О резонансных делах, рассмотренных Нижегородским УФАС России, рассказали журналистам на итоговой пресс-конференции

За минувший год в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - по состоянию на 31.12.2015 - поступило 7 270 обращений от граждан и юридических лиц. Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в 2015 году наложило взысканий на 443 хозяйствующих субъекта на общую сумму 54, 815 млн. рублей.

 

 

- Наша цель не разорить ту или иную компанию или организацию посредством крупных штрафов, а лишь пресечь дальнейшие неправомерные действия, - подчеркнул Михаил Теодорович.

В минувшем году Нижегородским УФАС России рассмотрено дело по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области и Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов.

Из предыстории: 25 марта 2010 года между заказчиком и исполнителем - Филиалом ФГУ «ФЦЦС» по Нижегородской области - было заключено соглашение о распространении новой, уточненной редакции территориальной сметно-нормативной базы ТЕР-2001 (2009) Нижегородской области. Проанализировав материалы, Нижегородское УФАС России посчитало, что соглашение привело к ограничению доступа к территориальным сметным нормативам на рынке компьютерных сметных программ и рынке составления проектно-сметной документации.

Работа по разработке территориальных сметных нормативов по Нижегородской области в форматах «.doc», «.pdf» и в формате «.uf» выполнялась с использованием бюджетных средств. В силу закона территориальные сметные нормативы Нижегородской области являются официальной информацией и служат для определения сметной стоимости строительства на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств Российской Федерации и Нижегородской области. Доступ к ним не должен быть ограничен. Отсутствие универсального формата в открытом доступе, наличие его в соответствии с Соглашением исключительно у филиала ФАУ «ФЦЦС» по Нижегородской области привело к возможности получения этой информации хозяйствующими субъектами только на возмездной основе у филиала ФАУ «ФЦЦС» по Нижегородской области. При этом каких-либо функций по разработке территориальных сметных нормативов Нижегородской области филиалом не осуществлялось. В этой связи разработчики сметных программ вынуждены заключать договор с филиалом ФАУ «ФЦЦС» по Нижегородской области,  разработчики сметных программ, не заключившие такой договор, необоснованно несли финансово-материальные затраты, связанные с необходимостью дополнительных преобразований из формата публикации в формат программного комплекса. Дело рассмотрено Нижегородским УФАС по поручению ФАС России. Аналогичного рода проверки на рынках разработки и реализации сметного программного обеспечения и проектно-сметной документации идут примерно в 40 регионах. Они позволят сделать названные рынки открытыми и конкурентоспособными.

В 2015 году Нижегородское УФАС России рассмотрело вдвое больше заявлений на действия субъектов естественных монополий. 45% из них касались вопросов в сфере электроэнергетики, 37% - теплоснабжения (необоснованные цены на приборы учета, на тепловую энергию). Существенно вырос поток жалоб на нарушения, возникающие при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих установок к электрическим сетям: 65 заявлений рассмотрено в 2014 году, 166 заявлений – в 2015 году (рост в 2,5 раза). В большинстве случаев сетевые организации устраняли допущенные нарушения до момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Количество рассмотренных дел в отношении сетевых организаций по этой тематики выросло в 2,8 раза (2015 году – 17 дел, в 2014 – 6 дел).

В минувшем году в отношении субъектов естественных монополий количество выданных предупреждений более чем в два раза  превысило число предупреждений, выданных за два предыдущих года (2013 год + 2014 год). При чем только в двух случаях предупреждения Нижегородского УФАС России не исполнены, в связи с чем были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. В результате были устранены такие нарушения, как навязывание невыгодных условий договоров при подключении к сетям газораспределения и к электрическим сетям (в том числе условий о завышенной стоимости подключения, навязывание приобретения дорогостоящего оборудования, навязывание места установления прибора учета), отказы в заключении договоров на технологическое присоединение.

 

 

- Самым крупным штрафом, оплаченным в 2015 году субъектом естественной монополии, стал административный штраф, наложенный Арбитражным судом Нижегородской области на акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (свыше 1,312 894 млн. рубля), - рассказал заместитель руководителя Нижегородсколго УФАС России Юрий Гребнев. - Нарушение заключалось в создании дискриминационных условий, которые создавало АО «ФПК» контрагентам при формировании грузобагажных поездов (в рассматриваемом случае речь шла о формировании поезда, следующего по направлению Киров – Воркута, посредством которого доставлялись товары народного потребления в районы Крайнего Севера). Нижегородское УФАС России неоднократно предъявляло к АО «ФПК» претензии по вопросу формирования данного поезда, трижды возбуждая в отношении общества дела о нарушении антимонопольного законодательства.

До вмешательства Нижегородского УФАС России АО «ФПК» формировало данный поезд из вагонов грузооправителей (конкурирующих между собой за возможность перевезти максимально возможный объем товара) по собственному усмотрению; круг грузоотправителей был определен заранее и «места» в составе (количество вагонов) распределялись без учета принципов справедливости.

Первоначально АО «ФПК» отказывало по различным мотивам во включении в состав данного поезда вагонов новых перевозчиков. После предписаний Нижегородского УФАС России о прекращении нарушений антимонопольного законодательства вагоны новых перевозчиков включались в минимальном количестве (1 вагон).

В рамках дела, рассмотренного в июне 2014 года (судебные споры завершены в 2015 году), Нижегородское УФАС России обязало АО «ФПК» придерживаться принципов равноправия всех организаций, нуждающихся в перевозке железной дорогой своих товаров, и недискриминационного подхода при формировании поездов. Выводы Нижегородского УФАС России нашли поддержку в судебных органах.

В 2015 году в Нижегородское УФАС России поступило 681 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Из них 140 жалобы признаны обоснованными. В результате рассмотрения жалоб выдано 473 предписаний, информировала начальник отдела контроля закупок Светлана Кирьякова.

Наибольшее количество жалоб поступало в управление на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при осуществлении закупок для федеральных нужд - 282 жалобы или 41,4 %. На втором месте – осуществление закупок для региональных нужд - 228 жалоб или 33,4%)(для сравнения в 2014 году  - 205 жалоб), на третьем  месте – муниципальные нужды - 171 жалобы (в 2014 году - 201 жалоб). В рамках рассмотрения жалоб выявлено 1429 нарушений, т.е. на 27,7 %  больше чем в 2014 (закупки для  федеральных нужд  -587 нарушений, для региональных нужд -481 нарушений, для  муниципальных нужд -361 нарушение).

 

 

Светлана Кирьякова напомнила, что суды трех инстанций подтвердили законность решения УФАС о признании постановления правительства Нижегородской области нарушившим законодательство в части наделения ГП НО «НОФ» исключительными полномочиями. «Фактически данными судебными актами признана незаконной схема осуществления закупок у ГП НО «НОФ» как у единственного поставщика», — подчеркнула она. Несмотря на возбуждение административного производства, заказчики продолжают работу по этой схеме. В 2015 году заказчики, ссылаясь на оспоренное постановление регионального правительства, заключали с ГП НО «НОФ» контракты о поставке лекарств без конкурентных процедур, а сумма этих контрактов, по приблизительной оценке УФАС, составила свыше 3 млрд рублей.

- В 2015 году все эти контракты были исполнены, но в конце 2015 года и начале 2016 года ситуация повторилась, и даже те же самые заказчики несмотря на административное производство все равно заключали контракты с ГП НО «НОФ» на суммы  внушительные, — отметила Светлана Кирьякова. Судом также рассматривается дело о наделении ГП НО «НОФ» исключительными полномочиями постановлением регионального правительства №77 от 2006 года.

Михаил Теодорович упомянул возможные последствия применения схемы закупок у единственного поставщика. В 2016 году УФАС уже получило значительное количество жалоб, в которых заявители отмечают, что концентрация ресурсов в одних руках приводит к ограничению возможностей менее крупных участников рынка, к потере ими объемов реализации, выручки, прибыли , что чревато сворачиванием деятельности. Это может негативно повлиять на номенклатуру предлагаемых аптеками лекарст, поскольку дорогостоящее лекарство станет менее выгодно и более затруднительно покупать, хранить и продавать. В сентябре 2015 года арбитражный суд Нижегородской области встал на сторону УФАС, которое признало региональное правительство нарушившим Закон о защите конкуренции. УФАС признало нарушением положения постановления областного правительства от 17 декабря 2014 года «Об установлении полномочий государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородская областная фармация“», наделяющего фармацию исключительными полномочиями на оказание услуг. 11 февраля 2016 года арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил в силе решения нижестоящих судов по данному делу. Однако 28 января 2016 года Законодательное собрание Нижегородской области приняло областной закон об исключительных полномочиях ГП «НОФ» по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями медицинских учреждений, подведомственных областному Минздраву и участвующих в программе государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи. При этом закон повторил текст постановления регионального правительства, оспоренного Нижегородским УФАС.

Как сообщила начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы, недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России Ольга Швецова на пресс-конференции, ведомством по результатам 347 обращений граждан возбуждено 146 дел, всего же за ушедший год было возбуждено 157 дел.

 

 

- В 2014 году возбуждено было 113 дел. Выдано решений по итогам 2015 года о наличии нарушений федерального закона о рекламе в 119 случаях (в 2014 году — 86), выдано 197 предписаний (в прошлом году столько же), составлено 100 протоколов об административных правонарушениях, тогда как за 2014 год — 83. Штрафы за нарушение федерального закона о рекламе наложены на сумму 4 млн. 348 тыс. рублей, - рассказала Ольга Швецова, отметив, что с каждым годом нарушений становится все больше.