Комиссия Нижегородского УФАС огласила заключение об обстоятельствах дела о правомерности выделения субсидии в размере 125 миллионов рублей

На прошедшем 05.04.2017 заседании по рассмотрению дела в отношении правительства Нижегородской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции сторону ответчика ознакомили с предварительными выводами комиссии.

После объявленного 30.03.2017 перерыва комиссия территориального антимонопольного органа продолжила свою работу. Несмотря на заявленное ранее ходатайство о привлечении к рассмотрению дела, представители Сергачского сахарного завода на заседании отсутствовали.

Ознакомившись с материалами дела и оценив позиции сторон, комиссия огласила заключение об обстоятельствах дела: правительство Нижегородской области признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

- Мы сформулировали предварительную позицию, основанную на материалах дела, - пояснил на брифинге для СМИ председатель комиссии, заместитель руководителя Нижегородского УФАС России Сергей Смирнов. – Правительство Нижегородской области предоставило хозяйствующему субъекту субсидии в размере 125 миллионов рублей. Оказание помощи - вполне законный механизм, но только в том случае, если она предоставляется на установленные законодательством цели и в соответствии с прописанной процедурой. В рассматриваемом случае региональное правительство предоставило преференцию, оформив ее способом, который комиссия сочла незаконным. Предоставление субсидии закомуфлировано как поддержка сахароперерабатывающей отрасли в целом, хотя, по сути, является целевым выделением денежных средств конкретному хозяйствующему субъекту. Сочтя это незаконным, мы сформулировали свое мнение в виде заключения.

Заключение об обстоятельствах дела будет направлено в адрес регионального правительства, чтобы оно могло представить свои возражения. После оценки состоятельности выдвинутых тезисов комиссия территориального антимонопольного органа вынесет решение по делу.

Рассмотрение дела, на котором, как ожидается, будет вынесено решение, отложено на 26.04.20179 (среда) на 14.00.

Аккредитация представителей заинтересованных СМИ по т.437-07-23, а также электронной почте to52-etsareva@fas.gov.ru (пресс-секретарь Елена Царева).

Справка

Напомним, в конце 2016 года по инициативе правительства Нижегородской области Законодательное собрание региона приняло решение о выделении субсидий в размере 125 млн руб из регионального бюджета. Однако несмотря на то, что в Нижегородской области действует целый ряд федеральных и региональных программ поддержки сельхозпроизводителей, они не предусматривают предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на переработку сахарной свеклы.

27.10.2016 Законодательным собранием Нижегородской области принято постановление № 14-VI, согласно которому принят Закон Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2016 год» (внесенный Губернатором области (проект 2147-5).

В силу пункта 2 данного постановления правительству Нижегородской области рекомендовано в срок до 1 декабря 2016 года разработать и принять нормативный акт правительства Нижегородской области, определяющий категории юридических лиц, имеющих право на получении субсидий на поддержку свеклосахарного производства в Нижегородской области, условия и порядок предоставления субсидий и возвращения в областной бюджет.

Во исполнение указанного поручения правительством Нижегородской области принято постановление № 804 от 24.11.2016.

Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что субсидии имеют целевое назначение.

В силу пункта 2.2. Положения субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат организаций на переработку сахарной свеклы.

В настоящее время действуют следующие государственные и региональные программы, предусматривающие поддержку субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынках производства и переработки сельскохозяйственной продукции (в том числе на рынке свеклосахарного производства):

- государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717;

- региональная программа развития агропромышленного комплекса Нижегородской области», утвержденная постановлением правительства Нижегородской области от 28.04.2014 № 280;

- экономически значимая программа развития свеклосахарного производства в Нижегородской области на 2015-2017 годы, утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 19.12.2014 № 179.

Вышеуказанные программы содержат комплекс программных мероприятий, направленных на развитие данной отрасли, в том числе:

- субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям по приобретению техники для выращивания сахарной свеклы,

- мероприятия по расширению посевных площадей и роста урожайности сахарной свеклы;

- мероприятия по реконструкции и модернизации имеющих мощностей;

- строительство, реконструкция и модернизация объектов по хранению готовой продукции, сырья и вторичных ресурсов его переработки.

Таким образом, действующие программы поддержки свеклосахарного производства не предусматривают предоставления сельхозпроизводителям субсидий в целях возмещения части затрат на переработку сахарной свеклы.

Постановление правительства Нижегородской области от 24.11.2016 № 804 «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку свеклосахарного производства в Нижегородской области» не содержит обязательств получателя субсидии направлять данные денежные средства на развитие свеклосахарного производства согласно мероприятиям, предусмотренным действующими государственными и региональными программами.

По результатам проведённого анализа Нижегородским УФАС России выявлено, что в действиях правительства Нижегородской области по изданию Постановления № 804 содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес правительства Нижегородской области направлено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.