Нижегородский прецедент создал законодательную новеллу

Президент Российской Федерации 3 апреля 2018 года подписал Федеральный закон №61-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 и 38 ФЗ «О рекламе»

В соответствии с изменениями статья 5 дополнена частью 103, в соответствии с  которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне, кроме социальной рекламы и справочно-информационных сведений.

Ответственность за данное нарушение несет рекламораспространитель.

Изменения вступают в силу по истечению 60 дней со дня официального опубликования.

Напомним, Нижегородское УФАС России в 2016-2017 годах рассмотрело ряд дел о распространении рекламы на оборотной стороне квитанций по оплате услуг потребления электроэнергии. В связи с тем, что в ФЗ «О рекламе» отсутствовал прямой запрет на распространение рекламы на платежках, дела рассматривались по части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Дела рассмотрены в связи с обращением в антимонопольный орган потребителя по поводу рекламы, распространенной на оборотной стороне квитанций по оплате услуг потребления электроэнергии. По мнению заявителя, это содержало признаки нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе». По утверждению заявителя, размещение рекламы на оборотной стороне квитанции по оплате услуг ЖКХ противоречит требованиям «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 04.09.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила).

«Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» являются составной частью Российского Законодательства. Поскольку в пункте 69 Правил не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах, комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу, что такое размещение является нарушением требований части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Судебная практика Нижегородского УФАС России подтвердила законность и обоснованность решений управления.

Так, 13.07.2017 Арбитражный суд Волго-Вятского округа отказал ПАО «ТНС энерго НН» (дело №А43-22643/2016)и ООО «Энергоконтроль» (дело №А43-15569/2016) в отмене решений и предписаний о прекращении нарушений рекламного законодательства, вынесенных комиссией Нижегородского УФАС России. Предметом рассмотрения дел №А43-22643/2016 и №А43-15569/2016 кассационной инстанцией являлась законность и обоснованность вынесенных комиссией Нижегородского УФАС России решений и выданных предписаний. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в рамках рассмотрения дел №788-ФАС52-07/16 и №360-ФАС52-07/16 признала ненадлежащей рекламу, распространенную ПАО «ТНС энерго НН» и ООО «Энергоконтроль», на оборотной стороне квитанций по оплате услуг потребления электроэнергии, поскольку она противоречит требованиям части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Арбитражный суд Нижегородской области поддержал позицию антимонопольного органа, решения и предписания по делам №788-ФАС52-07/16 и №360-ФАС52-07/16 признаны судом законными и обоснованными. Не согласившись с выводами суда первой инстанции, ресурсоснабжающие организации ПАО «ТНС энерго НН» и ООО «Энергоконтроль» обратились с апелляционными жалобами в Первый арбитражный апелляционный суд, который 11.04.2017 поддержал решение антимонопольного органа.

Решением по делу №1508-ФАС52-07/15 от 12 мая 2016 года Комиссия Нижегородского УФАС России признала ненадлежащей рекламу, размещенную на оборотной стороне квитанций по оплате услуг потребления газа за август 2015 года, произведенную ООО «Союзконтакт» и распространенную ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» и ООО «НижегородЭнергоГазРасчет», и выдала им предписания о прекращении нарушений рекламного законодательства.

Судебные инстанции также признали законными и обоснованными решение и предписания Нижегородского УФАС России.

 

В соответствии с частью 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.