Рубль взаймы

 

Брифинг «Рынок микрозаймов Нижегородской области. Контроль за рекламой микрофинансовых организаций. Тенденции и перспективы» провел заместитель руководителя управления Федерально антимонопольной службы по Нижегородской области Сергей Смирнов в пресс-центре газеты «Комсомольская правда» 17.11.2016.

 

 

 

Основные показатели рынка микрофинансирования Нижегородской области.

В 2015 году на территории Нижегородской области осуществляли деятельность 75 микрофинансовых организаций. По итогам 1 полугодия 2016 года число участников рынка микрозаймов сократилось на 13% и составило 65 организаций.

 

 

Общее количество договоров займа, заключенных в первом полугодии 2016 года - 273 474 договора, что составляет 53,5% от общего количества договоров, заключенных в 2015 году(а именно: 511 470 договоров), из которых:

  • с индивидуальными предпринимателями- 56 (за 2015 года заключено 216 договоров);
  • с юридическими лицами - 179 (против 609 за 2015 год);
  • с физическими лицами- 273 239 (тогда как за предыдущий год заключено 510 645 договоров).

 

 

Таким образом, на 1 июля 2016 года в структуре рынка наибольшую долю занимают микрозаймы, выданные физическим лицам.

По данным отчетности, представляемой в Банк России, за 6 месяцев 2016 года объем портфеля микрозаймов, предоставленных гражданам на территории Нижегородской области, составил 2 432 817 тысяч рублей, что составляет половину суммы займов, выданных физическим лицам в 2015 году.

 

Приоритетные направления работы Нижегородской УФАС России:

Повышение уровня финансовой грамотности населения

Контроль за содержанием рекламы микрофинансовых услуг

Активизация взаимодействия контрольно-надзорных органов

 

 

Основные  нарушения ФЗ «О рекламе, выявленные Нижегородским УФАС России:

- распространение рекламы микрофинансовых услуг (займы и вклады) лицами, которые не имеют права осуществлять эту деятельность (часть 13 статьи 28 Закона)

Как правило, это организации, не состоящие в государственном реестре, а также физические лица и индивидуальные предприниматели, участие которых в сфере микрофинансирования невозможно в силу закона;

- умалчивание об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов лиц, которые воспользуются этими услугами (часть 2 статьи 28), в результате чего искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители (часть 7 статьи 5).

 

Статистика нарушений, выявленных Нижегородским УФАС России.

По сравнению в 2015 годом количество дел, возбужденных по признакам нарушения ФЗ «О рекламе», сократилось более чем на 40%.

Пропорционально этому показателю происходит снижение количества административных дел.

 

 

На четверть снизилось количество административных материалов, направляемых в Нижегородское УФАС России для рассмотрения из органов прокуратуры.

Показатели размера штрафных санкций, наложенных на нарушителей рекламного законодательства, также существенно сократились в 2016 году.

И связано это с введением в действие статьи 4.1.1. КоАП РФ, предусматривающей замену административного наказания в виде  штрафа на предупреждение, в тех случаях, когда нарушение совершено впервые, а лицо, привлекаемое к ответственности, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В качестве превентивной меры Нижегородским УФАС России совместно с ВВГУ ЦБ РФ, Управлением Роспотребнадзора по Нижегородскойобласти, Управлением Роскомнадзора по ПФО подготовлены «Рекомендации средствам массовой информации по производству, размещению и распространению рекламы микрофинансовых услуг».

Данные рекомендации размещены в открытом доступе на официальном сайте Нижегородского УФАС России и на сайте Управления Роскомнадзора по ПФО.