Жалуйтесь грамотно!

Что нужно знать при подготовке обращения

В Нижегородское УФАС России поступают жалобы на рост цен на продукты питания. Они составлены без учета требований действующего законодательства, что существенно затрудняет их рассмотрение. На что следует обратить внимание заявителям?

 

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заявление в антимонопольный орган подается в письменной форме и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

Согласно части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения.

 

К сожалению, информации в заявлениях часто недостаточно, чтобы дать правовую оценку представленных сведений и даже в точности определить предмет рассмотрения жалобы.

Таким образом, отсутствие всех необходимых документов не позволяет антимонопольному органу сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговлю продуктами питания.

 

Заявителей, особенно физических лиц, при подготовке жалобы просим обратить внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в новой редакции установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неограниченного круга потребителей.

Для установления факта наличия либо отсутствия нарушения, антимонопольному органу необходимо установить, занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение на определенном товарном рынке.

Вместе с тем, в соответствии с новой редакцией части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей подлежат перенаправлению по подведомственности на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При подготовке жалобы на рост цен на продукты питания необходимо учитывать также то, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381 - ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе цены на продаваемые товары хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, определяют самостоятельно.

Положения Закона о торговле регулируют отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Отношения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию продуктов питания, и физическими лицами (потребителями) регулированию нормами данного закона не подлежат.

 

Нижегородское УФАС России