Обзор состояния конкурентной среды на рынке производства и реализации железобетонных изделий Нижегородской области в 2007 – 2008 годах

 

I. Общие положения
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы России от 25.11.2008 № ЦА/31136 и приказом ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области провело сбор и анализ информации, характеризующей ситуацию на рынке производства и реализации железобетонных изделий (далее – ЖБИ, изделия) Нижегородской области.
При проведении исследования Нижегородское УФАС России руководствовалось приказом ФАС России от 25.04.2006 №108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» (далее – Порядок), а также методическими рекомендациями ФАС России (исх. № ЦА/31136 от 25.11.2008)
В качестве первичных источников информации при проведении настоящего анализа использованы:
Ш     сведения, полученные от органов государственной власти Нижегородской области;
Ш     информация, представленная хозяйствующими субъектами;
Ш     материалы печатных и электронных средств массовой информации;
Ш     данные собственных исследований Нижегородского УФАС России.
II. Определение временного интервала исследования
Согласно поручению ФАС России анализ рынка ЖБИ проводился ретроспективно за 2007-2008 года (по состоянию на 01.01.2009).
III. Определение продуктовых границ рынка производства и реализации железобетонных изделий
В соответствии с пунктом 13 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка – это процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке, включающая:
-        предварительное определение товара;
-        выявление свойств товаров, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
-        определение взаимозаменяемых товаров.
В качестве товара на исследуемом рынке рассматриваются железобетонные изделия, а именно конструкции и детали фундаментов, производимые и реализуемые предприятиями, расположенными на территории Нижегородской области. Указанным видам продукции в Общероссийском классификаторе продукции  ОК 005-93 соответствует код 58 1000, включающий следующие группы: 58 1100 (блоки фундаментов), 58 1200 (фундаменты стаканного типа и башмаки), 58 1300 (плиты фундаментов), 58 1400 (детали ростверков), 58 1700 (сваи).
На современном этапе развития строительства железобетонные изделия используют как основной материал в устройстве стен подвалов производственных и жилых помещений, оснований сооружений, межэтажных перекрытий строений, при устройстве подъездных путей к строительным площадкам.
Применение той или иной группы конструкций и деталей фундаментов обусловлено величиной нагрузок, несущей способностью оснований, геологическим разрезом грунта и особенностью технологии строительства дома.
Сфера использования железобетонных изделий при строительстве:
1.      Блоки фундаментов применяют не только для устройства фундаментов и стен подвалов, но и в качестве несущих наружных и внутренних стен и перегородок, высокопрочных заборов и ограждений.
2.      Фундаменты стаканного типа и башмаки используют при строительстве зданий каркасного типа из сборного железобетона в качестве оснований под колонны.
3.      Плиты фундаментов можно использовать для строительства домов на всех видах грунтов и при любой глубине залегания грунтовых вод, но при этом можно строить кирпичный, брусовый или каркасный дом в один или два этажа.
4.      Детали ростверков, а в конечном итоге ростверк используется для компенсации нагрузки от наземной части здания (сооружения) к грунту посредством свай.
5.      Сваи целесообразно использовать при строительстве в том случае, когда грунт в месте строительства обладает низкой несущей способностью.
Исследуемые виды ЖБИ имеют различные технологические свойства, а также сферу применения, несмотря на общую локацию использования. По мнению опрошенных в ходе анализа основных производителей, железобетонные изделия в силу своих технологических свойств и сложившейся практики являются товаром, не имеющим аналогов по части прочности, надежности и экономичности использования.
Кроме того потребности строительных организаций в железобетонных изделиях (вне зависимости от того, чем они руководствуются при выборе указанных товаров: ценой или определенным заводом-производителем) может удовлетворить любое предприятие, производящие и/или реализующее ЖБИ на территории Нижегородской области.
Таким образом, в целях настоящего исследования в продуктовые границы товарного рынка (одну товарную группу) включены конструкции и детали фундаментов по группам: блоки фундаментов (58 1100), фундаменты стаканного типа и башмаки (58 1200), плиты фундаментов (58 1300), детали ростверков (58 1400), сваи (58 1700) в силу следующего:
-        исследуемые железобетонные изделия применяются как основной материал при строительстве фундамента любого сооружения;
-        исследуемые виды железобетонных изделий, входящие в одну товарную группу необходимо рассматривать самостоятельно в силу технологических особенностей их применения.
IV. Определение географических границ товарного рынка
Географические границы товарного рынка представляют собой территорию, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар и не имеют такой возможности за её пределами.
Таким образом, географические границы рынка определяются наличием поставщиков, которые имеют возможность поставлять товар внутри данной территории, с одной стороны, и возможностью потребителей приобретать товар на соответствующей территории, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат, с другой.      
С учетом вышеупомянутых методических рекомендаций ФАС России анализ рынка проводится в географических пределах субъекта Российской Федерации – Нижегородской области (в состав субъекта входят 48 муниципальных районов и 4 городских округа).
Для определения географических границ также проведен анализ географии поставок изделий. Необходимо отметить, что наибольший объем ЖБИ реализуется на территории г.Нижнего Новгорода. Вместе с тем в 2008 году возросла реализация также на территории районов области, что связано с возрастающими темпами строительства.
<…>
Анализ приведенных выше данных показывает, что территориальная структура реализации ЖБИ обширна. Кроме того, по сравнению с 2007 годом возросла доля поставок в город Дзержинск, Кстовский район, Борский район ряд других районов Нижегородской области.
Кроме того, при анализе информации, поступившей как от производителей, так и от потребителей ЖБИ, установлено, что потребительские свойства изделий при соблюдении требований погрузки, наличии подъездных путей к строительным объектам сохраняются; коэффициент брака продукции составляет в среднем 0,03%.
Таким образом, географическими границами рынка производства и реализации железобетонных изделий являются административные границы Нижегородской области
V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке
1. Состав покупателей
Покупателями железобетонных изделий (непосредственно с заводов-производителей ЖБИ) на территории Нижегородской области являются организации, осуществляющие производство общестроительных работ по возведению зданий, а также организации-посредники, осуществляющие оптовую торговлю строительными материалами.
В соответствии с методическими рекомендациями выявлены наиболее крупные покупатели ЖБИ.
№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта (потребителя ЖБИ)
ИНН
Адрес места нахождения
Объем потребления ЖБИ в 2007-2008 гг. (м3)
1
 
 
 
 
2
 
 
 
 
3
 
 
 
 
4
 
 
 
 
5
 
 
 
 
 
 
2. Состав продавцов
Продавцами на рынке производства и реализации ЖБИ являются заводы-производители ЖБИ, а также оптовые организации-посредники.
По полученным данным в период с 2007 года по 2008 год на анализируемом рынке функционировало 33 хозяйствующих субъекта, по трем из которых на 01.01.2009 сформирована ликвидационная комиссия. Кроме того 10 заводов-производителей не занимаются производством изучаемых видов ЖБИ.
Таблица 1
№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта
Адрес места нахождения
Дата ввода в эксплуатацию
Проектная мощность выпуска продукции (тыс.м3 в год)
1
 
 
 
273,8
(с учетом товарного бетона)
2
 
 
 
170,0
(с учетом товарного бетона)
3
 
 
 
12,0
4
 
 
 
170,0
5
 
 
 
95,3
6
 
 
 
64,0
7
 
 
 
50,0
(без учета товарного бетона)
8
 
 
 
56,8
9
 
 
 
104,0
10
 
 
 
43,8
11
 
 
 
80,0
12
 
 
 
50,0
13
 
 
 
108,5
14
 
 
 
30,0
15
 
 
 
130,0
 
VI. Расчет объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов и определения уровня концентрации на рынке реализации ЖБИ
В данном исследовании объем товарного рынка определяется на основе такого показателя, как объем реализации железобетонных изделий по группам, входящим в подкласс конструкции и детали фундаментов.
Доли хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций, реализующих ЖБИ) на рассматриваемом товарном рынке определяются по формуле:
, где
 – доля i-го хозяйствующего субъекта в определенных географических границах рассматриваемого рынка;
 – объем реализации (в тыс. м3) i-го хозяйствующего субъекта в определенных географических границах рассматриваемого рынка;
 – общее количество хозяйствующих субъектов в определенных географических границах рассматриваемого рынка.
В результате расчетов определены доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке производства и реализации ЖБИ в административных границах Нижегородской области. Данные о долях хозяйствующих субъектов и объемах реализации железобетонных изделий в период с 01.01.2007 по 31.12.2008 приведены ниже в Таблицах № 2, 3, 4, 5.
<…>
На приведенной диаграмме представлено распределение объемов реализации железобетонных изделий по видам. Исходя из данной диаграммы, можно сделать вывод, что на территории Нижегородской области в 2007 году в большей степени реализованы блоки фундаментов. Вместе с тем, в 2008 году практически в равной степени реализованы как блоки фундаментов, так и сваи (код ОКП 58 1100 и 58 1700 соответственно).
<…>
Также определен уровень концентрации изучаемого товарного рынка. Для определения уровня концентрации использованы два показателя:
ь      коэффициент рыночной концентрации (CR3) на рынке реализации блоков фундамента – 55,09% в 2007 г., 60,90% в 2008 г.;
ь      индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) на рынке реализации блоков фундамента на территории нижегородской области – 1453 в 2007 г., 1674 в 2008 году.
Уровень концентрации рынка в 2007-2008 гг. умеренный.
 
<…>


На рынке реализации конструкций и деталей фундаментов группы «фундаменты стаканного типа и башмаки» распределение долей представлено следующим образом.
Показатели уровня концентрации данного товарного рынка составили:
ь      CR3 = 90,28% в 2007 году, 93,75% в 2008 году;
ь      HHI = 2905 в 2007 году, 3027 в 2008 году.
Уровень концентрации рынка в 2007-2008 гг. высокий.
<…>


На территории Нижегородской области реализацией плит фундаментов занимается пять предприятий-производителей ЖБИ.
Наибольшую долю занимают ОАО «Арзмасжелезобетон», ОАО «Завод ЖБК» и    ООО «ЗКПД-4», вместе с тем необходимо отметить, что доля указанных хозяйствующих субъектов в 2008 году уменьшилась в среднем на 1,7%.
Данная динамика связана с увеличением объемов реализации анализируемых железобетонных изделий ООО «Саровстройматериалы» и ОАО «Железобетонстрой №5» на 190 м3 и 50 м3 соответственно, что в процентном соотношении составило 1,67% и 1,04% соответственно.
Показатели уровня концентрации составили:
ь      2007 год – CR3 = 83,14%, HHI = 2555 – высокий уровень концентрации;
ь      2008 год – CR3 = 78,16%, HHI = 2393 – высокий уровень концентрации.
Необходимо отметить, что на территории Нижегородской области производством деталей ростверков не занимается ни одно предприятие.
<…>


Анализ долей реализации ЖБИ в Нижегородской области показал, что второй группой по объему реализации является группа «сваи».
Показатели уровня концентрации в 2007 году составляли:
ь      CR3 = 90,07%;
ь      HHI = 2854.
В 2008 году данные показатели составили:
ь      CR3 = 85,61%;
ь      HHI = 2674.
Уровень концентрации в 2007-2008 гг. высокий.
 
VII. Определение барьеров входа на рынок производства и реализации железобетонных изделий на территории нижегородской области
1.Административные барьеры:
Административным ограничением на рынке производства железобетонных изделий является:
-        лицензирование: одним из составляющих элементов железобетонных изделий является бетон. В свою очередь прочность бетона зависит от исходных материалов – крупного каменного заполнителя (гравий, щебень), песка, цемента и воды.
Согласно распоряжению Правительства Нижегородской области от 09.12.2008 № 2329-р «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Нижегородской области» к полезным ископаемым отнесены гравий, пески, песчано-гравийные и гравийно-песчаные породы.
Согласно Закону от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Данное положение также закреплено Законом Нижегородской области от 11.05.2005 №46-З «Об участках недр местного значения».
Кроме того, предоставление участка (участков) недр в пользование осуществляется на условиях соглашения о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Из названных нормативных актов следует, что уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области вправе решать вопросы о предоставлении участков для добычи полезных ископаемых, которые используют при производстве железобетонных изделий (соответственно данный барьер будет иметь место в случае, если завод-производитель занимается разработкой и добычей полезных ископаемых для собственных производственных нужд).
2.Экономические ограничения:
Основными экономическими факторами, ограничивающими деятельность хозяйствующих субъектов на рынке производства и реализации ЖБИ, являются:
-        затраты на лицензирование деятельности по добыче полезных ископаемых (в том случае, если производитель ЖБИ занимается разработкой и добычей полезных ископаемых): в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» при пользовании недрами предприятие несет следующие расходы:
§        разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
§        регулярные платежи за пользование недрами;
§        плата за геологическую информацию о недрах;
§        сбор за участие в конкурсе (аукционе);
§        сбор за выдачу лицензии.
-        затратность модернизации и оптимизации производства: в силу того, что большинство заводов-производителей ЖБИ на территории Нижегородской области функционируют с 60-х годов, производственное оборудование изношено, появление новых технологических процессов также повлияло на процесс модернизации производства. Так, например, в строительство нового корпуса и реконструкцию ЗАО «<…>» в 2007-2008 гг. инвестировано около <…> руб.;
-        зависимость рынка ЖБИ от рынка строительства: в силу сложившейся в 2008 году экономической ситуации произошло сокращение темпов строительства – приостановка «бумажных» проектов, «заморозка» строящихся объектов и сокращение работников, – что в свою очередь привело к сокращению объемов производства железобетонных изделий.
VIII.Оценка состояния конкурентной среды
в определенных географических границах рынка реализации железобетонных изделий
При оценке состояния конкурентной среды на рынке реализации ЖБИ произведены расчеты:
-        коэффициентов рыночной концентрации (CR3) в географических границах Нижегородской области по объему реализации изделий;
-        индексов рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) для рынка Нижегородской области по объемам реализации ЖБИ.
Результаты расчетов коэффициентов и индексов рыночной концентрации приведены в главе VIданного аналитического отчета.
На основании этих расчетов произведен анализ состояния конкурентной среды на исследуемом рынке в административных границах Нижегородской области.
В результате анализа состояния конкурентной среды на рынке реализации ЖБИ установлено:
·      развитая конкурентная среда не сложилась ни на одном товарном рынке;
·      потенциально развитая конкурентная среда(неравномерное распределение долей хозяйствующих субъектов по причине специализации производства на другие товарные группы) сложилась на рынке реализации блоков фундамента (код ОКП 58 1100). Необходимо отметить, что коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличились в 1,1 раза и 1,2 раза соответственно;
·      неразвитая конкурентная среда (от четырех до семи хозяйствующих субъектов) сложилась на товарных рынках реализации фундаментов стаканного типа           (58 1200), плит фундаментов (58 1300), свай (58 1700). Расчеты показателей конкурентной среды на рынке реализации плит фундаментов и свай указывают на снижение концентрации на указанных товарных рынках вследствие более равномерного распределения долей между хозяйствующими субъектами.
Нарушений антимонопольного законодательства на рынке производства и реализации железобетонных изделий не установлено.