Стратеги и чиновники

http://regions.ru/news/2626029/

Случившийся месяц назад очередной скандал с участием представителя региональной власти, на этот раз с заместителем министра здравоохранения Нижегородской области, лишь подтверждает общероссийскую тенденцию. Система отбора кадров в стране явно сбоит, если в государственные институты всё чаще стали проникать, мягко сказать, откровенно неподготовленные люди.

Продолжая тему региональной медицины вспоминается и друга недавняя информация, также касающаяся столицы ПФО. В конце сентября Счетная палата РФ сообщила о росте младенческой смертности в тех регионах страны, где в 2016–2017 годах начали функционировать перинатальные центры - клиники, которые как раз и предназначены для консультирования, лечения и реабилитации беременных и родивших женщин и новорожденных. Возглавила грустный рейтинг именно Нижегородская область, там за январь-апрель 2018 года этот страшный показатель вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года аж на 37%!

Ненадолго исчезнув из федеральной информационной повестки, уже в первой половине декабря регион снова отметился в ней явно не со знаком плюс – в данном случае новостью об уходе в отставку сразу двух заместителей губернатора, один из которых - г-н Шевченко - управленец с большим опытом, курировал социальный блок, куда входило и министерство здравоохранения. О причинах отставок гадает нижегородское экспертное сообщество, высказываются вполне логичные предположения, что в областных властных институтах явно что-то пошло не так, как планировалось. И в первую очередь это касается сферы здравоохранения.

  • Если воспользоваться любым интернет-поисковиком, вбив туда что-то вроде «состояние здравоохранения в Нижегородской области», то можно узнать ещё столько интересного, что хватит на полноценный сериал, и это будет явно не российская версия уже подзабытого «ER» (популярный в начале 2000-х американский телесериал «Скорая помощь»).
  •  

Добавляет нервозности в ситуацию и то, что все эти и ещё некоторые другие события, о которых речь пойдёт ниже, случились именно в уходящем году, когда пришедшая в регион новая управленческая команда, казалось бы, окончательно сформировалась, а сам процесс перехода власти прошёл без скандалов. Однако, только совсем не интересующийся новостями человек мог не увидеть настоящее нашествие варягов-чиновников, занявших многие ключевые посты (от первого лица области до работников мэрии) в областной и муниципальной ветвях власти. Словно это неизвестный остров в океане с населяющим его племенем Мумбу-Юмбу, а не одна из крупнейших и промышленно развитых территорий страны с собственной элитой. Ответы на возможные вопросы - «почему так?» и «кому это нужно?», очевидно, предполагают наличие множества версий.

Среди приезжих чиновников, помимо вышеупомянутого уже бывшего исполняющего обязанности замгубернатора г-на Шевченко, оказался и действующий министр здравоохранения г-н Шаклунов – ещё молодой управленец, но уже с немалым стажем работы и, что называется, «в полях» (бригада неотложки, поликлиника, больницы), и на важных чиновничьих должностях, например, в ранге заместителя главы аналогичного министерства в Крыму.

Местные комментаторы, при появлении нового министра, вовсю заговорили о реформе медицинского обслуживания в Нижегородской области. По крайней мере, именно она была одним из приоритетов нового регионального правительства, в том числе и по причине давно сложившейся тяжёлой демографической ситуации. Однако, как замечается в одном из материалов неподконтрольного власти местного интернет-издания, «сейчас от Шаклунова в «культурном шоке» и медики-бюджетники, и частная медицина. Реформа явно застопорилась из-за неприятия личности министра?». В свою очередь, мы можем лишь предполагать был ли в культурном или каком-либо ином шоке от своего подчинённого ушедший в отставку исполняющий обязанности вице-губернатора г-н Шевченко. Фактом является лишь то, что за последний месяц глава областного минздрава Шаклунов лишился сначала одного из своих заместителей, а потом и прямого начальника. Наверное, можно поздравить господина министра с тем, что его деловые качества не вызывают нареканий.

Что же не так в системе здравоохранения крупного приволжского региона и какие её тайны увозит с собой уволившийся чиновник, практически год курировавший это направление? Очевидно, что причина, приведшая к скандальному эпизоду с замминистра здравоохранения (справедливости ради, необходимо отметить, что г-жа Ермилова «досталась» новой управленческой команде от старой как креатура бывшего вице-губернатора Сватковского, ныне депутата Госдумы), с упоминания которого мы начали данный материал, – лишь один из вопросов, волнующих местное профессиональное сообщество. Он касался выделения квот по ОМС для частных медучреждений. Все участники рынка хорошо понимают их ценность, но не менее хорошо её понимают и чиновники. Желание регулировать (о причинах можно догадаться) их выдачу привело областное правительство к противостоянию с УФАС, в котором представительство федерального ведомства одержало победу. Теперь в соответствии с предписанием антимонопольного органа исполнительная власть региона обязана пересмотреть критерии распределения квот оказания медицинской помощи в рамках ОМС.

Но ещё больший интерес вызывает изменившаяся за последний год практика в сфере закупок. Известно, что именно с приходом в областное министерство здравоохранения и связанных с ним организаций новых людей некоторые закупки стали производиться по новым правилам. Например, по словам производителей рентгентехники, у них создалось ощущение, что все технические требования к оборудованию на последних конкурсах как будто специально прописывались под одну вполне конкретную компанию. Такой «полюбившейся» компанией для ответственного за конкурсные процедуры Государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» (далее «НОФ) стало ЗАО «НИПК «Электрон» из Санкт-Петербурга, к которому мы вернёмся чуть позже.

  • ГП НО «НОФ» создано в 2004 году в результате слияния 20-ти государственных фармацевтических предприятий. Уставный капитал составляет 40,9 млн рублей. НОФ включает в себя 275 аптечных организаций, в том числе управляет сетью «Госаптека». По данным «СПАРК-Интерфакс» головной компанией является министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области. Генеральный директор – Павел Ястребов. В 2017 году выручка НОФ достигла 11,4 млрд рублей, чистая прибыль – 108 млн рублей. Сумма контрактов в 2017 году составляла 8,6 млрд рублей, в 2018 году - 5,4 млрд рублей.
  •  

Как видно из справочных данных, перед этой относительно молодой областной структурой стоят действительно серьёзные задачи, если в своей деятельности она оперирует такими бюджетами. Наверное, именно поэтому у неё и заметная история взаимоотношений с уже вышеупомянутым региональным подразделением Федеральной антимонопольной службы, основными претензиями которой к «НОФ» являются систематические и разнообразные нарушения положений ФЗ «О защите конкуренции».

В начале 2018 года руководитель нижегородского УФАС г-н Теодорович, говоря о монополизации региональных рынков, приводил в пример неправомерные схемы закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения, называя в качестве причин действующую на тот момент в области законодательную базу, согласно которой «НОФ» наделялась эксклюзивным правом поставок лекарственных средств и медицинских изделий в учреждения, подведомственные Минздраву. УФАС долгое время безуспешно пыталась оспорить эти и другие правовые акты, как противоречащие упомянутому ФЗ, и лишь недавно службе это удалось.

Возможно, благодаря этому событию или же по причине череды скандалов и отставок в областном правительстве и, как следствие, привлечение ненужного внимания к его деятельности, ГП «НОФ» в срочном порядке внесла серьёзные изменения в план закупок на текущий год. Так, если в варианте от 22.11.2018 в нём существовали позиции 2183 и 2184 («Аппарат рентгеновский диагностический цифровой для рентгенографии») в количестве 60 штук и общей стоимостью 510 миллионов рублей, то уже 05.12.2018 закупка по позиции 2183 была полностью  аннулирована, а закупка по позиции 2184 - существенно скорректирована. Мы не специалисты и не можем судить о потребности Нижегородской области в таком количестве однотипной медаппаратуры, которое предполагалось закупить изначально, и только под воздействием неведомых нам обстоятельств было изменено, вспомним лишь, что в 2017 общая сумма контрактов, заключённых «НОФ» равнялась 8,6 миллиардам по всем позициям.

А теперь, как и обещали, вернёмся к ЗАО «НИПК «Электрон». Череда скандалов сопровождает компанию уже на протяжении нескольких лет. Только в этом году были обвинения и в сговоре при госзакупках в Чувашии и в срыве поставок в Калининграде. Участники профильного рынка отмечают, что компания имеет не только давние и вполне конкретные наработки по участию в конкурсных процедурах по закупкам, но и в целом использует разнообразные методы для продвижения своей продукции. В частности, большой резонанс вызвала несколько лет назад коммуникационная стратегия, обнаруженная в офисе компании работниками УФАС по Санкт- Петербургу в ходе проверки по делу о «нарушении антимонопольного законодательства в отношении Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и ЗАО «НИПК «Электрон».

Как сообщается в тексте решения антимонопольной службы культурной столицы России, основной задачей найденной коммуникационной стратегии является «выработка перспективных концепций позиционирования компании «Электрон» на рынке рентгеновского оборудования». Например, в соответствии с Позиционированием 1 стратегии потребителями продукции компании являются две целевые группы: чиновники и медицинская общественность. Первых (они интересуют нас больше) стратегия характеризует так: «чиновники, потребностями которых является личный интерес, освоение бюджета, политические дивиденды».

Дальше из текста решения УФАС по Санкт-Петербургу можно узнать, что: «Позиционирование 1 направлено на возможность дать представителям обеих целевых аудиторий ощущение того, что они приняли верное решение в выборе поставщика, несмотря на полученную взятку, а также создание ощущения эмоционального комфорта…». Как говорится, без комментариев.

Наверное, мы не ошибёмся, если предположим, что в наше конкурентное время такие «стратегии» не только не исчезают, а скорее дополняются новыми пунктами и, как мы помним, продукция ЗАО «НИПК «Электрон» хорошо известна и нижегородским чиновникам, ответственных за закупку медоборудования. Вы спросите, почему? Думается, мы не сильно ошибёмся, если предположим, что условия (или «перспективные концепции»), предлагаемые этим предприятием, оказываются более привлекательными, чем у конкурентов. А уж какая «стратегия» и какие её пункты использовались для достижения целей, решать не нам.

Опять же, по мнению производителей товаров медицинского назначения, ситуация может совсем упроститься, когда приезжий чиновник приводит за собой и знакомые ему коммерческие структуры, а данный подход преобладает сегодня всё чаще. И тут почему-то вспоминается, что генеральный директор ГП НО «Нижегородская областная фармация» г-н Ястребов приехал в Нижний Новгород именно из Санкт-Петербурга. Что он сделал там стремительную карьеру эффективного управленца как раз в системе медобслуживания населения. Что это привело его на работу в тамошний Комитет по здравоохранению, который в свою очередь, не забудем, примерно в тоже время активно взаимодействовал с компанией «Электрон»...

И после всего этого подумалось, а может всем заинтересованным сторонам – обществу, коммерсантам и чиновникам - надо наконец-то определиться с тем, что за система здравоохранения нужна нашей стране, а не иметь уже довольно долгое время какой-то её эрзац-вариант? Когда, с одной стороны, многое всё ещё стоит (на самом деле, давно шатается) на базисе, выстроенном при СССР, а, с другой, по некоторым направлениям ушло в такую дикую коммерцию, что диву даёшься, как эти крайности могут сосуществовать. Сегодня бенефициаров такого положения назвать нетрудно. Очевидно, что это не общество. Скорее всего, это и не работники коммерческого сектора в медицине. Остаётся только один вариант – это чиновники…

Григорий Пахомов