Врио заместителя руководителя Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы России Ольга Швецова в интервью ИА «Время Н» рассказала о работе специального совета по рекламе при Нижегородском УФАС и о том, какая реклама считается неэтичной и 

— Ольга Юрьевна, какую рекламу можно назвать ненадлежащей?

— Ненадлежащая реклама бывает несколько видов: недобросовестная, неэтичная и недостоверная. Недобросовестной является реклама, дискредитирующая граждан, которые не пользуются каким-то товаром, содержит некорректные сравнения с другими торговыми марками или содержит материалы, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов.

Бывает и недостоверная реклама, которая содержит сведения, не соответствующие реальным качествам товара, а также недостоверную информацию о скидках, тарифах, способах оплаты и других условиях приобретения, обмена, ремонта, доставки или обслуживания.

Есть и третий вид недопустимой рекламы — неэтичная. Она содержит информацию, которая нарушает общепринятые нормы морали и гуманности, содержит нецензурные слова и выражения, разжигает межнациональную рознь, оскорбляет людей определенной национальности, социальной категории, профессии, пола и так далее.

Также не допускаются рекламные материалы, которые порочат объекты искусства, составляющие национальной и мировое культурное достояние. То же касается религиозных символов и национальных валют.

— А как происходит процесс признания рекламы недобросовестной и как ФАС добивается ее запрета?

— Поводом для возбуждения дела могут стать обращения от граждан, либо заявления от государственных органов власти или местного самоуправления, а также на основании представления прокурора.

Кроме того, дела возбуждаются по собственной инициативе УФАС, если его сотрудники сами обнаружили рекламу, содержащую признаки нарушения законодательства. Иногда мы узнаем о каких-то вопиющих случаях из СМИ или соцсетей.

Заявления рассматриваются в течение месяца, и если в рекламных материалах действительно усматриваются признаки несоответствия законодательству, то возбуждается дело. В итоге принимается решение о наличии или отсутствии признаков нарушения рекламного законодательства, также могут быть вынесены предписания об устранении ненадлежащей рекламы.

— Если гражданин нашел рекламу, которая, по его мнению, недобросовестная или вводит в заблуждение, то куда ему следует обратиться?

— Нужно обращаться в УФАС по электронной почте, рассказать о ненадлежащей рекламе во время личного приема или в обычном письме. Все адреса и телефоны есть на нашем сайте n-novgorod.fas.gov.ru, заявки и жалобы будут рассмотрены в течение месяца.

Должна предупредить, что анонимные жалобы остаются без рассмотрения, необходимо зафиксировать нарушение, например, сфотографировать его, указав дату и место нарушения и поставив личную подпись.

— На какую рекламу чаще всего жалуются в нижегородское УФАС?

— Абсолютным лидером является рассылка в виде СМС-сообщений, о ней нам сообщают постоянно. Во многих случаях такая реклама действительно незаконна, но иногда человек, сам того не осознавая, подписывается на нее. Нужно быть очень внимательными при скачивании приложений, регистрации на сайтах, покупках различных услуг и товаров. Зачастую люди машинально дают свое согласие, и после этого им приходится самостоятельно искать способы отказаться от рассылки, потому что с точки зрения закона она полностью легальна.

Реже жалуются на различные рекламные ролики. Некоторые находят их неэтичными или неприличными. Часто люди, например, сообщают о материалах, где используются изображения женщин в откровенных нарядах.

— При УФАС существует экспертный совет по рекламе. Как часто он собирается и сколько жалоб рассматривает? Кто туда входит? Какой властью обладает совет, может ли он что-то запрещать или только рекомендует?

— Да, у нас действительно есть такой совет. Он собирается, чтобы рассмотреть какие-то образцы рекламы, особенно когда необходима, например, экспертная оценка с точки зрения этических и моральных норм. Также он оценивает воздействие рекламы на потребителей, соответствие действительности сведений, которые указаны в рекламе. Заседания нерегулярные и проводятся по мере необходимости.

Состав совета очень разнообразен, туда входят представители Роскомнадзора, операторов связи, сотрудники кафедры журналистики ННГУ им. Лобачевского, представители рекламного бизнеса, члены Торгово-промышленной палаты, работники телекомпаний, члены Федерации рестораторов и отельеров и многие другие. Обычно они рассматривают около 5−10 обращений в год, но иногда бывают всплески активности граждан и поступает значительно больше жалоб.

В большинстве случаев их признают необоснованными, так как у всех людей разные представления о приличном и допустимом. Как я уже упоминала, жалуются на изображение женщин в нижнем белье в рекламе, но если это не противоречит законодательству, то это не запрещено. Решения совета по рекламе носят рекомендательный характер, и он не может что-то запрещать или разрешать.

Бывает, когда реклама признается ненадлежащей и жалобы оказываются обоснованными. За последние годы мы рассмотрели три случая, когда рекламодатели использовали образ «Родина-мать зовет!» со знаменитого плаката 1941 года за авторством Ираклия Тоидзе. Например, изображение «Родина-мать зовет!» использовалось в рекламе рыболовных принадлежностей. Мы посчитали, что оно может оскорблять патриотические чувства людей, уважительно относящихся к истории России и Великой Отечественной войны, в том числе, ветеранов.

— Какие интересные или курьезные случаи вы можете вспомнить? Часто ли приходится сталкиваться с различными необоснованными или странными жалобами?

— В 2019 году нам поступила жалоба из Дзержинска. Заявитель пожаловался на рекламу строительного магазина, где была изображена лежащая на полу полуобнаженная девушка и содержалась следующая строчка «Стелюсь под ваши ноги. Качественно. Доступно. С гарантией». Местный житель, увидев рекламный щит, посчитал, что эта формулировка является непристойной и пошлой. В итоге совет согласился с позицией заявителя и указал, что использование подобного изображения в рекламе магазина стройматериалов неуместно.

В 2020 году нижегородцы жаловались на рекламные постеры шоу «Я стесняюсь своего тела», где было изображение мужчины с головой кота породы «сфинкс». По мнению заявителя, это унижало весь человеческий род и в принципе нельзя изображать людей с головами животных.

Был еще один случай, когда нижегородец пожаловался на рекламу в лифте. На плакате была изображена овца в солдатской пилотке с надписью «С днем защитника Отечества!». Данный образ эксперты посчитали оскорбительным и неуместным.

Текст: Александр Асриян

Ссылка https://www.vremyan.ru/interviews/olga_shveczova_o_neetichnoj_reklame__neobychnykh_zhalobakh_i_reklamnom_sovete_fas.html