О нововведениях в Федеральный закона «О защите конкуренции» в части недобросовестной конкуренции

Темой специализации Нижегородского УФАС России является «Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства РФ при рассмотрении дел по признакам нарушения части 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ (в том числе судебная практика)». В связи с этим, Нижегородское УФАС России уделяет большое внимание освещению вопросов, касающихся темы специализации, в том числе нововведений в Федеральный закон «О защите конкуренции».

С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ввел в Федеральный закон «О защите конкуренции» новую главу 2.1, детализирующую перечень форм недобросовестной конкуренции. Одновременно признана утратившей силу статья 14 Закона о защите конкуренции.

Глава 2.1 содержит следующие статьи, раскрывающие действия, являющиеся недобросовестной конкуренцией:

- статья 14.1 - запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации;

- статья 14.2 - запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, при этом запрещается вводить в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов);

- статья 14.3 - запрет на недобросовестную конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром;

- статья 14.4 - запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации);

- статья 14.5 - запрет на недобросовестную конкуренцию путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту;

- статья 14.6 - запрет на недобросовестную конкуренцию путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации;

- статья 14.7 – запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

- статья 14.8 – запрет на иные формы недобросовестной конкуренции.

При этом, если ранее антимонопольный орган мог сразу возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства при наличии признаков нарушения, то сейчас согласно статье 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела по статьям 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Таким образом, непосредственно при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства может быть возбуждено дело по статьям 14.5 и 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции».

В связи с нововведениями в первом полугодии 2016 года Нижегородским УФАС России выдано 8 предупреждений, из которых на сегодняшний день исполнено - 5.

Предупреждения выданы следующим организациям:

- ООО «Квартал-Ойл» и ИП Симонову П.А. в связи с наличием признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» - реализация некачественного топлива на автозаправочных станциях;

- ООО «Защите Сервис+», ООО «Волга-Цифрал», ООО «Сервис-Центр-Цифрал», ООО «Технический Центр Цифрал» - в связи с наличием признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» - выставление квитанций об оплате услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию домофонной системы жителям многоквартирных домов, которые отказались от услуг данных компаний;

- АО «СОГАЗ» и САО «ВСК» в связи с наличием признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» - нарушение порядка расчета страховой премии, установленного Указанием Банка России, при участии в открытых конкурсах и аукционах.

Нововведения в антимонопольное законодательство ужесточили требования к сбору доказательств, достаточных для возбуждения дел. Так, при наличии признаков нарушения статьи 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» необходимо наличие фактов смешения с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Отсутствие подобного смешения не позволяет сделать вывод о получении преимущества хозяйствующим субъектом на товарном рынке, и подобные споры разрешаются в судебном порядке.

В связи с изменением порядка возбуждения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства Нижегородским УФАС России в первом полугодии 2016 года возбуждено 3 дела по статьям 14.5 и 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении ООО «ВолгаС», ООО «Теремок» и ООО «Лад-Проект».

По результатам рассмотрения дела вынесено 1 решение в отношении ООО «АСК-Видео» (прежнее название – ООО «ВолгаС»), действия которого Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства признала недобросовестной конкуренцией, выразившейся во введении в оборот товара с использованием фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием конкурента - ООО «Волга-С». Действия ООО «ВолгаС» (новое наименование - ООО «АСК-Видео») по введению в оборот товара с использованием фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием ООО «Волга-С» были направлены на получение преимущества ответчика в предпринимательской деятельности посредством уменьшения материальных издержек в продвижении услуг по реализации продукции, использование наработанной клиентской базы заявителя бывшими сотрудниками ООО «Волга-С», создавшими ООО «ВолгаС», смешение третьими лицами двух организаций.

 

Надеемся, что данная информация будет интересна и полезна хозяйствующим субъектам.