О ситуации с начислением платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды (ОДН)

 

1. Законодательное регулирование

С 01 сентября 2012 года вступили в силу положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее также – Правила №354), регламентирующих порядок начисления платы за потребление энергоресурсов, в том числе электрической энергии, на общедомовые нужды, в частности, в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета.

Согласно Правилам №354 (пункт 40) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, законодательно однозначно определено, что потребление электрической энергии в процессе использования общего имущества многоквартирного дома является коммунальной услугой и должно, соответственно, оплачиваться потребителем.

Правилами №354 четко регламентирован порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды, в том числе по электроснабжению.

Согласно Правилам №354 (пункт 48, формулы №10, 15 приложения №2) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по следующей формуле:

 

где:

V- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

T- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий утвержден решением РСТ Нижегородской области от 30.11.2011 №57/21 и составляет для жилых домов городских населенных пунктов, не оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительным оборудованием, 2 рубля 43 коп.

При этом объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, рассчитывается по следующей формуле:

 

где:

N- норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Норматив потребления электрической энергии на ОДН установлен постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012 №594 и составляет от 0,71 до 6,52 кВт.ч в месяц на 1 кв.м площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в зависимости от состава оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома (освещение и силовое оборудование лифтов) и этажности здания.

В случае же, если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета,  объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в таком многоквартирном доме определяется следующим образом (формула №12 приложения №2 к Правилам №354):

 

, где

Vд- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

Vнеж.- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Vжил.п.- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Vжил.п.w- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

Vкр.- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

Si- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб.- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

 

И в том, и в другом случае (то есть и при наличии, и при отсутствии общедомового прибора учета) при распределении объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, между всеми собственниками помещений в расчет принимается полезная площадь дома (площадь жилых и нежилых помещений), площадь конкретной квартиры (помещения), а также площадь помещений, входящих в общее имущество многоквартирного дома.

 

2. Антимонопольный контроль

 

2.1. Жалобы на действия ОАО «Нижегородская сбытовая компания»

В связи с вступлением в силу с 01 сентября 2012 года Правил №354  в платежных документах (счетах) на оплату электрической энергии, полученных гражданами-собственниками помещений в многоквартирных домах в октябре-ноябре 2012 года, гарантирующие поставщики электрической энергии, в частности, ОАО «Нижегородская сбытовая компания», включили плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.

Указанное послужило основанием для направления многочисленных обращений граждан в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области с просьбой проверить обоснованность действий гарантирующего поставщика электрической энергии в указанной части.

Так, в частности, за период с сентября текущего года в Управление поступили заявления более чем от 100 субъектов.

В ходе рассмотрения указанных заявлений Управлением осуществлялась проверка расчетов, производимых ОАО «Нижегородская сбытовая компания».

Осуществляя указанную проверку, Управлением на текущий момент не установлено фактов нарушения порядка ценообразования при расчете гарантирующим поставщиком платы за потребление электрической энергии на общедомовые нужды.

Однако при этом установлено, что основные показатели, используемые при расчете искомой платы — площади жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах — были запрошены гарантирующим поставщиком заблаговременно (в летний период 2012 года) у жилищных организаций, осуществляющих управление жилищным фондом в границах зоны деятельности ОАО «Нижегородская сбытовая компания».

Управлением проведена «встречная» проверка данных пояснений  ОАО «Нижегородская сбытовая компания» путем запроса, в частности, районных домоуправляющих компаний г.Нижнего Новгорода о том, направлялись ли ими сведения в сбытовую компанию (гарантирующему поставщику) и на основании каких данных осуществлялся расчет искомых площадей многоквартирных домов, находящихся в их управлении.

Так, домоуправляющие компании Московского, Канавинского, Сормовского Автозаводского (ООО "Наш дом"), Приокского и Советского районов подтвердили факт направления информации о площадях многоквартирных домов, находящихся на обслуживание данных домоуправляющих компаний, необходимой для расчета суммы платежа за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды, в  ОАО «Нижегородская сбытовая компания».

Между тем ОАО «ДК Нижегородского района» опровергло факт передачи такой информации в адрес ОАО «Нижегородская сбытовая компания». В связи с чем Нижегородским УФАС России в настоящее время проводится проверка расчетов ОАО «Нижегородская сбытовая компания» платежей за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды для потребителей Нижегородского района города Нижнего Новгорода на основании многочисленных заявлений жителей данного района.

При этом следует отметить, что в случае, если платежи за электроэнергию, потребляемую на ОДН, начислены неверно из-за недостоверных данных о площадях помещений, в том числе относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, переданных в ОАО «Нижегородская сбытовая компания» у антимонопольного органа не будет оснований возбуждать дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении гарантирующего поставщика, поскольку в его действиях будет отсутствовать злоупотребление своими гражданскими правами; виновность, умысел общества в данном случае не будут доказаны.

В данном случае решать вопросы, связанные с достоверным определением площадей многоквартирных домов, собственники помещений должны совместно с домоуправляющими компаниями и органами технической инвентаризации (БТИ), вплоть до подачи исков в порядке гражданского судопроизводства. Также можно обратиться в органы прокуратуры.

 

2.2. Жалобы на действия (бездействие) домоуправляющих компаний

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступают заявления граждан, в которых указывается на необоснованные действия домоуправляющих компаний в части расчета размера платы за содержание и ремонт жилых помещений. Как указывают потребители, поскольку с октября 2012 года потребление электроэнергии на общедомовые нужды оплачивается как отдельная коммунальная услуга, размер ежемесячной платы за содержание и ремонт жилых помещений, в которой раньше учитывался, по мнению заявителей, указанный платеж, должен быть соразмерно уменьшен. Однако искомая плата за содержание и ремонт жилых помещений, начисляемая жилищными организациями-исполнителями коммунальных услуг, остается неизменной.

В своих ответах домоуправляющие компании пояснили, что в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункт 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует, то домоуправляющие компании при расчете стоимости платы за содержание и ремонт жилого помещения используют  нормативы, установленные постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 09.07.2012 №2698, в котором специально оговорено, что  в размер платы не включена стоимость использованной (потребленной) электрической энергии для работы приборов освещения помещений общего пользования и электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.

 Помимо этого домоуправляющие компании также поясняют, что стоимость потребленной электрической энергии для работы приборов освещения помещений общего пользования и электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения ими не включалась.

Представленные ДУКами прейскурант услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, включаемых в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, капитальный ремонт на 1 кв.метр общей площади помещений, являющийся неотъемлемой частью договоров управления многоквартирными домами, включает, помимо прочего, лишь плату за электротехнические работы, включенные как один из видов работ пот обслуживанию  внутридомового инженерного оборудования (включая аварийно-ремонтное обслуживание).

При этом указанная плата устанавливается (утверждается собранием собственников) на весь год и без соответствующего решения собственников не может быть изменена.

 

Файлы для скачивания

ответ ОАО "Домоуправляющая компания Нижегородского района"
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.11 МБ