Торги по новым правилам
С 1 июля 2018 вступили в силу изменения в Закон о контрактной системе (44-ФЗ) и Закон о закупках (223-ФЗ).
Как антимонопольный орган будет контролировать закупки, рассказали руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович, начальник отдела контроля госзакупок Светлана Кирьякова, начальник отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями Наталья Патокина.
Поправки направлены на электронизацию госзакупок и поддержку малого и среднего предпринимательства на закупках госкомпаний, отметил руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович:
- Нововведения существенно упрощают процедуру закупок, делая ее максимально понятной для потенциальных участников. Перевод закупок на электронные площадки – один из важнейших шагов, благодаря которому сложности закупочного процесса можно погрузить в функционал информационных систем, сделав закупки для пользователя проще, - отметил он.
За первое полугодие 2018 года специалистами отдела контроля государственных закупок рассмотрено 397 жалоб, выдано 275 предписаний, выявлено 273 нарушений. Рассмотрено выше сотни обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков. Возбуждено 162 административных дела, наложено свыше 1,5млн штрафов, привела статистику начальник отдела Светлана Кирьякова:
- Наибольшее количество поступивших обращений содержат жалобы на закупки строительных работ, заказчиками которых выступали администрации Сергача Сергачского и Богородского районов, администрации Кстово, а также Федеральное казенное учреждение Упрдор Москва - Нижний Новгород, - конкретизировала она. - Самые распространенные нарушения – в установление избыточных требований к характеристикам используемых материалов, которые определяются по результатам испытаний, а также химическому или компонентноому составу. «Содержание зерен пластинчатой формы», «прочность на сжатие», «плотность» - подобное описание требований к товарам, используемым при выполнении работ, фактически влечет за собой ограничение количества участников закупки, а также не позволяет определить соответствие предлагаемых к использованию товаров потребностям заказчика без проведения дополнительных испытаний. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16.
Поправками в 44-ФЗ вносится ряд изменений, важнейшее из которых - отказ от бумажной формы проведения закупок и перевод всех открытых закупочных процедур в электронную форму. Сейчас так проходит только электронный аукцион, полагает Светлана Кирьякова.
Основные изменения в ФЗ 44 в таблице с 1 июля 2018 года | |
Что изменили | Краткое описание изменений |
Планирование | Заказчики смогут публиковать изменения в плане-графике за один день до закупки. Госкорпорации и значимые учреждения будут нормировать закупки |
Способы закупки | С 1 июля 2018 года заказчики вправе проводить в электронной форме не только аукцион, но и конкурс, запрос котировок, запрос предложений. С 1 января 2019 года электронные закупки — обязанность. Электронные площадки смогут взимать плату с заказчиков и участников. Внесли правки во все конкурентные закупки и в правила закупок у единого поставщика |
Проведение закупки | Участников обяжут декларировать, что нет законодательных ограничений для их участия в закупке. Требовать обеспечить заявку заказчики смогут только при НМЦК выше 1 млн руб. |
Контракт | В контракты будут включать новое обязательное условие — вычет из оплаты налогов, сборов и других платежей. При изменении и расторжении контракта не нужно будет публиковать сведения в ЕИС в однодневный срок. Информацию в реестр контрактов необходимо направить в течение пяти рабочих дней, а не трех |
Контроль и обжалование | Контролеры не будут сравнивать сведения в документации и протоколе. Расширили список процедур, которые вправе обжаловать заказчик |
- Поправки в Закон о закупках (223-ФЗ), в частности, устанавливают закрытый перечень способов закупок у субъектов МСП и полный их перевод в электронную форму. Проводиться такие закупки будут на универсальных торговых площадках, функционирующих в соответствии с Законом о контрактной системе (44-ФЗ), - пояснила начальник отдела начальник отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями Наталья Патокина.
Таблица с кратким описанием изменений в ФЗ 223 с 1 июля 2018 года | |
Что изменили | Краткое описание изменений |
Способы закупок | Расширили перечень конкурентных закупок: к конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и запрос предложений. Определили, какая закупка конкурентная. Регламентировали электронные закупки, которые будут проходить на электронных площадках. К неконкурентным отнесли закупки у единственного поставщика и любые другие закупки, которые заказчик напишет в положении о закупке |
Выбор поставщика | Заказчики будут проводить закупки по новым правилам. Так, в описании предмета закупки нельзя указывать товарные знаки. В исключительных случаях написать товарный знак можно, но с фразой «или эквивалент». Требовать обеспечить заявку можно только при начальной (максимальной) цене договора от 5 млн руб. Размер обеспечения – до 5 процентов НМЦД. Изменили сроки, в которые необходимо публиковать извещения и заключать договоры |
Правила закупки у МСП | Закупки у МСП заказчики будут проводить только в электронной форме на электронных площадках, которые утвердит Правительство. Сроки для публикации извещения сокращены в сравнении с закупками на общих основаниях |
Правила работы операторов ЭП | Оператором электронной площадки может быть только юрлицо. При закупках среди МСП закупки будут проводить только на ЭП из перечня Правительства |
Отчетность при закупках | Заказчики отдельно будут отчитываться о договорах с единственными поставщиками по результатам конкурентных закупок, которые не состоялись. Не нужно будет публиковать ежемесячные отчеты о закупках у субъектов малого и среднего бизнеса |
Судебное обжалование | Участники смогут обжаловать любые действия заказчика. Корпорация МСП, региональные власти и организации, созданные органами власти регионов, вправе подать жалобу только на заказчиков, в отношении которых проводят оценку и мониторинг |
Закупки по инвестпроектам | Правила закупок по инвестпроектам будут действовать, если стоимость такого проекта от 500 млн руб. Правила не применяют госкорпорации, госкомпании, хозобщества, в уставном капитале которых доля участия государства превышает 50 процентов, и «дочки» перечисленных организаций |
Закупки с утвержденной начальной (максимальной) ценой договора | Правительство установит перечни товаров с начальной (максимальной) ценой договора. Если заказчик запланировал цену выше, то должен согласовать закупку с координационным органом Правительства |
Эти меры позволят обеспечить поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на закупках госкомпаний, полагает Наталья Патокина.