Коллективным разумом

Открытое заседание Общественно-консультативного совета прошло 09.07.2015 в Нижегородском УФАС России

Первым вопросом в повестке дня стало включение в План мероприятий (дорожную карту) по содействию развития конкуренции в Нижегородской области рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства. Проблем, которые могут стать предметом разработки в рамках реализации дорожной карты, на этом рынке множество.

Обсуждение возможных механизмов и способа пресечения регионального протекционизма на рынке реализации алкогольной продукции стало второй темой в повестке дня.

- Рынок у большого количества услуг, объединяемых понятием ЖКХ, согласно решению первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова должен быть включен в Дорожную карту, что - пусть с запозданием -и происходит сейчас. Важно сконцентрироваться на самом актуальном, научиться работать с этим рынком на наиболее проблемных площадках. Следует отработать алгоритм межведомственного взаимодействия, вписывать его в законодательные контуры, - подчеркивает руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович. - С чего начать? Какие вопросы реально проблемные? Как подойти к ним в территориальном организационном содержательном аспекте? Это тот круг вопросов, которые мы хотели обсуждить с членами ОКСа.

Предметом разработки, к примеру, могут стать вопросы в сфере электроэнергетике при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. По данным Нижегородского УФАС России, 60% всех поступивших в 1 полугодии 2015 года (182 шт.) заявлений касаются вопросов, возникающих в сфере электроэнергетики, из них 30% (92 шт.) проблем возникает при осуществлении технологического присоединения объектов к электрическим сетям. При этом в первом полугодии 2015 года число заявлений на действия сетевых организаций по вопросам технологического присоединения сравнению с тем же периодом прошлого года возросло почти вчетверо.

Остро стоит проблема неисполнения сроков технологического присоединения. Анализ поступающих жалоб показал: превалирующее большинство ситуаций, в которых сетевые организации допускают превышение сроков выполнения договоров об осуществлении технологического присоединения (6 месяцев со дня заключения договоров), возникает в случаях необходимости строительства новых объектов электросетевого хозяйства - трансформаторных подстанций, линий электропередач.

Проблемой стало наличие бесхозных объектов электросетевого хозяйства. Согласно пункту 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, для граждан, осуществляющих технологическое присоединение энергопринимающих установок на напряжении не больше 20 кВт размер платы за технологическое присоединение составляет 550 рублей. В случае, когда расстояние от энергопринимающей установки гражданина до объектов энергосетевого хозяйства превышает 300 м., а в сельской местности 500 м., плата за технологическое присоединение рассчитывается в индивидуальном порядке и может достигать нескольких миллионов рублей.

Нередки ситуации, когда ближайшие до домов граждан объекты энергосетевого хозяйства являются бесхозными и на балансе ни одного предприятия не числятся.

Осложняет задачу бездействие органов местного самоуправления при выявлении фактов самовольного строительства объектов электросетевого хозяйства.

При осуществлении строительства линий электропередач и иных объектов электросетевого хозяйства на землях общего пользования, получение согласия органа местного самоуправления на такое строительство обязательно. В отсутствие указанного строительства возведенные объекты считаются самовольными постройками и подлежат сносу. В частности, в таких случаях в обязанность органов местного самоуправления вменяется обращение в судебные органы с исками о сносе самовольно построенных объектов.

Не менее проблематичны вопросы в сфере газоснабжения. Труднорешаемым становится нахождение участков газопроводов низкого давления, к которым возможно подключение, в собственности третьих лиц (не газораспределительных организаций).

Проблемой при присоединении жилых домов к газораспределительным сетям является нахождение участков газопроводов низкого давления, к которым возможно подключение, в собственности третьих лиц. Судебная практика сводится к тому, что при присоединении к газораспределительной сети необходимо получить согласие собственника промежуточного газопровода, но установление такого собственника не всегда возможно. Нередки ситуации, когда участки газопровода возводятся жителями совместно и, как правило, документы о праве собственности не оформляются. И в данном случае четко не определено, необходимо ли согласие всех собственников (а их число может превышать 100 человек) либо нескольких из них. Зачастую установить перечень всех физических лиц, участвовавших в строительстве того или иного газопровода, невозможно.Как следствие, газификация жилых домов затягивается на неопределенные сроки.

В Нижегородское УФАС России нередко поступают жалобы о существенной стоимости газификации жилых домов собственными силами; при этом мероприятия по газификации населенных пунктов, в которых расположены жилые дома, согласно региональной программе запланированы на отдаленный срок либо не предусмотрены вовсе.

Рынок управления многоквартирными домами лишь в незначительной части затрагивает сферу деятельности антимонопольного органа. При этом основные источники недовольства населения (отсутствие ремонтов в многоквартирных домах, завышенные суммы денежных средств, истраченных на ремонты, неправильное начисление платы за содержание и ремонт жилых помещений и прочих коммунальных услуг и т.д.), не попадает в поле зрения Нижегородского УФАС России. Поэтому для разработки системных мероприятий на данном рынке необходима организация взаимодействия с государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, Управлением Роспотребнадзора Нижегородской области.

Вторым вопросом стало обсуждение возможных механизмов и способа пресечения регионального протекционизма на рынке реализации алкогольной продукции.

По мнению экспертов, региональный протекционизм может проявлятся в различных формах. Например, « добровольной» сертификации и маркировке, или установлении отдельных запретов - временных, территориальных, ассортиментных, в каналах дистрибьютерской сети. А также указаниях на увеличенике объемов продаж товаров местного производителя и других.

Нижегородскому УФАС России рекомендовано, обсудив на Общественно консультативном совете с представителями предпринимательских сообществ имеющуюся информацию, при необходимости применить меры антимонопольного реагирования.