тон конкурентной среды региона в целом задают рынки российские: автокомпонентов, автосборки, большой химии, производства очищенных светлых углеводородов, продукции машиностроения. Они живут в том режиме ценовых условий, барьеров входа и прочих параметров, в котором живет весь рынок.

Однако важная составляющая этих рынков — локальные условия. Например, благоприятность инвестиционного климата определяют региональные меры поддержки: совершенство управленческих практик областного правительства и его профильных структур.

Несомненно, всегда что-то идет не по идеальному сценарию. Но идеал недостижим, и радует, что в целом действия системы управления разумны, адекватны и проактивны. Есть управленческий сценарий, в рамках которого проявляется клиентоориентированность системы управления. Например, система поддержки малого предпринимательства децентрализована и начинающим свое дело предпринимателям, нуждающимся в поддержке, необязательно ехать в Нижний Новгород — все делается на месте. Эффективно используются возможности цифровой экономики, возможности онлайн-сервисов.

Сильной стороной Нижегородской области является появление Стратегии развития до 2035 года. Теперь люди, способные строить бизнес, понимают долгосрочные перспективы, намеченные крупными игроками. Это помогает прагматично и точно планировать собственную деятельность.

«Сильной стороной Нижегородской области является появление Стратегии развития до 2035 года. Теперь люди, способные строить бизнес, понимают долгосрочные перспективы, намеченные крупными игроками»

Процесс принятия Стратегии‑2035 также очень важен, поскольку он охватил большое количество людей, которых попросили высказать свое мнение. Это наиболее важный момент: из обобщения понимания людьми способов достижения стратегических целей вытекает необходимая тактика областного правительства, муниципальных администраций, их структур.

Люди говорят о том, чего они хотят и чего они опасаются, чего и в какой очередности они ждут от органов власти. Это создает ориентиры для тех же самых органов власти. Вместе это и есть наполнение, уплотнение предпринимательского пространства. Решаются задачи, которые ставит жизнь, и это снижает риски и повышает предпринимательский энтузиазм в деловой среде.

Стартовать и развиваться бизнесу мешают очень многие факторы: это и наличие ресурсов для старта, это и отсутствие знаний и понимания, где наилучшим образом употребить свои ресурсы. Здесь важна фокусировка, поскольку ошибка влечет за собой материальные потери, а при ограниченности ресурсов эта попытка может оказаться единственной.

Дополняя список, можно вспомнить стандартные вещи: высокую налоговую нагрузку, бюрократические барьеры в административных случаях. Это классические препятствия для старта предпринимателя и ведения бизнеса — не новы, ничего, чего бы мы не встретили больше нигде, в Нижегородской области нет. Но у нас весьма совершенное инвестиционное законодательство, достаточно удачно построен процесс работы с инвестициями и предпринимательством. И в силу этого есть хороший потенциал для преодоления барьеров.

Жизнь движется быстро, возможности быстро появляются и так же быстро исчезают. Нужны новые решения, которые могут быть воплощены посредством инструментов и инструментария цифровизации, дорожного картирования.

Есть дорожная карта развития конкуренции Нижегородской области. Есть отраслевые дорожные карты. Построенные на мониторинге удовлетворенности предпринимателей и потребителей, они включают в себя меры, которые ждет бизнес и население. Работа с этим документом вдумчивому предпринимателю может дать хорошие ориентиры для приложения своих усилий.

Построенные с учетом результатов научно обоснованного мониторинга удовлетворенности потребителей, они представляют собой важный управленческий ресурс конкурентоспособности региона в сравнении с другими субъектами федерации.

Текст: Михаил Теодорович

Фото: Роман Бородин